Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста» | Хрущева Екатерина Александровна. Работа №289079

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хрущева Екатерина Александровна
 

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.

Согласно программе дошкольного образования дети постепенно усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение.

Статья «Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдений в природе»

 

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.

Согласно программе дошкольного образования дети постепенно усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение.

Целью работы является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования наблюдений в природе в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

2. Исследовать наблюдение в природе как средство формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.

3. Определить задачи и содержание работы по формированию словаря младшей группы в примерной образовательной программе «От рождения до школы».

4. Выявить исходный уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.

5. Разработать и провести педагогические мероприятия по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдений в природе.

6. Проанализировать опытно-практическую работу по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.

В результате исследовательской работы был проведен анализ по проблеме формирования словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдений в природе.

Были рассмотрены особенности развития словаря младшего дошкольного возраста. Важными особенностями развития словаря детей младшего дошкольного возраста являются: период словотворчествасловарь ребенка пополняется словами, придуманными им самим, искажение звуковой оболочки слова, дети легко узнают предметы, но не всегда правильно их называют, из-за особенностей восприятия дети воспринимают предметы целостно, поэтому необходимо пополнять словарь названиями частей предметов. В данном возрасте у детей необходимо развивать не только количественную сторону словаря ребенка, но и понимание смысла слова.

Кроме того, в процессе проведения исследовательской работы было определено, что наблюдение в природе является эффективным средством формирования словаря детей младшего дошкольного возрастаНаблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Ознакомление с природой дошкольников является важнейшим направлением в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря и эстетических переживаний ребёнка. Правильно определить величину, форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цветов при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т. д. ребёнок может только при хорошей эстетической восприимчивости, которую у него надо систематически развивать как образы прекрасного.

Были определены задачи и содержание работы по формированию словаря младшей группы в примерной образовательной программе «От рождения до школы»,которая осуществляется по следующим направлениям:

- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

- уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;

- учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

- обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы;

- учить понимать обобщающие слова;

- называть части суток;

- называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

По данной теме была проведена опытно-практическая работа. Подобраны методики для выявления исходной стадии сформированности словаря детей младшей группы МБДОУ «Детский сад № 37». Далее были разработаны конспекты занятий по формированию словаря у детей, составлено перспективное планирование на 2 недели.

Конспекты занятий

1 конспект

Тема: «Использование прогулки и наблюдений для расширения словарного запаса детей».

Цель: Обобщить знания детей о деревьях; используя наблюдения, расширять словарный запас детей.

Программные задачи:

- Закрепить с детьми название деревьев (клен, береза, липа, ель, каштан, рябина); умение находить у дерева ствол, корни, ветки;

- познакомить детей с понятием «кустарник»формировать представление об основных частях кустарника; отметить отличия кустарника от дерева;

- развивать у детей умение отвечать на вопросы; развивать внимание, наблюдательность, воображение;

- активизировать в речи детей прилагательные;

- продолжать учить детей отгадывать загадки;

- пополнять словарный запас детей;

- прививать бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за деревьями, чтение стихов и рассказов о деревьях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рисование деревьев, замораживание окрашенной воды - цветные льдинки.

Ход занятия

Выход на прогулку мы начинаем со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день! У нас с вами хорошее настроение и все мы улыбаемся друг другу» (беседа с детьми о погоде сегодня)

- Есть ли солнышко на небе?

(солнечная, ясная или пасмурная)

- Есть ли ветер?

(ветреная или тихо, безветренная)

- Если идёт дождь?

(дождливая)

- Если на улице сыро?

(сырая)

- Если мороз?

(морозная, холодная)

- Ребята, на улице прохладно, но ведь мы с вами одеты тепло. У нас тёплые куртки, шапочки, тёплые сапожки и даже варежки. (Дети поддерживают разговор, показывая и рассказывая какие у них тёплые и красивые вещи)

- Дети, а как вы думаете тепло ли траве, деревьям, кустарникам?

(Ответы детей)

- А вот я сейчас предлагаю пройти на участок и посмотреть как живут-поживают наши деревья, холодно ли им или нет?

- Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги,

Веселей шагайте

И никто не отставайте.

(дети по желанию проговаривают текст вместе с воспитателем)

- А вот и первое дерево. Дети, на этом дереве давно уже нет листочков и нам, конечно же, трудно узнать его. Но может нам поможет загадка,которую я сейчас вам загадаю:

Он стоит высокий, стройный,

Лист его резной и стройный,

Ветками качает он,

Ну, конечно, это … (клён)

- Клён - очень красивое дерево. У него красивые листья, они очень похожи на наши ладошки. (показываю детям сухой кленовый лист, прикладываю к ладошкам детей)

Идём дальше и подходим к рябине.Загадываю загадку:

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость.

