Формирование словаря детей средней группы | Анастасия Владимировна Игунова. Работа №337682
Статья «Формирование словаря детей средней группы средствами использования дидактических игр»
Важнейшая задача, стоящая перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, это обогащение словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем - перенести как можно больше пассивных слов в актив.
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Поскольку в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, то оптимальным средством развития словаря детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием словаря детей дошкольного возраста.
Цель ВКР: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования дидактических игр по речевому развитию с целью формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект ВКР: процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактические игры по речевому развитию как средство формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику проведения дидактических игр по формированию словаря.
3. Изучить дидактические игры по формированию словаря как средство развития речи.
4. Выявить исходный уровень сформированности словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад №4» г. Ворсма.
5. Разработать и провести дидактические игры по развитию речи с целью формирования словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад №4» г. Ворсма.
6. Проанализировать опытно-практическую работу по формированию словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад №4» г. Ворсма.
В процессе опытно-практической работы был проведен анализ по проблеме формирования словаря детей с помощью дидактических игр.
Исследование словаря у детей младшего дошкольного возраста показало, что в этом возрасте у дошкольников отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки.
Для формирования словаря дошкольников весьма эффективно зарекомендовали себя дидактические игры. Существуют различные виды дидактических игр, направленные на решение различных педагогических задач, но все их объединяет одна цель – обучение ребенка. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение и анализ. Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода, а правила игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;
Статья «Формирование словаря детей средней группы средствами использования дидактических игр»
Важнейшая задача, стоящая перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, это обогащение словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем - перенести как можно больше пассивных слов в актив.
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Поскольку в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, то оптимальным средством развития словаря детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием словаря детей дошкольного возраста.
Цель ВКР: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования дидактических игр по речевому развитию с целью формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект ВКР: процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактические игры по речевому развитию как средство формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику проведения дидактических игр по формированию словаря.
3. Изучить дидактические игры по формированию словаря как средство развития речи.
4. Выявить исходный уровень сформированности словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад №4» г. Ворсма.
5. Разработать и провести дидактические игры по развитию речи с целью формирования словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад №4» г. Ворсма.
6. Проанализировать опытно-практическую работу по формированию словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад №4» г. Ворсма.
В процессе опытно-практической работы был проведен анализ по проблеме формирования словаря детей с помощью дидактических игр.
Исследование словаря у детей младшего дошкольного возраста показало, что в этом возрасте у дошкольников отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки.
Для формирования словаря дошкольников весьма эффективно зарекомендовали себя дидактические игры. Существуют различные виды дидактических игр, направленные на решение различных педагогических задач, но все их объединяет одна цель – обучение ребенка. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение и анализ. Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода, а правила игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;
- подведение итогов игры.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Основная направленность дидактических игр заключена в обучении. Они разрабатываются для обучения и воспитания детей, коррекции различных нарушений, в том числе и речевых и реализуются через специальные игровые действия, игровую задачу, правила, формируют определенные навыки и умения, развивают основные психические процессы. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словаря.
По данной теме была проведена опытно-практическая работа. Подобраны методики для выявления исходной стадии сформированности словаря детей средней группы МБДОУ «Детский сад № 4» г. Ворсма». Далее были разработаны конспекты занятий по формированию словаря у детей, составлено перспективное планирование на 2 недели. Далее представим конспекты некоторых занятий:
Первое занятие
Тема: «Животный мир леса»
Цель: развитие активного словаря дошкольников.
Задачи:
- Работать над формированием умения отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
- Закрепить знания детей о животном мире леса;
- Расширять представления детей об образе жизни диких животных, их особенностях;
- Закрепить понятие: дикие животные;
- Включить в словарь новые слова: травоядное животное, хищник;
- Повторить знание правил поведения в лесу;
- Упражнять в умении образования ласковых слов, названий детенышей животных;
- Воспитывать любовь, уважение к природе.
Оборудование:
Картинки с изображением животных, разрезанные на 4-6 частей; картинки с силуэтным изображением животных; картинки, изображающие животных и их детенышей; заготовленные рисунки животных в черно-белом изображении.
1 ЧАСТЬ «ВВОДНАЯ»
В гости пришла Ласковушка. Приветствие.
