Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование социальных умений и практических навыков у детей и подростков | Шипицина Марина Александровна. Работа №344300

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования социальных умений и практических навыков у детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Описаны основные направления работы педагога-психолога по развитию социальных компетенций, таких как умение общаться, разрешать конфликты, сотрудничать в коллективе и принимать решения. Акцентируется внимание на важности комплексного подхода в обучении подростков навыкам самообслуживания, ответственности и самостоятельности. Статья подчеркивает значимость создания благоприятной среды для развития социальных навыков, которые способствуют успешной социализации детей и подростков.

Ключевые слова: социальные умения, навыки, дети, подростки, социальная реабилитация, педагог-психолог, социализация.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Шипицина Марина Александровна, педагог-психолог
Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска»

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования социальных умений и практических навыков у детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Описаны основные направления работы педагога-психолога по развитию социальных компетенций, таких как умение общаться, разрешать конфликты, сотрудничать в коллективе и принимать решения. Акцентируется внимание на важности комплексного подхода в обучении подростков навыкам самообслуживания, ответственности и самостоятельности. Статья подчеркивает значимость создания благоприятной среды для развития социальных навыков, которые способствуют успешной социализации детей и подростков.

Ключевые слова: социальные умения, навыки, дети, подростки, социальная реабилитация, педагог-психолог, социализация.

 

Формирование социальных умений и практических навыков у детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, является важной задачей педагога-психолога. Для многих из этих детей характерны трудности в общении и адаптации в обществе, вызванные неблагоприятными условиями в семье, психоэмоциональными травмами и отсутствием опыта полноценного взаимодействия с окружающими. Социальные навыки — это важные элементы, которые помогают ребенку интегрироваться в общество, выстраивать позитивные отношения с другими людьми и эффективно решать повседневные задачи.

Социальные умения включают в себя широкий спектр способностей, таких как коммуникация, умение договариваться и сотрудничать, решение конфликтов, принятие ответственности за свои действия. Эти навыки необходимы для того, чтобы ребенок мог успешно функционировать в обществе, будь то в школе, в семье или в кругу друзей. Педагог-психолог играет ключевую роль в развитии этих навыков, поскольку именно он создает условия для их формирования и помогает детям осознать значимость таких умений в жизни.

Одним из важнейших аспектов работы педагога-психолога является развитие у детей и подростков навыков общения. Многие дети, попавшие в социально-реабилитационные центры, имеют негативный опыт общения с окружающими, что приводит к трудностям в построении конструктивных социальных связей. Важно обучать их навыкам активного слушания, умению выражать свои мысли и чувства, а также способам эффективного взаимодействия в группе. Для этого могут использоваться ролевые игры и тренинги, где подростки учатся выстраивать диалоги, понимать точку зрения другого человека и реагировать на нее адекватно. Такие занятия не только развивают коммуникативные навыки, но и помогают повысить уверенность в себе и своих способностях.

Также важно формировать у подростков навыки работы в команде и сотрудничества. Многие дети, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, испытывают трудности в построении доверительных отношений и не всегда готовы к взаимодействию с другими. Через групповую работу и совместные проекты подростки учатся разделять ответственность, планировать совместную деятельность и поддерживать друг друга. Это помогает им не только приобрести навыки сотрудничества, но и ощутить ценность коллективной работы, где каждый участник вносит свой вклад в общее дело.

Не менее важным направлением работы является обучение подростков навыкам разрешения конфликтов. В подростковом возрасте конфликты часто возникают как результат эмоциональной нестабильности и недостатка жизненного опыта. Психолог помогает подросткам развить способность анализировать конфликты, понимать их причины и находить конструктивные способы решения. Это может быть достигнуто через тренинги по развитию эмоционального интеллекта, где подростки учатся распознавать свои эмоции и эмоции других, а также управлять ими в стрессовых ситуациях.

Формирование ответственности и самостоятельности — еще один важный аспект работы с подростками. Многие дети, находящиеся в условиях социальной реабилитации, не имели возможности развивать эти качества в силу недостатка родительской заботы или из-за проживания в неблагополучной среде. Важно обучать их не только навыкам самообслуживания, но и способности принимать решения, осознавать последствия своих действий и брать на себя ответственность за них. Это может быть реализовано через участие в практических занятиях, таких как выполнение бытовых обязанностей, планирование своего дня или участие в решении групповых задач.

Кроме того, педагог-психолог способствует развитию у подростков навыков критического мышления и принятия решений. Часто дети, особенно подростки, испытывают трудности в принятии решений из-за недостатка опыта и неуверенности в себе. Психолог помогает подросткам научиться анализировать ситуации, оценивать различные варианты решений и предвидеть их последствия. Это не только снижает вероятность импульсивных и ошибочных решений, но и помогает подростку чувствовать себя более уверенным в сложных жизненных ситуациях.

Также важной задачей является подготовка детей и подростков к самостоятельной жизни за пределами реабилитационного центра. Для этого необходимо развивать у них практические навыки, такие как управление личными финансами, планирование своего времени, решение повседневных бытовых задач. Важно, чтобы подростки осознавали значимость этих умений и умели использовать их в повседневной жизни. Психолог может предложить подросткам участие в ролевых играх, моделирующих жизненные ситуации, где они могут практиковать навыки планирования бюджета, распределения времени или организации своего пространства.

Немаловажным элементом работы педагога-психолога является создание благоприятной социальной среды, которая способствует развитию социальных навыков у детей и подростков. Важным аспектом является поддержка детей в сложных ситуациях, предоставление им возможности для самовыражения и самореализации. В условиях доверительной и поддерживающей атмосферы дети чувствуют себя более уверенно, что помогает им развивать необходимые навыки взаимодействия с окружающими.

Комплексный подход к формированию социальных умений и практических навыков у детей и подростков включает в себя как индивидуальную работу, так и групповую деятельность. Индивидуальная работа позволяет более глубоко изучить особенности каждого ребенка, выявить его слабые и сильные стороны, а также разработать индивидуальные методы поддержки. Групповые занятия, в свою очередь, помогают подросткам учиться взаимодействовать друг с другом, развивать умение работать в команде и поддерживать своих сверстников.

Таким образом, формирование социальных умений и практических навыков у детей и подростков в социально-реабилитационном центре — это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и активного участия педагога-психолога. Развитие таких навыков способствует успешной социализации детей, их адаптации к условиям современной жизни и снижению риска возникновения проблем в общении и решении жизненных задач в будущем.

 

Список литературы

Евглевская

, С. В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В.

Евглевская

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — №

44 (230). — С. 268-270. — URL:

https://moluch.ru/archive/230/53465/

(дата обращения: 19.09.2024).

Фоминова А.Н. Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков // Социальная педагогика. 2014. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnyh-umeniy-i-prakticheskih-navykov-detey-i-podrostkov

(дата обращения: 19.09.2024).

Фоминова А.Н.,

Микульская

В.Г. Трудные жизненные ситуации: как их воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые // Народное образование. 2015. №6 (1449). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/trudnye-zhiznennye-situatsii-kak-ih-vosprinimayut-podrostki-i-chem-mogut-pomoch-vzroslye

(дата обращения: 19.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×