Наше украшение,

А птицам угощение (рябина)

- Ребята, ягоды рябины очень помогают птицам зимой (дети объясняют, как же ягоды рябины помогают птицам перезимовать)

- Ребята, посмотрите какая красивая аллея! Как называются эти деревья?

Дети«Берёза»

- Правильно. А как вы сразу узнали эти деревья?

Дети дают пояснения: белый ствол, стройная, красивая”.

- Да, ребята, берёза очень красивое дерево. У неё действительно ствол покрыт белой корой с чёрными крапинками. Берёза - это русская красавица. На ветках берёзы бывает много листьев, поэтому о берёзе говорят «кудрявая берёзонька», можно обнять голубушку, погладить,сказать«расти, милая берёзонька, радуй добрых людей». Берёза - символ нашей Родины. О ней написано много стихов и песен.

Дети читают стихи о берёзе:

- Всем берёза нравится -

Ведь она красавица!

Белый ствол, густая крона,

Рассылает всем поклоны!

- Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа.

Ну вот, ребята, мы с вами побывали у клёна, у рябины, у берёзы и они все разные, но есть что-то общее у них. Так что же мы знаем о деревьях.

Дети: У всех деревьев есть корни, ствол и ветки (дети развивают эту мысль)

Воспитатель обращает внимание на кустарник:

- Ребята, а что это за растение?

(дети отвечают «кустарник»)

Рассматриваем кустарник, делаем вывод, что у кустарника нет ствола, в этом и есть его отличие от дерева, и веточки тоньше, и листочки меньше, и кустарник ниже дерева)

Воспитатель загадывает загадку про ёлку

«Её всегда везде найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем»

(дети отгадывают загадку и объясняют смысл последней строчки загадки о ёлке «зимою в платье летнем»)

Дети аккуратно дотрагиваются до иголочек, объясняя, что они и есть её листочки. Любуемся ёлочкой.

Какая ёлочка? - зелёная, колючая, пушистая, пахучая

Дети говорят о том, что совсем скоро они будут наряжать ёлочку и водить вокруг неё хоровод.

Воспитатель предлагает нарядить ёлочку прямо сейчас цветными льдинками, которые дети сделали сами, заморозив окрашенную воду.

Украсив и полюбовавшись ёлочкой, воспитатель с детьми делают вывод, что деревья и кустарники зимой чувствуют себя очень хорошо, им совсем не холодно, потому что …

(дети делают заключение - её согревает снежок)

Воспитатель предлагает детям поиграть. Игра «У медведя во бору»

В роли медведя выступает большая мягкая игрушка. Дети рассказывают медведю, где они были, что делали и обещают любить и охранять природу. Медведь угощает детей сладостями.

2 конспект

Конспект прогулки на тему«Зима. Где, чей след?»

Цель:

- развить внимательность,

- вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

- развивать у детей любознательность, интерес к наблюдениям в природе.

Ход прогулки

Наблюдение:

Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они.

- Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому вы оставляете следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или животные Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребёнка.

Исследовательская деятельность

Цель: приобщать детей к процессу познания.

Задачи:

- Развивать мыслительные операции, речевое развитие.

- Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

- Рассмотреть с детьми следы людей и птиц.

- Чем отличаются следы птиц и людей.

Приметы

Зима морозная — так лето жаркое.

Зима снежная — жди лето дождливое.

Стихи

* *

Это кто тут наследил:

Бегемот иль крокодил?

Здесь играли дети:

Танечки и Пети!

/С. Маршак/

* *

Ох, как заяц запетлял,

От лисы он убегал.

Волку не достался

И живой остался.

/Л. Воронкова/

* *

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы.

Задание: Украсить снежными куличами участок.

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из неё снег.

Развитие движений

«Пройди точно по следам»

Цель: улучшать координацию движений.

Речь с движениями

Цель:

- развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений.

- Укреплять психическое и физическое здоровье.

- Учить соотносить действия с текстом.

Ой, летали птички,

птички-невелички. (Махать руками, как крыльями.)

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку сели,

Зёрнышки поели. (Присесть на корточки. Указательными пальцами

постучать по дорожке.)

Клю, клю, клю, клю,

Как я зёрнышки люблю.

Пёрышки почистим, (Руками «почистить предплечья, как бы обнимая себя.)

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам. (Прыжки на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

На головку сели,. (Руки положить на голову.)

Сели, посидели и опять полетели,

Полетели, полетели, (Махи руками.)

На животик сели (Руки положить на живот.)

Сели, посидели и опять полетели

Полетели, полетели,

На колени сели…

Сели, посидели и совсем улетели.

Самостоятельная деятельность детей

3 конспект

Конспект прогулки на тему«Весна идет!»

Цель: Ознакомить детей с изменениями, произошедшими весной.

Задачи:

- Систематизировать представления детей о весне по основным признакам.

- Расширять представления о природных явлениях весной.

