Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ | Стебеняева Мария Дмитриевна. Работа №338876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР), а, следовательно, проблема формирования связной монологической речи у детей с данным нарушением остается актуальной.

Высокий уровень овладения связной монологической речью в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Адекватно воспринимать, воспроизводить тексты, умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы, без посторонней помощи излагать свои мысли – все эти действия требуют достаточного уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Однако, в методических и психологических исследованиях отмечается, что навыки связной монологической речи при спонтанном развитии не достигают уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Эти навыки нужно формировать специально, особенно актуально это для детей, имеющих ОНР.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР, является одной из важнейших задач логопедической работы. Решение этой задачи необходимо для преодоления речевого нарушения, и для подготовки детей к школьному обучению.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возникают затруднения при создании развернутых высказываний и их языкового оформления. Для детских высказываний присуще: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Значительные трудности у детей с ОНР в овладении навыками связной монологической речи вызваны недоразвитием лексического и грамматического компонентов языковой системы. 

Формирование нарушенных функций данной категории детей осуществляется с опорой на сохранные анализаторы. Одним из сохранных анализаторов является зрительное восприятие, поэтому формирование связной монологической речи должно проходить с опорой на наглядные средства. Одним из этих средств является мнемотехника.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Аннотация: В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР), а, следовательно, проблема формирования связной монологической речи у детей с данным нарушением остается актуальной.

Высокий уровень овладения связной монологической речью в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Адекватно воспринимать, воспроизводить тексты, умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы, без посторонней помощи излагать свои мысли – все эти действия требуют достаточного уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Однако, в методических и психологических исследованиях отмечается, что навыки связной монологической речи при спонтанном развитии не достигают уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Эти навыки нужно формировать специально, особенно актуально это для детей, имеющих ОНР.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР, является одной из важнейших задач логопедической работы. Решение этой задачи необходимо для преодоления речевого нарушения, и для подготовки детей к школьному обучению.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возникают затруднения при создании развернутых высказываний и их языкового оформления. Для детских высказываний присуще: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Значительные трудности у детей с ОНР в овладении навыками связной монологической речи вызваны недоразвитием лексического и грамматического компонентов языковой системы.

Формирование нарушенных функций данной категории детей осуществляется с опорой на сохранные анализаторы. Одним из сохранных анализаторов является зрительное восприятие, поэтому формирование связной монологической речи должно проходить с опорой на наглядные средства. Одним из этих средств является мнемотехника.

 

Ключевые слова: мнемотехника, логопедия, ОНР III уровень.

Текст стати: Сформированность связной речи ребёнка всегда отражает общий уровень развития устной речи; связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она представляет собой развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно [3].

Особенностью связной речи является то, что, с одной стороны, развернутые высказывания включены в процесс живого общения и передачи информации от одного лица другому, а с другой — в его состав входит не одно предложение, а целая цепь взаимно связанных предложений. Высказывание составляет единую целостную систему и обладает качеством «единой замкнутой структуры» [8].

Связная монологическая речь – речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь в дошкольном возрасте, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), связность (логические связи между предложениями и частями монолога), последовательность (последовательность временных, пространственных, причинно-следственных, качественных отношений), логико-смысловая организация сообщения (предметно-смысловая и логическая) в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя 2-3 слова, формулирующие требования.

У трехлетнего ребенка остро возрастает нужда в общении. В этом возрасте не только быстро увеличивается объем общеупотребительных слов, но и повышается возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Поначалу это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл. В речи трехлетнего ребенка постепенно начинает складываться умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к использованию сложной фразы с применением союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа.

Начиная уже с четырех лет, фразовая речь ребенка начинает усложняться. В среднем предложение состоит из 5 – 6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование.

На 7 году жизни характерно для дошкольников короткое рассуждение.

Тем не менее, полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, особое внимание при формировании навыков связной монологической речи следует уделять детям с нарушениями речи [20].

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [6].

По определению Т.Б. Филичевой, ОНР – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи [21].

Связные высказывания детей с ОНР III уровня характеризуются отсутствием четкости, последовательности, фрагментностью. Сложнее всего этим детям дается самостоятельное рассказывание по памяти и творческое рассказывание. Однако и воспроизведение текста по образцу сильно отличает их от нормально говорящих сверстников.

У детей с ОНР преобладает наглядно-образное мышление, значит для формирования связной речи особенно эффективно использование наглядных средств. Одним из этих средств является мнемотехника.

