Формирование технологической компетентности детей через использование алгоритмов | Измайлова Виктория Станиславовна. Работа №329596
Одной из основных особенностей развития образования на современном этапе, является обновление его содержания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.
Одной из основных особенностей развития образования на современном этапе, является обновление его содержания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности. [ФГОС ДО
п. 1.6 c.4]
Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе.
Компетентность – состоявшееся качество личности (совокупность качеств) дошкольника и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).
Мы считаем, что развитие технологической компетентности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Технологическая компетентность:Определяется как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности О.В. Дыбина.
Ключевым словом в этом определении является деятельность. Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью.
Технологические умения:
- умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации,
- умение планировать этапы своей деятельности,
- умение понимать и выполнять алгоритм действий,
- умение устанавливать причинно-следственные связи,
- умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов,
- умение использовать способы преобразования,
- умение понимать и принимать задание и предложение взрослого,
- умение применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,
- умение организовать рабочее место,
- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Данные умения являются содержанием технологической компетентности детей дошкольного возраста. Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся, новых условиях. Называя данные умения технологическими, мы основываемся на том, что они характеризуются способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Нам важно, чтобы ребенок по отношению к своей деятельности являлся и объектом и субъектом управления: сам принимал решения, сам планировал, этапы своей деятельности и сам контролировал свои действия. (Самый простой пример – встретив на пути яму, ребенок сам принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия). Если ребенок приобретает указанные умения, он оказывается более приспособленным к жизни, способен адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, командах. Итак, объем присвоенной деятельности, который будет гарантировать сформированность технологической компетентности детей дошкольного возраста, должен содержать ряд технологических умений. Так в каких же видах деятельности детей дошкольного возраста мы можем формировать эти умения?
Наша работа состояла из 4 этапов. На первом этапе мы провели мониторинг развития технологической компетентности детей, используя методику О.В. Дыбиной. Результаты проведенного мониторинга показали, что технологическая компетентность детей находится в основном на низком и среднем уровне. Далее мы осуществили подбор методического и практического материала для дальнейшей работы. На втором этапе мы разработали перспективный план по формированию технологической компетентности у детей и план социального партнерства с родителями. Третий этап работы мы начали с того, что создали РППС в группе для формирования технологической компетентности по всем образовательным областям.
В уголке познавательного развития мы собрали мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, диких и домашних животных; модели строения тела птиц, животных, рыб, насекомых; схемы строения растений, ягод, цветов; схемы явлений природы, ухода за растениями, животными, рыбами; схематические (условные) изображения природных явлений, подборка лабиринтов и другие материалы.
Уголок речевого развития дополнили мнемотаблицами для составления рассказов, пересказов произведений, мнемотаблицы и мнемодорожки для заучивания стихотворений, подбор иллюстраций для последовательного рассказа, схемами для обучения использованию предлогов, схемы подбора родственных слов и т. п.
Физическое развитие – схемы выполнения основных движений, схемы подвижных и спортивных игр.
В уголке художественно – эстетического развития нами были подобраны схемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, схемы для работы с блоками Дьениша, палочками Кюизенера, схемы рисования человека в движении.
Формирование технологической компетентности происходит на занятиях, на которых дети работают с опорными сигналами и подвижными схемами; составляют связный рассказ по плану; учатся понимать и следовать алгоритму выполнения действий, предложенному педагогом и соблюдать правила работы с раздаточным материалом. Так, например, на занятиях по развитию речи, мы использовали схемы для подбора родственных слов, с помощью которых ребенок быстрее понимал и запоминал алгоритм работы с родственными словами. А на занятиях по рисованию использовали схему рисования человека в движении. Известно, что детям очень трудно научиться рисовать человека, а человека в движении еще труднее. При использовании схемы, ребенок выбирает ту позу, в которой будет находиться человек на его рисунке и рисует, используя схему. Наша работа велась не только на занятиях, но и в индивидуальной и свободной деятельности детей.
Но наша работа была бы не полной без помощи родителей. Для них были проведены: консультация на тему: Использование мнемотаблиц для обучения рассказыванию; мастер-класс Текущее домашнее задание: мнемодорожки и мнемотаблицы; составление индивидуальных маршрутов дом – детский сад; беседа на тему Использование лабиринтов при обучении ФЭМП; совместная работа детей и родителей: Составление мнемодорожек; беседа: Как научить ребенка пересказывать текст с опорой на картинки (мнемотехника); консультация для родителей Расскажи стихи руками; ООД для родителей по познавательному и речевому развитию с использованием лабиринтов и мнемотаблиц. Родители активно помогали нам составлять мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы, составляли подборки лабиринтов. Для того чтобы проверить каких результатов мы достигли, на последнем этапе работы мы провели повторный мониторинг. Результаты исследования показали, что проделанная нами работа дала положительную динамику, мы выяснили, что технологическая компетентность детей находится на среднем и высоком уровне. Хочется закончить словами П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина: На основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. Данное положение является психологическим механизмом для формирования технологической компетентности детей дошкольного возраста. Так как именно от опыта присвоения деятельности зависит уровень сформированности данной ключевой компетентности
Литература
ЗимняяИ.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
ИвановД.А., МитрофановК.Г., СоколоваО.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003.
Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сборник материалов международной научно-практической конференции (заочной), 2–17ноября 2010года:[в 2ч / редкол.: ДыбинаО.В., д.п.н., проф.]. – Тольятти: ТГУ, 2010.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 Об утверждении ФГОС дошкольного образования (рег. в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
ФЗ от 29.12.2012 № 273 (в ред. 21.07.2014) Об образовании в РФ