формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных и социальных практик в условиях ДОУ | Виктория Владимировна Валькова. Работа №354579
формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных и социальных практик в условиях ДОУ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных и социальных практик в условиях ДОУ. Анализируются понятия «компетентность», «компетенция», «социальная компетентность», определяется ее структурные элементы, освещаются факторы влияния на ее формирование.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, социальная компетентность, структура социальной компетентности, факторы влияния на ее формирование, личность, ребенок дошкольного возраста, культурные практики, социальные практики, ДОУ.
Одной из важнейших проблем воспитания детей является их социализация. Этот процесс осуществляется согласно общечеловеческим ценностям, правилам поведения в человеческом обществе и с учетом ментальных особенностей. Больше информации и базовых умений получает ребенок в дошкольные годы. От того, насколько он привык к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, зависит его адаптация к школьной жизни. Ни для кого не секрет, что дети, которые посещали детское учебно-воспитательное учреждение, гораздо лучше чувствуют себя в классном коллективе, чем те, которые воспитывались дома. Они обладают умениями договариваться и совместно действовать, выслушать другого, помочь, поделиться и посочувствовать.
Заметим, что дошкольное детство - это период первоначального становления личности, во время которого закладывается фундамент, который будет служить основой для будущих воспитательных воздействий и самоактуализации ребенка. Ребенок понимает, что мир, в котором он живет, наполнен родными и чужими людьми; постепенно приходит к выводу, что с ними надо считаться, мирно сосуществовать, общаться, уметь договариваться, взаимодействовать, предоставлять и получать помощь и тому подобное. Родители и дошкольные учреждения осуществляют процесс социализации (то есть введение в общество) ребенка, передают опыт различных моделей социального поведения, помогают сконструировать персональную систему ценностей.
В документах, которые направляют воспитательный процесс в дошкольном звене (Международная конвенция ООН о правах ребенка, Закон "Об образовании", ФГОС дошкольного образования) акцентируется внимание на формировании социальной компетентности ребенка, от которой зависит судьба самого ребенка и, в более широком аспекте, общества в целом.
Из совокупности компетенций состоит компетентность, под которой, как констатирует Бышкиной Н.А., чаще всего понимают интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые присвоены в процессе обучения и социализации, ориентированное на самостоятельное и успешное участие в деятельности [1]. По мнению Вовк Е.В., социальную компетентность дошкольника можно определить как комплексную характеристику личности, которая включает в себя результаты психического развития: знания, умения, навыки, креативность, инициативность, самостоятельность, самооценка, самоконтроль [2].
Под социальной компетентностью дошкольника. нами понимается целостная динамическая структура, сложное, многокомпонентное, многоуровневое, полифункциональное образование, которое имеет значительное количество дефиниций описательного характера, различаются по объему, составу и структуре [4]. Социальная компетентность проявляется в общении, отношениях и деятельности.
Калсанова Л.Д. рассматривает социальную компетентность ребенка как открытость к миру людей, навыки социального поведения, готовность к восприятию социальной информации, желание познать людей и делать добрые дела [3]. По мнению Шавшаевой Л.Ю., Самсоненко Л.С., социальная компетентность дошкольника является интегральным качеством личности, состоящем из комплекса эмоциональных, мотивационных, характерологических особенностей и проявляющемся в социальной активности и гуманистической направленности личности [4].
Задачи данного направления работы провозглашаются ФГОС дошкольного образования, где акцентируется внимание на идее расширения кругозора ребенка, его социализации, формировании желания и умения расширять свой социальный опыт.
В современных условиях построения системы образования в России большое внимание отводится организации такого пространства. Подход к интегрированным моделям воспитания как более перспективным предполагает решение воспитательно-образовательных задач в целостной системе социального воспитания, органической связи образовательного учреждения с другими воспитательными институтами общества на основе интеграции, полного использования уникального потенциала каждого из них [2].
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта.
Социальные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Использование социальных и культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Таким образом, социальную компетентность мы понимает как соответствующую интеграцию знаний, умений и отношений, которые планомерно, целенаправленно и систематически развиваются во время воспитания и обучения, что обеспечивает оптимальную адаптацию ребенка к школе, а также выделяем такие ее компоненты, как знания, умения в соответствии с ситуации действовать и отношения к другим. Чтобы у ребенка в дошкольном возрасте формировалась социальная компетентность на высоком уровне, что позволит ему быть полноценным востребованным членом общества и безболезненно ступить на новую ступень образования, нужно учитывать и специально организовывать влияние таких факторов, как знания, различные виды деятельности, в которые включается ребенок, самопознание. По обозначенной проблеме перспективными, на наш взгляд, являются такие направления исследования, как выявление влияния культурных и социальных практик в условиях ДОУ на уровень развития социальной компетентности у детей.
Литература
1. Бышкина Н.А. Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности // В сборнике: Современная психология и педагогика: проблемы и решения Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции . 2018. С. 63-69.
2. Вовк Е.В. Механизмы формирования социальной компетентности дошкольника // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 184.
3. Калсанова Л.Д. Игровая технология – средство формирования социальной компетентности старших дошкольников // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 123-125.
4. Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. Формирование основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 284-287.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных и социальных практик в условиях ДОУ. Анализируются понятия компетентность, компетенция, социальная компетентность, определяется ее структурные элементы, освещаются факторы влияния на ее формирование.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, социальная компетентность, структура социальной компетентности, факторы влияния на ее формирование, личность, ребенок дошкольного возраста, культурные практики, социальные практики, ДОУ.
Одной из важнейших проблем воспитания детей является их социализация. Этот процесс осуществляется согласно общечеловеческим ценностям, правилам поведения в человеческом обществе и с учетом ментальных особенностей. Больше информации и базовых умений получает ребенок в дошкольные годы. От того, насколько он привык к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, зависит его адаптация к школьной жизни. Ни для кого не секрет, что дети, которые посещали детское учебно-воспитательное учреждение, гораздо лучше чувствуют себя в классном коллективе, чем те, которые воспитывались дома. Они обладают умениями договариваться и совместно действовать, выслушать другого, помочь, поделиться и посочувствовать.
Заметим, что дошкольное детство - это период первоначального становления личности, во время которого закладывается фундамент, который будет служить основой для будущих воспитательных воздействий и самоактуализации ребенка. Ребенок понимает, что мир, в котором он живет, наполнен родными и чужими людьми; постепенно приходит к выводу, что с ними надо считаться, мирно сосуществовать, общаться, уметь договариваться, взаимодействовать, предоставлять и получать помощь и тому подобное. Родители и дошкольные учреждения осуществляют процесс социализации (то есть введение в общество) ребенка, передают опыт различных моделей социального поведения, помогают сконструировать персональную систему ценностей.
В документах, которые направляют воспитательный процесс в дошкольном звене (Международная конвенция ООН о правах ребенка, Закон "Об образовании", ФГОС дошкольного образования) акцентируется внимание на формировании социальной компетентности ребенка, от которой зависит судьба самого ребенка и, в более широком аспекте, общества в целом.
Из совокупности компетенций состоит компетентность, под которой, как констатирует Бышкиной Н.А., чаще всего понимают интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые присвоены в процессе обучения и социализации, ориентированное на самостоятельное и успешное участие в деятельности [1]. По мнению Вовк Е.В., социальную компетентность дошкольника можно определить как комплексную характеристику личности, которая включает в себя результаты психического развития: знания, умения, навыки, креативность, инициативность, самостоятельность, самооценка, самоконтроль [2].
Под социальной компетентностью дошкольника. нами понимается целостная динамическая структура, сложное, многокомпонентное, многоуровневое, полифункциональное образование, которое имеет значительное количество дефиниций описательного характера, различаются по объему, составу и структуре [4]. Социальная компетентность проявляется в общении, отношениях и деятельности.
Калсанова Л.Д. рассматривает социальную компетентность ребенка как открытость к миру людей, навыки социального поведения, готовность к восприятию социальной информации, желание познать людей и делать добрые дела [3]. По мнению Шавшаевой Л.Ю., Самсоненко Л.С., социальная компетентность дошкольника является интегральным качеством личности, состоящем из комплекса эмоциональных, мотивационных, характерологических особенностей и проявляющемся в социальной активности и гуманистической направленности личности [4].
Задачи данного направления работы провозглашаются ФГОС дошкольного образования, где акцентируется внимание на идее расширения кругозора ребенка, его социализации, формировании желания и умения расширять свой социальный опыт.
В современных условиях построения системы образования в России большое внимание отводится организации такого пространства. Подход к интегрированным моделям воспитания как более перспективным предполагает решение воспитательно-образовательных задач в целостной системе социального воспитания, органической связи образовательного учреждения с другими воспитательными институтами общества на основе интеграции, полного использования уникального потенциала каждого из них [2].
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта.
Социальные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Использование социальных и культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Таким образом, социальную компетентность мы понимает как соответствующую интеграцию знаний, умений и отношений, которые планомерно, целенаправленно и систематически развиваются во время воспитания и обучения, что обеспечивает оптимальную адаптацию ребенка к школе, а также выделяем такие ее компоненты, как знания, умения в соответствии с ситуации действовать и отношения к другим. Чтобы у ребенка в дошкольном возрасте формировалась социальная компетентность на высоком уровне, что позволит ему быть полноценным востребованным членом общества и безболезненно ступить на новую ступень образования, нужно учитывать и специально организовывать влияние таких факторов, как знания, различные виды деятельности, в которые включается ребенок, самопознание. По обозначенной проблеме перспективными, на наш взгляд, являются такие направления исследования, как выявление влияния культурных и социальных практик в условиях ДОУ на уровень развития социальной компетентности у детей.
Литература
Бышкина Н.А. Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности // В сборнике: Современная психология и педагогика: проблемы и решения Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции . 2018. С. 63-69.
Вовк Е.В. Механизмы формирования социальной компетентности дошкольника // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 184.
Калсанова Л.Д. Игровая технология – средство формирования социальной компетентности старших дошкольников // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 123-125.
Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. Формирование основ социальной компетентности старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 284-287.