Название статьи:
Формирование социально-коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры. | Гильфанова Виктория Петровна . Работа №354142
Дата публикации:
13.12.2024
Автор:
Гильфанова Виктория Петровна
Описание:
В данной статье хочу обратить внимание на социально-коммуникативное развитие, его важность и необходимость. Очень часто педагоги и дети сталкиваются с данной проблемой, используют сюжетно-ролевые игры можно без особых усилий добиться хороших результатов. Сюжетных игр существует множество, на любой вкус и возраст.
Консультация для педагогов
Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
В жизни ребёнкадошкольного возрастаигра занимает одно из ведущих мест. Игра длядетей– основной вид деятельности,форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий. И все это переносится на общение со сверстниками,формирует его личные качества.
Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научитьдетейвзаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить имкоммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.
Перечисленные критерии могут развиваться удошкольниковпри наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступаетсюжетно-ролевая игра.
Всюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развитиякоммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностьюсюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многихнавыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно всюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности(например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложнымисюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, удетей формируетсятворческое воображение.
В игре воспитываются физические и психологическиенавыки: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственныйдошкольному возрастуспособ усвоения общественного опыта. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Этим объясняются огромные воспитательные возможностиигры, которую психологи считают ведущей деятельностьюдошкольников.
В игровой деятельностидетейнепрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большаярольв правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учитдетей правилам поведения, обязательным при проведениисюжетно-ролевой игры, воспитывает удетейумение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствуетформированию характера.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредствомигры.
Игра длядетей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она иформируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельностидошкольниковявляется создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именносюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Содержаниесюжетно-ролевой игрывоплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Роль- средство реализациисюжетаи главный компонентсюжетно-ролевой игры. Для ребенкароль– это его игроваяпозиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажемсюжетаи действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякаярольсодержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Таким образом, возникает общение, направленное на партнера(сначала - взрослого, а затем - сверстника).
В условиях обучения и руководствасюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенновозрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способовсюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевогооформления. Дети постепенно осваивают игровые умения инавыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Необходимым условием успешного развития речидетей в сюжетно- ролевой игре является грамотный подбор разнообразных игрушек. Так же, наряду ссюжетными игрушками, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки вместо градусника, кирпичики вместо хлеба, кубики вместо мыла и т. д.). Обращение к предметам-заместителям ставитдетейперед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Рольвоспитателя в руководствесюжетно-ролевой игрой младшихдошкольников, направленной на развитиекоммуникативных способностей, заключается вследующем:
1. Вовлечениедетей в игру. Игра должна вызывать удетей улыбку. Никакого принуждения быть не должно. Увлекательныйсюжет игрывызывает желание вступать в контакт.
2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем, а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующейпоследовательности: первоначально взрослый берет на себя основнуюрольи втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительнуюроль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительнуюроль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентируетдетей друг на друга,замыкаетих в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное наформированиезнаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения. Подражательность свойственна детям данноговозраста. Ребенок трех-четырех лет недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Он охотно повторяет за другими, воспроизводит готовые образцы слов, манер, жестов.
Совместная игровая деятельность способствуетформированию у детейорганизованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
Для развитиясюжета игры и коммуникативных навыков у старших дошкольниковцелесообразно проводитьигры - придумывания. Например, предлагается новая игра -Бабушкина избушка. Дети самостоятельно придумываютсюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результатедошкольникимогут реализовать своикоммуникативныевозможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению(ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общемсюжете игры.
В процессе своей работы педагог должен уделять большое вниманиеформированиюдружеских и тёплых отношенийдетей друг к другу, обучатьдетейпозитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
В играх с куклами типаДень рождения куклы,Приход гостейэффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, воспитатель показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.
Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Установлению доброжелательных отношений способствует умениедетей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние надетейоказывает пример общения взрослых. Поэтому воспитатель должен использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры. Обращается вниманиедетей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, тем самым побуждая их так же общаться между собой.
Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.
Таким образом,роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности,навыкови развития взаимоотношенийдетейдруг с другом чрезвычайно велика.
В процессесюжетно-ролевой игрыразвиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас;формируютсяпредпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.
Скачать работу
Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
В жизни ребёнкадошкольного возрастаигра занимает одно из ведущих мест. Игра длядетей– основной вид деятельности,форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий. И все это переносится на общение со сверстниками,формирует его личные качества.
Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научитьдетейвзаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить имкоммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.
Перечисленные критерии могут развиваться удошкольниковпри наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступаетсюжетно-ролевая игра.
Всюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развитиякоммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностьюсюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многихнавыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно всюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности(например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложнымисюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, удетей формируетсятворческое воображение.
В игре воспитываются физические и психологическиенавыки: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственныйдошкольному возрастуспособ усвоения общественного опыта. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Этим объясняются огромные воспитательные возможностиигры, которую психологи считают ведущей деятельностьюдошкольников.
В игровой деятельностидетейнепрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большаярольв правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учитдетей правилам поведения, обязательным при проведениисюжетно-ролевой игры, воспитывает удетейумение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствуетформированию характера.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредствомигры.
Игра длядетей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она иформируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельностидошкольниковявляется создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именносюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Содержаниесюжетно-ролевой игрывоплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Роль- средство реализациисюжетаи главный компонентсюжетно-ролевой игры. Для ребенкароль– это его игроваяпозиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажемсюжетаи действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякаярольсодержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Таким образом, возникает общение, направленное на партнера(сначала - взрослого, а затем - сверстника).
В условиях обучения и руководствасюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенновозрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способовсюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевогооформления. Дети постепенно осваивают игровые умения инавыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Необходимым условием успешного развития речидетей в сюжетно- ролевой игре является грамотный подбор разнообразных игрушек. Так же, наряду ссюжетными игрушками, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки вместо градусника, кирпичики вместо хлеба, кубики вместо мыла и т. д.). Обращение к предметам-заместителям ставитдетейперед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Рольвоспитателя в руководствесюжетно-ролевой игрой младшихдошкольников, направленной на развитиекоммуникативных способностей, заключается вследующем:
1. Вовлечениедетей в игру. Игра должна вызывать удетей улыбку. Никакого принуждения быть не должно. Увлекательныйсюжет игрывызывает желание вступать в контакт.
2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем, а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующейпоследовательности: первоначально взрослый берет на себя основнуюрольи втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительнуюроль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительнуюроль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентируетдетей друг на друга,замыкаетих в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное наформированиезнаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения. Подражательность свойственна детям данноговозраста. Ребенок трех-четырех лет недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Он охотно повторяет за другими, воспроизводит готовые образцы слов, манер, жестов.
Совместная игровая деятельность способствуетформированию у детейорганизованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
Для развитиясюжета игры и коммуникативных навыков у старших дошкольниковцелесообразно проводитьигры - придумывания. Например, предлагается новая игра -Бабушкина избушка. Дети самостоятельно придумываютсюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результатедошкольникимогут реализовать своикоммуникативныевозможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению(ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общемсюжете игры.
В процессе своей работы педагог должен уделять большое вниманиеформированиюдружеских и тёплых отношенийдетей друг к другу, обучатьдетейпозитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
В играх с куклами типаДень рождения куклы,Приход гостейэффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, воспитатель показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.
Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Установлению доброжелательных отношений способствует умениедетей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние надетейоказывает пример общения взрослых. Поэтому воспитатель должен использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры. Обращается вниманиедетей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, тем самым побуждая их так же общаться между собой.
Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.
Таким образом,роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности,навыкови развития взаимоотношенийдетейдруг с другом чрезвычайно велика.
В процессесюжетно-ролевой игрыразвиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас;формируютсяпредпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.