Организация детей: Дети собираются на ковре вокруг воспитателя.
Задачи:
1. Продолжать учить детей умению сосредотачиваться на словах педагога;
2. Развивать внимание.
Действия детей: Дети становятся в круг
Задания детям: Дети, встаньте на ковер, в круг.
Вопросы детям: -Умеете ли вы называть ласково животных и зверей?
2 ЧАСТЬ «ОСНОВНАЯ»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Организация детей: Дети стоят в кругу на ковре
Задачи:
1. Учить изменять название животного на ласковое;
2. Развивать мышление через игровое задание;
3. Побуждать детей добиваться поставленной цели (правильно ответить, чтоб игрушка его похвалила);
4. Познакомить с понятием «Дикие животные».
Действия детей: Дети отвечают по одному.
Задания детям: Тот ребенок, у кого окажется Ласковушка, должен изменить слово на ласковое:
Белка, лиса, волк, сова, еж, мышь, бурундук, енот, барсук, косуля, лягушка, комар, муха, паук, медведь, соболь, ящерица, муравей, дятел.
Их еще называют дикие животные!
Вопросы детям: - как можно назвать зайца ласково? – Зайчик
Динамическая пауза
Организация детей: Дети выполняют движения в кругу на ковре
Действия детей: Дети выполняют движения по показу воспитателя в соответствием с текстом.
Задания детям: А сейчас нас ждет путешествие, повторяйте все за мной!
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись,
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и вокруг ты оглянись!
С помощью больших чудес мы попали в зимний лес.
Беседа
Организация детей: Дети подходят к декорациям леса, стоят свободно
Задачи:
1. Повторить знание правил поведения в лесу;
2. Формировать умение отвечать полным предложением;
3. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к природе;
Действия детей: Дети отвечают по одному.
Задания детям: Давайте вспомним правила поведения в лесу:
- не шуметь;
- не пугать животных;
- не ломать ветки кустов и деревьев;
Соблюдать чистоту и тишину.
Вопросы детям: Как нужно себя вести в лесу?
Дидактическое упражнение «Расскажи про животное»
Организация детей: Дети садятся на стулья
Задачи:
1. Учит узнавать животных по силуэту, развивать наглядно-образное мышление;
2. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением;
3. Побуждать отвечать по одному и вместе четко и громко, не стесняться;
4. Закрепить знания детей о диких животных (их внешнем виде, образе жизни);
5. Познакомить детей с новыми понятиями (хищник и травоядное животное);
Действия детей: Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя полным предложением.
Задания детям: Взгляните на тени этих животных. Чтоб тень превратилась в животное, надо рассказать про это животное:
Заяц, белка, лиса, медведь.
Повторите и запомните слова: хищник, травоядное.
Вопросы детям: - Кому принадлежит эта тень?
- большое или маленькое это животное?
- какого цвета у него шуба?;
- где спит?
- чем питается?
-это хищник или травоядное?
Физкультминутка «Тень-тень-потетень»
Действия детей: Хлопают. Поднимают руки. Присели. Изображают лису … медведя. Прыгают как заяц
Задания детям:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялись целый день!
Похвалялась лиса «Всему свету я краса»,
Похвалялся медведь «Могу песни я петь!»,
Похвалялся зайка «Ну-ка, догоняй-ка!»
Дидактическая игра «Родители и детеныши»
Организация детей: Дети сидят на стульях
Задачи:
1. Закрепить знание детьми названий детенышей животных;
2. Развивать реакцию мышления;
3. Воспитывать интерес к групповым словесным играм, желание быть первым.
Действия детей: Дети отвечают по одному, кто быстрей сообразит.
Задания детям: Кто ответит правильно, получит картинку с изображением этого животного
Вопросы детям: - Как зовут детенышей животных?
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Организация детей: Дети сидят на стульях
Задачи:
1. Развивать наглядно-образное мышление;
2. Воспитывать желание отвечать на вопросы воспитателя, общаться;
3. Развивать навыки учебной деятельности.
Действия детей: Дети складывают картинку из частей, отвечают по очереди на вопрос воспитателя.
Задания детям: Составьте из частей целую картинку.
Вопросы детям: - Какое животное получилось? - Как называется дом этого животного?
