Формирование социальной адаптации | Иголкина Елена Аркадьевна. Работа №307609
Социальная адаптация предполагает успешное функционирование самостоятельного человека, который может успешно справляться с выполнением своих социальных функций и поддерживать необходимый для этого уровень жизни. Именно в такой ситуации зависимости находятся воспитанники детского дома. Они живут в замкнутом пространстве, на полном государственном обеспечении, по заранее установленным правилам, под постоянной опекой взрослых. Они мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Для воспитанников данной категории характерны: недостаточно развитый социальный интеллект; иждивенчество; отсутствие навыков планирования и бюджетирования собственной жизни; нестабильная (завышенная или заниженная) самооценка. Решением задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни на этапе выпуска из детского дома может стать адаптационная тренировочная квартира.
.
Доклад на тему: «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через проживание в тренировочной квартире».
Социальная адаптация предполагает успешное функционирование самостоятельного человека, который может успешно справляться с выполнением своих социальных функций и поддерживать необходимый для этого уровень жизни. Именно в такой ситуации зависимости находятся воспитанники детского дома. Они живут в замкнутом пространстве, на полном государственном обеспечении, по заранее установленным правилам, под постоянной опекой взрослых. Они мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Для воспитанников данной категории характерны: недостаточно развитый социальный интеллект; иждивенчество; отсутствие навыков планирования и бюджетирования собственной жизни; нестабильная (завышенная или заниженная) самооценка. Решением задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни на этапе выпуска из детского дома может стать адаптационная тренировочная квартира.
Зачем нужно учебное сопровождаемое проживание?
Главной целью этой работы является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Задачами этого направления являются:
1.- формирование и закрепление на практике у воспитанников навыков самостоятельного проживания; социально-бытовые навыки;
2.- навыки планирования бюджета;
3- организации режима дня, ведения домашнего хозяйства;
Программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка.
Учебное самостоятельное проживание воспитанников в тренировочной квартире осуществляется в три этапа
Многие ребята имеют недостаточный адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются. Поэтому для успешной адаптации в современное общество они нуждаются в специально организованной помощи направленной на создание условий для приобретения необходимого социального опыта и последующее активное включение в реальную жизнь. Большая роль в этом процессе отводится педагогам, которые осуществляют их сопровождение на протяжении всего тренировочного периода.
На тренировочной квартире мы учим не только готовить вкусно, бюджетно и полезно, но и совершенствовать навыки коммуникативного общения, выстраивать границы собственного пространства, умению быть взрослым, а не казаться. Деятельность тренировочной квартиры осуществляется по следующим основным направлениям:
1 - самообслуживание: уход за собой, своими вещами, пользование бытовыми приборами, приготовление пищи с помощью кухонной техники;
2-коммуникация и взаимодействие: использование средств коммуникации во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, при посещении объектов социальной инфраструктуры, в общественных местах, навыков гостеприимства и навыков заботы о других людях;
3- самоорганизация: навыки ответственного отношения к личным вещам и личному пространству, умение делать выбор, навыки планирования, умение совершать действия по собственной инициативе, умение принимать коллективные решения и учитывать выбор других воспитанников. Тренировочная квартира расположена по адресу Курако 9, состоит из 2 комнат, кухни, ванная и туалет.
Квартира обставлена традиционной мебелью, имеются необходимые бытовые предметы, уборочный инвентарь. Это позволяет воспитанникам находиться в тренировочной квартире продолжительное время. Предварительно проведена разъяснительная работа, утвержден режим дня, составлено меню, приближенное к домашнему питанию, получен набор продуктов. Все на первый взгляд просто, но в то же время и сложно. Сам отвечаешь за питание, чистоту, досуг. Самим необходимо приготовить завтрак. Сварит гречневую, рисовую или манную каши, приготовить яичницу или омлет, бутерброд с сыром, маслом заварить чай. Все несложно и они это умеют делать. Но одно дело приготовить самому, встать пораньше, пожертвовав желанием понежиться утром в постели. И режим дня никто не отменял. На обед с успехом готовили борщ, щи, рыбный суп, делали вареники с картофелем, пекли пироги и блины. Освоили морковный, свекольный и капустный салаты. На ужин с аппетитом ели любимою жареную картошечку с квашеной капустой. С удовольствием заваривали чай, варили компот.
Приблизились к домашнему ритму: готовили еду впрок на 1-2 дня, с учетом правильного хранения в холодильнике. Выполняли уборку в квартире, ухаживали за одеждой и обувью, занимались мелким ремонтом одежды. Получили представление об оплате коммунальных платежей, как посчитать показания счетчика. Продолжаем знакомиться с инфраструктурой нашего города. Режим дня очень насыщенный. Вечером с удовольствием сидели перед телевизором, чаевничали и обсуждали прошедший день, вносили коррективы на следующий день. После самостоятельного проживания среди воспитанников было проведено анкетирование «Мой путь в самостоятельную жизнь».
Воспитатели методом наблюдения оценивают (в баллах) степень овладения жизненно важными навыками, проживающими в тренировочной квартире (приготовление пищи, обращение с бытовой техникой, уборка квартиры, владение санитарно- гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, самостоятельная подготовка уроков) на каждом этапе проживания. Параллельно воспитанники оценивают сами, в какой мере они овладели этими навыками во время проживания. Конечно были и трудности, например, Прасолова Алина боялась самостоятельно пройти путь от школы до квартиры, теперь она с легкостью его преодолевает. Аня Сдобникова могла обратной стороной ножа начать чистить картофель. Юра Лосенков хотел засыпать макароны в холодную воду. Теперь они так не делают.
Итог таков: воспитанникам нравится такая форма подготовки к самостоятельной жизни, они многое уже могут и хотят самосовершенствоваться. Они поняли, что самостоятельная жизнь – это не только свобода выбора, но и ответственность, труд над самим собой, своими желаниями. Тренировочная квартира-это отличный старт в самостоятельную жизнь для воспитанников школы-интерната.
Мониторинг подготовки воспитанников к самостоятельной жизни
дата
оценочные показатели подготовки воспитанников к самостоятельной жизни (от числа посетивших тренировочную квартиру)
сформированность социально-бытовых навыков: приготовление пищи,планирование бюджета, учет и контроль доходов и пр.
санитарно-гигиенические навыки: соблюдение личной гигиены, чистота жилья, одежды
коммуникация и взаимодействие: взаимодействие со взрослыми, сверстниками, навыки гостеприимства, заботы, общение в соц.сетях и при посещении объектов социальной и административной инфраструктуры
уровень подготовки
2020
65%
68%
47%
средний
2021
73%
85%
56%
высок.
2022 1-е полугодие
44%
52%
36%
показатель в конце года