ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ | Затолокина Регина Руслановна. Работа №296349. Номер работы: №296349
Автор: Затолокина Регина Руслановна
В данной статье рассматривается вопрос о формировании толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, в чем заключается задача педагога для решения данного вопроса, приводятся формы для оптимизации партнерства педагогов и родителей.
В современное время вопрос толерантности непосредственно сопряжен с глобализацией сегодняшней общественной политики. Формирование национальных отношений зарождает новейшие ценности. Терпимость гарантирует и поддерживается мирным симбиозом разных групп людей с разной историей, цивилизацией и тождественностью. Сегодня ученные увлечены проблемой профилактики толерантности через образовательные программы.
УДК 159.9 Затолокина Регина Руслановна
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о формировании толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, в чем заключается задача педагога для решения данного вопроса, приводятся формы для оптимизации партнерства педагогов и родителей.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, толерантность, инклюзия, педагог и психолог, воспитание.
В современное время вопрос толерантности непосредственно сопряжен с глобализацией сегодняшней общественной политики. Формирование национальных отношений зарождает новейшие ценности. Терпимость гарантирует и поддерживается мирным симбиозом разных групп людей с разной историей, цивилизацией и тождественностью. Сегодня ученные увлечены проблемой профилактики толерантности через образовательные программы.
Вопрос о толерантности возник в образовательных учреждениях на основе нововведения – инклюзивного образования, при котором сложилось следующее: сверстники не воспринимают своих новых детей с ОВЗ, относятся к ним неуважительно, с пренебрежением, а вторые в тот момент считают себя ущемленными, «другими». Так, сегодня на ряду с инклюзивным образованием остро встает проблема толерантности к детям с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2, с. 35].
Инклюзия определяет своей основной проблемой предоставление одинакового доступа к получению того или иного вида образования и формирование требуемых ситуаций с целью свершения преуспевания в образовании абсолютно всеми ребятами вне зависимости от их отличительных особенностей, прошлых учебных достижений, родного языка, культуры, общественного и финансового статуса родных людей, психических и физических способностей.
Основными проблемами «неординарных» детей выступают: ограничение его связи с социумом, редкость общения со сверстниками и взрослыми, ограниченность взаимодействия с природой, доступа к культурным ценностям, а порой – и к элементарному образованию. А также проблема напряженного и «острого» отношения к детям с ОВЗ со стороны одногодок, имеющихся физических и психических трудностей, сдерживающих повышение качества образования «особых» ребят. Проблемы усугубляют сами педагоги, относящиеся иногда нетерпимо к таким детям, называя их «недоразвитыми», «ущербными», «отсталыми». По причине данного, одной из основных задач в развитии воспитательно-образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями выступает формирование у преподавателя педагогической толерантности, то есть умения понять и принять ребенка таким, какой он есть, не смотря на его иные ценности, способности, логики, мышления, неординарных форм поведения.
Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим [1, с. 75].
Педагогу необходимо рассматривать каждого ребенка как личность, обладающую собственными отличительными чертами, особенностями. Именно такой подход можно называть «принимающим», так как только в интегративной среде есть место обоюдной толерантности: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что существенно усиливает выражение их потенциала и перспектив. Обычные же дети в интегративной среде c «особыми» ребятами с большей вероятностью растут более гуманными, чуткими, снисходительными, отзывчивыми, с более адекватной самооценкой, менее агрессивными, более креативными, чем дети в обычных школьных образовательных организациях.
Прочтение книжек и показ кинофильмов, приуроченных к вопросам "неординарных" детей, способен помогать исключению множественных стереотипов инклюзии. Подобная модель деятельности порождает некой методической подготовки профессионалов. Главным образом, необходимо выбирать слова, которые приносят положительное умение преодоления трудностей, однако не преобразуются в эпопею удивительной вещи. Немаловажно, чтобы формулировка открывала ранимые места взаимодействия детей с «узкими» способностями. Все без исключения это функционирует в тождественность человека – герои книжек одолевают эти же трудности, что и читатели. Сочувствие героям наполняет читателей чувственными мощностями и ресурсами. Один из способов школы становится самостоятельное прочтение и дальнейшее обсуждении с подготовительным чтением фрагментов книжек. Но наиболее результативным является подбор частей из книжек и кинофильмов под определенную проблему, их рассмотрение с предварительно наложенными проблемами. Чтение книжки либо показ кинофильма полностью совершается согласно желанию самого ученика.
Сам процесс прочтения историй, показ кинофильмов и рассмотрение их с учащимися способно значительно поменять и взгляды старших, и мнение детей. При рассмотрении историй и обсуждении вопроса немаловажно придерживаться анти-дискриминационными принципами.
Восстановление, социализация, объединение ребенка с ОВЗ станет протекать более продуктивно и результативно тогда, когда станет реализоваться беспрерывность и последовательность реабилитационных событий проводимых экспертами школы и родителями. По этой причине задачей этой тенденции считается потребность в увеличении у родителей компетентности в вопросах выполнения специализированных коррекционно- педагогических уроков с ребятами.
Семья является одним из главных средств воспитания. Родители выступают первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не будут в сотрудничестве с педагогами в решении этой проблемы. Однако довольно часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни. По этой причине следует проводить целенаправленную и систематическую работу с родителями детей с ОВЗ, объяснять им важность воспитания у детей культуры общения и взаимодействия.
С целью того, чтобы родители «особых» детей принялись интенсивно участвовать в образовательном ходе у них следует сформировать:
– понятия о специфике деятельности с ребенком с ограниченными возможностями в инклюзии;
– понимание об отличительных чертах образовательного хода в инклюзивных образовательных организациях;
– представление проблем особой коррекционной деятельности и представление потребности взаимодействия с экспертами школы с целью их решения [1, с. 89 – 90].
С целью оптимизации партнерства школы и родителей в сфере коррекционных занятий с ребенком применяются последующие формы занятий:
материнские институты (здесь родители приобретут теоретические сведения);
тренинг с родителями, персональное обсуждение с родителями экспертами школы;
деятельность в рамках материнского клуба «Взаимодоверие»;
Интернет-корреспонденция; вечера проблем и их решений;
креативные доклады, демонстрации, состязания, торжества (здесь родные общаются друг с
другоми
с преподавателями собственным навыком, выражают собственный творческий процесс, принимают участие в коллективной работе « преподаватель – родитель – ребята»).
Подытоживая, можно сделать вывод: искание и нахождение преимущественно благотворных путей, средств, способов с целью эффективной адаптации и интеграции «особенных» школьников в социум – важная задача абсолютно всех: сверстников, педагогов и психологов школы, родителей. Ведь помощь в заполнении серого и тусклого мира «неординарных» ребят яркими и светлыми цветами должна достигаться общими стараниями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2000. – 519 с.
2. Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.: Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 388 с.