Динамическая пауза. Образовательные области: Физическое, речевое развитие
Организация детей: Дети выполняют движения в кругу на ковре.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление, интуитивное понимание структуры занятия (вернулись в группу из леса, значит занятие заканчивается);
2. Расслабить мышцы рук, ног (сменить позу для отдыха).
Действия детей: Дети выполняют движения по показу воспитателя в соответствием с текстом.
Задания детям:
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись,
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и немного покружись!
Оглянитесь все назад,
Мы попали в детский сад!
3. ЧАСТЬ «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ»
Итог занятия
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие
Организация детей: Дети стоят на коврике.
Задачи:
1. Развивать память, (рассказать что запомнилось);
2. Воспитывать умение выражать словами свое эмоциональное отношение к прошедшему занятию.
Действия детей: Отвечают на вопросы воспитателя без специальной организации (главное выразить эмоции словами)
Задания детям: Воспитатель раздает детям картинки для раскрашивания с изображением диких животных.
Чтоб вы не забыли о нашем путешествии, я раздам вам картинки – раскраски. Раскрасьте их дома и вспомните, как много интересного вы узнали сегодня! Расскажите об этом своим родным!
Вопросы детям:
-Вам понравилось наше путешествие? -Что вам больше всего запомнилось?
Второе занятие
Тема: «Наши любимые животные»
Цель проведения дидактических игр: обогатить, совершенствовать, активизировать и закрепить словарный запас в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- Научить детей заканчивать предложение, подбирая слова противоположного значения, образовать разнообразные словосочетания.
- Закрепить навыки составления простых предложений.
- Упражняться в определении жилищ животных. Развить ориентирование в пространстве.
- Закрепить употребление предлогов: -в, -под.
- Сформировать навыки игрового взаимодействия у детей.
Ход занятия:
(Дети под музыку заходят в группу)
Воспитатель: — Ребята, обратите внимание, сколько гостей у нас сегодня. Поприветствуйте же их.
Дети: -Здравствуйте!
Воспитатель: — А ещё у нас сегодня в гостях наши друзья- зверята. Вы узнали их? Ребята, давайте расскажем нашим гостьям про наших друзей. Так давайте же поиграем в игру «Закончи предложение». (Дети с воспитателем встают в круг).
Воспитатель: -Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. Я начну предложение, а вы подберите нужное слово, чтобы его закончить.
Зайчик летом серый, а зимой …
Лисята живут в норке, а волчата в …
Волк зимой охотится, а медведь …
У зайчонка уши длинные, а у медвежонка …
Медведь спит в берлоге, а белка в…
У лисы мех шелковистый, а у волка…
Мышонок серый, а лягушонок ….
У зайца хвостик короткий, а ушки …
Ёжик маленький, а медведь…
Белочка пушистая, а ёжик… …
Воспитатель: — Молодцы, ребята.
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где располагаются игрушки-животные).
Воспитатель: -Ребята, посмотрите и выберите, пожалуйста, для себя игрушку животного.
(Каждый выбирает игрушку и садятся на стулья).
Воспитатель: — Ребята, я предлагаю каждому подружиться с выбранным вами игрушками, взять на себя роль и рассказать, что умеют делать звери. (Импровизация сказки «Теремок». Воспитатель становится первым поселившимся в теремке. Дети по очереди просят пустить их пожить в теремке, а воспитатель предлагает рассказать о своей игрушке). Получается диалог:
Ребёнок: — Кто-кто в теремочке живёт?
Воспитатель: — Я мышка, а ты кто?
Ребёнок: — Я лисичка-сестричка.
Воспитатель: — А что ты умеешь делать?
Ребёнок: — Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь.
Воспитатель: — Заходи — будем жить-поживать. (Ребёнок заходит в теремок и садиться на стул).
Ребёнок: -Я — рыжая белка. Бегаю по веткам. На зиму делаю запасы, орешки собираю, грибочки сушу.
— Я — медведь. Топаю по лесу, мёд ищу, ульи ворошу.
— Я — заяц. Быстро скачу, морковку грызу.
— Я- еж. Умею сворачиваться в клубок.
— Я — волк. Умею охотиться, выть, быстро бегать.
— Я -кошка. Я бегаю и играю, люблю рыбку, лакаю молочко, лижу лапу, сплю, мурлычу и мяукаю.
— Я — собака. Дом сторожу, на охоту хожу, в конуре сплю, лаю, грызу кость.