- Воспитывать интерес к окружающему миру.

- Развивать речь, мышление.

Ход прогулки

Воспитатель читает стихотворение:

Я сочиняю про весну

Свое стихотворение.

Весна, когда звенит капель,

И слышно птичье пение.

Весной становится тепло.

И снег повсюду тает.

А над зеленою травой

Подснежник расцветает.

Весною стали дни длинней,

А ночи все короче.

И листья новые растут

Из липких клейких почек.

(Н. Антипина)

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (Дети: весна). А как вы догадались? Что же произошло с дорожками нашего детского сада? (Дети: Снег растаял, на его месте появились лужи). А куда делся наш снеговик? (Дети: растаял). Что произошло с деревьями? (Дети: На них набухли почки)

Воспитатель: Верно. А в почках сидят маленькие листочки. Пригреет солнышко и листочки распустятся. Ребята, а что это такое свисает с крыши нашего домика? (Дети: Это сосульки) Ребята, а что это зеленеет возле стены? (Дети: Это травка)

Воспитатель: Верно. Солнышко светит дольше, становится теплее, дни становятся длиннее. Снега все меньше и меньше с каждым днем. Кое-где чернеет земля. Дети вместо валенок надели сапожки и ботинки. На руках вместо варежек-перчатки. Вместо шуб-курточки. Все рады приходу весны!

Давайте и мы споем песенку-веснянку. (Слова В. Ладыжец)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру:

«Гнёздышко»

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры: Дети приседают на корточки в кругу это - «гнёздышко». Внутри сидит «птичка». Снаружи летает ещё одна «птичка» - ведущий и даёт команду«Птичка вылетает»«Гнездо» рассыпается и все летают как птицы.Ведущий командует«В гнездо!». Все играющие опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.

Воспитатель предлагает детям поводить хоровод вокруг березки.

Мы вокруг берёзки хороводом встали

Яркие платочки высоко подняли

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Пляшут наши малыши, малыши. (Воспитатель показывает движение, дети повторяют. Затем кто-нибудь из детей показывает свое движение, все остальные повторяют.)

4 конспект

Конспект прогулки на тему«Где чей дом?»

Цель: закреплять представления детей о весне; показать детям почки и первые весенние листья; уточнить названия разных домов.

Задачи. Развитие коммуникативных навыков. Расширение и уточнение словаря. Умение вести наблюдение за окружающим миром весной. Умение играть в коллективные игры.

Ход прогулки

Воспитатель говорит детям, что сегодня они пойдут на прогулку в парк. Рассказывает детям, когда наступает весна, начинает пригревать солнышко и посылает свои веселые лучики на землю. Обращает внимание на ветку куста,где крупные почки: «Это почка – домик листика.Солнечный лучик стучится в домик«Листик просыпайся, хватит спать! Весна пришла и тепло принесла!» Услыхал листик и выглянул! А солнечные лучики бегают, стучатся то в один домик – почку, то в другой!» Дети, где живет листик?Дети отвечают: в почке? А вот на дереве скворечник – это домик для скворца. Прилетит весной скворец и будет в нем жить. Петь песни, радовать всех вокруг».

Далее воспитатель обращает на ворон, которые каркают громко. Они радуются весне и им пора дома себе делать. Домик для ворон – это гнезда. Делают гнезда из веточек, из палочек и перышек. Вот какие большие гнезда получились, высоко на дереве (показывает, чтобы никто не достал.

Дети вместе повторяют, как называются дома скворца и вороны.

Далее воспитатель рассказывает: «А солнечные лучики все трудятся, трудятся, никого не пропускают. Вот добрались и до берлоги медведя. Стучат – стучат, а медведь спит крепко и не слышит. Что делать? Как разбудить медведя? Тогда солнышко стало сильнее греть, чтоб побежали ручьи. Бежали веселые ручьи и забежали в берлогу к медведю. Весь бок ему намочили. А медведю не нравится мокрым лежать, он проснулся и вылез из берлоги.Удивился медведь и говорит«Спасибо тебе солнышко, что про меня не забыло и разбудило!».

Воспитатель читает детям потешку «Солнышко – колоколнышко» и спрашивает у детей: где спал медведь? Как называется его домик? А как называется дом у птиц? (Скворечник, гнезда). А как называется домик у листиков, цветов? (Почка, бутон). А у лисы, у собаки? (Нора, конура).

Дети играют самостоятельно.

Вывод: данное мнение возникло на основе комплексного анализа изученной литературы, методических рекомендаций и практического опыта педагогов. В процессе работы над темой исследования мы пришли к выводу о том, что словарный запас младших школьников необходимо постоянно развивать, в особенности хорошо этому способствует наблюдение в природе. Прогулки, экскурсии с младшими дошкольниками необходимо проводит на основе грамотного педагогического руководства.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×