ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС. | Гниздилова Кристина Александровна. Работа №308328
Классный час содержит в себе достаточно полезный материал, доносить его до обучающихся нужно обязательно.
Так как время диктует высокие требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников.В связи с этим возрастет роль школы с позиции предоставления образовательных услуг, способствующих формированию различных компетентностей.
Обучающиеся должны быть морально,психологически и практически подготовленными к труду, осознанно подойти к выбору своей будущей профессии, получить не только образование, но и пользоваться знаниями, умениями в решении различных жизненных задач.
у обучающихся средней школы через творческий час.
Гниздилова К.А.
учитель информатки и ИКТ,
классный руководитель 7-В класса
Время диктует высокие требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников. В связи с этим возрастает роль школы с позиций предоставления образовательных услуг, способствующих формированию различных компетентностей. В Концепции развития образования отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться. Поэтому формирование ключевых компетенций обучающихся, в том числе и социально-трудовых, является приоритетной задачей системы современного образования.
Обучающиеся должны быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, осознанно подойти к выбору своей будущей профессии, получить не только образование, нои пользоваться знаниями, умениями в решение различных жизненных задач.Работа по реализации воспитательные компоненты требует от педагога, глубокого и вдумчивого инновационного подхода к организации всего воспитательного процесса в классе.
В качестве научныхподходов,являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, средовой (значитпобуждать, помогать). Процесс формирования социально трудовой компетентности учащихся опирается на определенные принципы: гуманизации, междисциплинарности интеграции. Метод проекта позволяет формировать социально трудовую компетентность учащихся, а в частности способствует обогащению общекультурного опыта и разнообразию профессиональных проб, которые позволяет им глубже погрузиться в мир профессий. Образовательные и педагогические задачи происходят поэтапно. Основная задача состоит в воспитании у детей общей трудовой направленности, любви и добросовестного отношения к труду, умения подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Ознакомить с профессиями, развить интерес обучающихся к профессиям XXI века. Создать условия для формирования социально-трудовых компетенций посредством проекта через творческий час.
Начальная, вводная диагностика была проведена и с родителями и обучающимися. 1. На вопрос о возможном выборе профессии обучающие ответили: Хочу быть: поваром, тренером футбольной команды, дегустатором, но 50 процентов детей пока еще не определились. 2. На вопрос, о какой профессии ты хотел бы узнать, обучающие ответили: Не знаю. 3. Что ты можешь и любишь делать больше всего: Играть, веселиться, играть в игры мобильного телефона, играть в шахматы, встречаться с друзьями, кататься на велосипеде. 4. Помогаешь ли ты дома маме и чем, ответили: Помогаю, что попросит, помогаю- готовлю, не получается, все делаю, нет не помогаю. Проведенные опросы родителей и обучающихся показали, формировать социально- трудовые компетенции очень важно и актуально, применяя личностный подход к каждому обучающемуся.
На занятиях журнала профессионального просвещения: Мир профессий учащиеся ознакомились с некоторыми профессиями по опросу тестирования, и профессиями которые по исследованиям будут актуальны в будущем, в том числе профессия эколог, что способствовало проявлению интереса к миру профессий, самостоятельного поиска знаний, информации учащимися по другим дополнительным профессиям в сети "Internet".
Внеклассные мероприятия, имеют общеинтеллектуальное направление, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества, ролей. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у обучающихся, появлению мечты.
Эффективным средством формирования социально - трудовой компетентности у обучающихсяявляется творческая деятельность. Вовлечь обучающихсяв творческую деятельность помогают школьные проекты, мероприятия, фестивали.
Участие и защита школьных проектов это всегда радость -обучающиеся начинают заранее готовиться. На мероприятие Осенний марафон дети оформляли класс, собирали кленовые листы, засушивали и копировали краской. На фестиваль расписывали деревянные доски. В час творчества дети знакомятся с декоративно - прикладным искусством, обучающиеся проявляют и реализуют свои творческие способности.
Обучающиеся стараются получить профессиональную консультацию у педагога, высказать свое мнение и не боятся просить о помощи, развивается чувство смогу, не всегда все получается, но мы очень стараемся.
Результаты помогают наглядно определить уровень социально – трудовой компетенции на начальном этапе и позволяют эффективно осуществить дальнейшую коррекционную работу, направленную на то, чтобы выпускник школы был активной, конкурентоспособной и творческой личностью, быстрой и гибкой, ориентированной в решении сложных жизненных проблем.
В ходе школьных проектов, мероприятий обучающиеся постепенно формируют социально - трудовые компетенции, а личностная направленность в процессе обучения представляет возможность каждому обучающемуся сделать в дальнейшем самоопределение, реально выбрать для себя из мира профессий свою специальность для трудовой деятельности, по душе и возможностям.
Хотелось бы закончить свое выступление притчей
-Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя.
Мудрец, улыбнувшись, сказал:— Завтра вы узнаете об этом.На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.— Нет, — сказал Хинг Ши, —главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил,— и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
(Мы с вами на верном пути)
- Как эта притча связана с нашей темой? В чём заключаются главные задачи учителя?Пробуждать жажду знаний, организовывать самостоятельную деятельность по достижению образовательной цели, поддерживать, подавать личный пример связывать практику школьной жизни с практикой повседневной жизни. И, главное, не забывать о воспитании человека, формировании духовно-нравственной личности.
3