— Я — петушок. Умею кричать «Кукареку», по утрам всех бужу, клюю зерна.
— Я — корова. Мычу, даю молока, жую травку.
— Я- коза. Даю молоко, блею, щиплю травку, бодаюсь, гуляю.
— Я- лошадь. Умею скакать, ржать, копытами стучать, груз возить.
Физкультминутка «Превращалки»
Воспитатель: Животные очень любят играть, резвиться на полянке.
Превращаться мы теперь
Будем без заминки.
И в кого мы превратимся,
Подскажут нам картинки.
На столе разложены картинки животных. Воспитатель детям показывает картинки и предлагает изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке под аудиозапись).
Воспитатель:
— Мы набегались, устали,
Угощение достали.
Всё зверюшкам раздавайте,
Кто что любит, выбирайте!
В корзинке лежат подарки для зверей. Ребята, помогите не перепутать подарки.
( На столе лежат изображения животных. Дети выбирают любую из картинок и «угощают» своего животного. На подносе искусственные морковки, грибы, мясо, бочонок с медом, орехи…)
Воспитатель: — Угостите своё животное. Для этого нужно начать свой ответ со слов «я угощу…»
Варианты ответов:
— Я угощу медвежонка малиной, медом.
— Я угощу белочку грибком, орешками.
— Я угощу волчонка косточкой.
— Я угощу лосёнка веточкой.
— Я угощу зайчонка капустой, морковкой.
— Я угощу лисичку рыбкой, молоком.
— Я угощу ёжика грибами, яблоками.
Воспитатель: Давайте вспомним всех зверей, которых мы угощали. Как их назвать одним словом? (Дикие животные или дикие звери).
Воспитатель:
— Звери бегали, играли
Дружно домик свой искали.
Ну-ка, помогай
Где чей домик, угадай?
(На доске «Лесная опушка» с наклеенными жилищами животных). Ребята, найдите для каждого зверя свой домик и расскажите, где какое животное живет.
Медвежата — в берлоге;
Зайчата — под кустом;
Лисята — в норе;
Лосята — под деревом;
Волчата — в логове;
Ёжики — в норке;
Белочки — в дупле.
Воспитатель: — Ребята, вам понравилось играть? А сейчас ребята вы можете продолжить игру со зверюшками в игровом уголке.
Третье занятие
Тема занятия: «Овощи»
Цель: формирования активного словаря.
Задачи:
- обогащать и совершенствовать представления детей об овощах.
- закреплять знания о месте их произрастания – огород.
- закреплять обобщающее слово «овощи».
Материалы: Коробка, овощи (огурец, лук, свекла)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это возле двери? Это же нам пришла посылка! Дети, хотите узнать, что в коробке?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что внутри. (Воспитатель достает овощи из коробки по одному). Что это, ребята?
Дети: Огурец
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Зеленый
Воспитатель: а какая у него форма?
Дети: Овальная
Воспитатель: Правильно дети, еще удлиненная. Вы конечно же пробовали огурец на вкус, в какие блюда он чаще всего добавляется?
Дети: В салат.
Воспитатель: Верно, чаще всего готовят салат из огурцов и помидоров. А что же это за овощ у нас такой красный?
Дети: Свекла!
Воспитатель: Конечно же это свекла, посмотрите, как она выглядит, какая она наверху? А внизу?
Дети: внизу тоненькая с хвостиком, а наверху толстая.
Воспитатель: Правильно, снизу она острая как стрелочка, а наверху широкая, толстая. (Воспитатель немного потряхивает коробку из стороны в сторону). Ребята, осталось ли что-то в нашей коробке?
Дети: Да!
Воспитатель: Миша, посмотри, что там лежит? (Миша достает из коробки лук)
Дети: лук.
Воспитатель: Посмотрите на лук, ребята, какой он?
Дети: Он желтый, шуршащий.
Воспитатель: Верно, а он полезный?
Дети: Да
Воспитатель: Конечно, когда мы болеем, мы кушаем лук, чтобы вылечится. А вы когда-нибудь чистили лук? Что происходит, когда мы его чистим?
Дети: мы плачем
Воспитатель: Правильно, лук заставляет нас плакать, когда мы его чистим. А как все это называется?
Дети: овощи
Воспитатель: Скажите, а где же растут овощи?