В.А. Козаренко рассматривает мнемотехнику как систему внутреннего письма, позволяющую последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов [5].

Изначально мнемотехника была неотъемлемой частью риторики и использовалась для запоминания длинных речей. Мнемотехника развивает память, мышление, воображение, внимание. Ведь именно эти психические процессы тесно связаны с развитием речи [4].

Чем раньше начать формировать связную речь с использованием мнемотехники, тем лучше дети научатся пересказывать и рассказывать, а значит, подготовятся к школьному обучению [7].

Дидактический материал используют в форме мнемотаблиц, графических схем, коллажей. Рассмотрим подробнее каждый.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи развития основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы [11].

Использовать мнемотехнику можно с младшей группы. Для детей, как младшего, так и среднего дошкольного возраста следует использовать цветные мнемотаблицы, для запоминания отдельных образов. При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать черно-белые варианты, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения [18].

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по формированию связной речи монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня детей и способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказа художественной литературы, отгадыванию и загадыванию загадок, заучиванию стихотворений. «Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям понимать структуру связного высказывания, его последовательность, лексико-грамматическую наполняемость», – пишет Т.А. Ткаченко [19].

Процесс работы с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:

1. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3. после осуществляется пересказ с опорой на символы;

4. делается зарисовка мнемотаблицы [1].

Графические схемы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Графические схемы направлены на формирование действий по усвоению внутренней и внешней программы связного речевого высказывания на этапе материализованного действия. С помощью графических схем формируется умение составлять повествовательные рассказы.

Схема состоит в виде предметно-постановочной таблицы из квадратов и стрелок, которые расположены вертикально. В таблице квадратами обозначены предметные компоненты мысли: субъект и объект (предметные картинки; слова, записанные на карточках). Стрелкой обозначен предикат, выраженный глагольным словом [9].

Коллаж – это лист бумаги (фланелеграф), на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, цифры, фигуры [23].

Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Мнемотехника обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, запоминание структуры рассказа, помогает систематизировать знания об особенностях объектов природы, окружающем мире, способствует формированию связной монологической речи [15].

Важно отметить, что приемы мнемотехники могут быть использованы в работе над различными видами связного монологического высказывания: составление рассказов по картине и серии картин, пересказ, описательный рассказ, составлению творческих рассказов.

При составлении различных по сложности рассказов по серии сюжетных картин усиливается роль и значение моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР III уровня испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры, остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. «Прежде чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, – пишет Т.Б. Полянская, – необходима подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д.». Часто при составлении рассказа дошкольники упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей [10].

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники. Этапы работы над текстом при пересказе (Т.А. Ткаченко) [19]:

учитель-логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их;

чтение текста с демонстрацией сюжетной картины;

беседа по содержанию текста;

повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на

мнемотаблицу

;

пересказ рассказа ребенком с опорой на

мнемотаблицу

, либо рассказ в целом.

Предметно-графическая схема помогает детям старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки-фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины [17].

Использование мнемотехники при составлении описательных рассказов делают высказывания дошкольников четкими, связными и последовательными, они выступают в роли плана-подсказки. Следовательно, ребенок может строить по ним свой рассказ. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Успешно используются мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, комнатных растениях. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей [12].

Для составления дошкольниками описательных рассказов используются адаптированные мнемотаблицы Н.Э. Теремковой, Т.А. Ткаченко, а также мнемосхемы. Составные части схем, таблиц отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребёнка с объектами и др.), либо схемы-описания отдельных предметов. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию, величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит); за что нравится (не нравится) [16,19].

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сходство, а затем различия [14].

Работа по формированию навыков творческого рассказывания заключается в:

трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла;

выборе

зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории);

составлении

«предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания);

построении

плана изложения (в графическом варианте);

установлении

объекта для прямой речи;

придумывании

заголовка к рассказу

[13

].

Л.В. Бура и Г.А. Чепурной предлагают для развития навыка творческого рассказывания силуэтное изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и т. п.) [22].

Следует помнить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее [2].

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии

:

учебное пособие / В. М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 109 с. – ISBN 134-4-8477-8829-2. – Текст

:

непосредственный.

Бородич

, А. М. Методика развития речи детей

:

учебное пособие / А.

ГлМ

.

Бородич

. – Москва

:

Просвещение, 1981. – 256 с. – ISBN 766-9-4332-9722-1. – Текст

:

непосредственный.