Дети: в огороде
Воспитатель: Правильно, в огороде, на грядках. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что это такое:
В саду зеленом в землю вросло,
Сверху толсто, снизу остро,
Собой красно.
Дети: Свекла
Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили?
Дети: растет в земле, наверху толсто, внизу остро.
Воспитатель: Правильно,
А он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадались? Молодцы! Ну, конечно...
Дети: огурцы
Воспитатель: Как же вы догадались?
Дети: Овальный, удлиненный, в салат пускают
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь отгадайте:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
Дети: Лук
Воспитатель: Верно, по каким признакам вы так решили?
Дети: Золотистый, горький, полезный, заставляет плакать
Воспитатель: Хорошо ребята, разобрались мы со всем, что находится в нашей посылке!
Четвертое занятие
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»
Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за;
- учить подбирать слова, подходящие по смыслу;
- закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:
-Развивать связную речь детей;
- развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать навыки сотрудничества в игре;
- воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Ход занятия.
Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
- Ну что, поможем феям?
Основная часть.
1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? ( дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
3 задание «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
- Молодцы, ребята!
4 задание «Один - много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
Речевой материал: РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
5 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом (Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
6 задание «Какое что бывает»
- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: - Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков. Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.
Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
Подведение итогов:
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Пятое занятие
Тема занятия: «Одежда»
Цель: развитие словаря.
Задачи:
Образовательные:
-обогащать словарный запас детей новыми словами;
-учить образовывать форму с уменьш.-ласкат. суф.;
-учить составлению описательного рассказа.
Развивающие:
-развивать слуховое восприятие и память;
-развивать общую, мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к словообразованию;
-воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
. Подготовительный этап:
-Ребята, какое за окном время года?
- Осень.
- Если наступила осень, то нам нужно одеваться теплее. Я предлагаю вам сходить в магазин и рассмотреть, какую одежду там продают. Хотите?
- Хотим!
- В какой магазин нам нужно пойти?
- В магазин одежды.
- Ребята, я женщина, значит, мне нужен магазин женской одежды? А вам?
-Детской.
-А вашим папам?
-Мужской.
- Все верно, я вместе с вами отправлюсь в магазин детской одежды, хорошо?
II. Поисковый этап.
= Ребята, сморите, здесь продают праздничную, спортивную, верхнюю одежду.
- Нам какая одежда нужна? Чтобы не замерзнуть осенью?
- Верхняя: куртка, плащ, пальто, комбинезон. (Дети выбирают картинки с понравившейся одеждой)
III. Практический этап.
- Ребята, я выбрала для своего сына курточку, мой сынок еще маленький и куртка должна быть небольшая. Как назовем маленькую куртку? Каким словом?
- Курточка (дети по аналогии называют выбранные предметы одежды, образовывая форму с уменьш.-ласкат. суф.)
- Как выдумаете, ребята, одежда подойдет вам по размеру? Почему?
- Да, потому что мы выбрали: комбинезончик, брючки, плащик.
- Давайте, проверим это. Примерим одежду и будем рассказывать, что делаем. - Например, мой сынок возьмёт курточку за воротник, просунет руки в рукава, застегнет молнию, и спрячет руки в карманы. (Дети надевают одежду и рассказывают, что они делают, называя детали одежды)
IV. Подведение итогов занятия.
- Ну, что ребята, вам в такой одежде будет тепло осенью? Почему?
Выбранные темы занятий по нашему мнению способствуют развитию речи, расширению словарного запаса детей средней группы. Занятия охватывают различные темы – «Овощи», «Одежда», «Домашние животные», «Лес», «Лесные обитатели» и др. Дают возможность детям познакомиться с новыми для них бытовыми предметами, новыми животными, явлениями природы. Это значительно расширяет знание дошкольников об окружающем мире, способствует развитию словарного запаса. Поскольку данную работу только предстоит осуществить, то конкретных результатов пока предоставить не можем, однако мы рассчитываем на то, что по завершению анализа эффективности проведенных мероприятий в данном направлении будет наблюдаться положительная динамика.
Вывод:данное мнение возникло на основе комплексного анализа изученной литературы, методических рекомендаций и практического опыта педагогов. В процессе работы над темой исследования мы пришли к выводу о том, что активный словарь детей необходимо постоянно развивать, а дидактические игры как нельзя лучше способствуют этому. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словаря.