Ерастов, Н. П. Культура связной речи

:

учебное пособие / Н. П. Ерастов. – 2-е издание,

перераб

. и доп. – Ярославль, 2009.- 112 с. –

ISBN

951-9-0087-7116-2. – Текст

:

непосредственный.

Житникова

Л. М. Учите детей запоминать

:

учебно-методическое пособие / Л. М.

Житникова

– Москва : Просвещение, 1985. – 87 с. – ISBN 042-9-2246-4578-2. – Текст

:

непосредственный.

Козаренко, В. А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи: учебник для

академического

бакалавриата

/ В. А. Козаренко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556663/ (дата обращения 14.09.2020). – Текст

:

электронный.

Лалаева

, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников

:

учебное пособие / Р. И.

Лалаева

, Н. В. Серебрякова. – СПб

. :

Союз, 1999. – 214 с. – ISBN 890-2-0156-1823-1. – Текст

:

непосредственный.

Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине

:

учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л. Б.

Баряевой

. – Санкт-Петербург

:

ЦДК проф. Л. Б.

Баревой

, 2009. – 175 с. – ISBN 097-3-4561-0122-7. – Текст

:

непосредственный.

Леонтьев, А. А. Признаки связанности и цельности текстов // Лингвистика текста

:

учебник для вузов / А. А. Леонтьев. – Москва

:

Академия, 2001. -270 с.

– ISBN 081-4-4492-1911-7. – Текст

:

непосредственный.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

:

учебное пособие / Омельченко Л. В. – Москва : Просвещение, 2008. №4 – 201 с. – ISBN 563-2-9932-0123-6. – Текст

:

непосредственный.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

:

учебное пособие / Т. Б. Полянская. – СПб

.:

Москва, 2009. – 60 с. – ISBN 449-9-3994-9037-0. – Текст

:

непосредственный.

Поташко

И. А. Использование

мнемотаблиц

в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика

:

учебно-методическое пособие. – 2006. – № 7, 8. – 22 с. – ISBN 552-1-3991-1772-1. – Текст

:

непосредственный.

Сидорчук

, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников

:

методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А.

Сидорчук

, Н.Н. Хоменко. – Москва

:

Академия, 2004. – 304 с. – ISBN 955-2-0667-4523-3. – Текст

:

непосредственный.

Соломенникова

, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи

:

учебное пособие / Л.

Соломенникова

// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – 54-59 с.

– ISBN 875-4-4542-7431-3. – Текст

:

непосредственный.

Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников

:

учебное пособие / Ф. А. Сохин. – Москва

:

Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с. – ISBN 096-9-7887-3431-8. – Текст

:

непосредственный.

Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников

:

учебник для вузов / Н. А. Стародубова. – Москва

:

Академия, 2008. -256 с. – ISBN 992-5-0232-0233-1. – Текст

:

непосредственный.

Теремкова

, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

:

учебное пособие / Н. Э.

Теремкова

. – Москва

:

ГНОМ и

Д

, 2006. – 32 с. – ISBN 565-3-0885-3342-4. – Текст

:

непосредственный.

Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)

:

учебное пособие / Е. И. Тихеева. – Москва

:

Просвещение, 1981. -144 с. – ISBN 665-9-2275-9987-9. – Текст

:

непосредственный.

Ткаченко, Т. А. Схемы для составления описательных рассказов

:

учебно-методическое пособие / Т. А. Ткаченко. – Москва

:

АРКТИ, 2009. - 112 с. – ISBN 564-2-2563-2894-5. – Текст

:

непосредственный.

Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. -№10.– 16-21 с. – ISBN 024-1-9374-3043-2. – Текст

:

непосредственный.

Трубникова

, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии

:

учебно-метод. пособие / Н. М.

Трубникова

. – Екатеринбург

:

Просвещение, 2005. – 94 с. – ISBN 955-3-6672-0012-2. – Текст

:

непосредственный.

Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

:

учебное пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва

:

АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с. – ISBN 773-8-3892-0183-9. – Текст

:

непосредственный.

Чепурной

, Г. А., Бура, Л. В. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации

:

учебно-методическое пособие / Г.А.

Чепурной

, Л.В. Бура. - Ялта, 2015. - 115 с – ISBN 034-2-9932-8823-1. – Текст

:

непосредственный.

Чепурной

, Г. А., Бура, Л. В. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации

:

учебно-методическое пособие / Г. А.

Чепурной

, Л. В. Бура. – Ялта, 2015. – 115 с. – ISBN 004-3-0384-7571-2. – Текст

:

непосредственный.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×