"Формирование традиционных ценностей в семье и школе". | Шилина Мария Николаевна. Работа №364763
Школа – один из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, она способна внести свою лепту в формирование семейных ценностей.
Семья – колыбель духовного рождения человека.
Для школы чрезвычайно важным является укрепление института семьи, т.к семья играет приоритетную роль в развитии и воспитании детей.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве так как - это важный и сложноорганизованный процесс, целью которого является воспитание у ребенка позитивных установок на семью.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Цель: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу в школе, обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
* пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, традиций;
* создать условия для формирования у обучающихся понятия ценности семьи, толерантного отношения и уважения к семьям одноклассников, воспитания чувства любви и гордости за свою семью;
* сплотить учащихся и родителей, через привлечение к участию в детско-родительских мероприятиях;
* помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей;
* знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, находить пути преодоления трудностей;
* формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей;
* сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.
Для реализации поставленных задач одним из важнейших моментов работы является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей.
Это решается средствами учебных предметов, среди которых в начальной школе, например, особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач.
Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия.
Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, и решает задачи формирования нравственных ценностей. (Т.е.идет формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.)
* На уроках обществознания, ОБЖ, биологии обучающиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
* На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи.
* На уроках технологии дети учатся ведению домашнего хозяйства.
* Большую роль в формировании у обучающихся семейных ценностей играют, классные часы, в ходе которых дети знакомятся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, у них формируются представления о семейных ценностях, семейных ролях, уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим. Это концерты для родителей, совместные чаепития, участие родителей в социальных проектах. Подготовка, организация - всё это требует сотрудничества, более тесного общения, также сближает учителя, детей и родителей.
* Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – дружная семья», «Спортивные забавы », совместные походы в лес на День здоровья.
* В спортивных мероприятиях: соревнованиях, семейных праздниках активное участие принимают как дети, так и родители и учатся вместе преодолевать все трудности и испытания.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству).
Созданную и реализуемую систему работы по формированию семейных ценностей можно считать эффективной, т. к. довольно успешно проходит взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребенка как личности.
Как никогда актуальны слова В.А. Сухомлинского
«Только вместе с родителями,
Общими усилиями, педагоги могут дать детям
Большое человеческое счастье»
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, закрепленная нормативными документами.
В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители.
И закончить свое выступление я хочу словами Макаренко:
«Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы, любите и цените свою семью!»
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО СОВМЕСТНОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ!
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
г. Сорочинска Оренбургской области
Выступление на педагогическом совете:
«Формирование традиционных ценностей в семье и школе.
Современный взгляд»
Подготовил:
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными оъядинениями
Шилина М.Н.
2024-2025 учебный год
Школа – один из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, она способна внести свою лепту в формирование семейных ценностей.
Семья – колыбель духовного рождения человека.
Для школы чрезвычайно важным является укрепление института семьи, т.к семья играет приоритетную роль в развитии и воспитании детей.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве так как - это важный и сложноорганизованный процесс, целью которого является воспитание у ребенка позитивных установок на семью.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Цель: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу в школе, обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
* пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, традиций;
* создать условия для формирования у обучающихся понятия ценности семьи, толерантного отношения и уважения к семьям одноклассников, воспитания чувства любви и гордости за свою семью;
* сплотить учащихся и родителей, через привлечение к участию в детско-родительских мероприятиях;
* помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей;
* знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, находить пути преодоления трудностей;
* формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей;
* сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.
Для реализации поставленных задач одним из важнейших моментов работы является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей.
Это решается средствами учебных предметов, среди которых в начальной школе, например, особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач.
Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия.
Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, и решает задачи формирования нравственных ценностей. (Т.е.идет формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.)
* На уроках обществознания, ОБЖ, биологии обучающиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
* На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи.
* На уроках технологии дети учатся ведению домашнего хозяйства.
* Большую роль в формировании у обучающихся семейных ценностей играют, классные часы, в ходе которых дети знакомятся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, у них формируются представления о семейных ценностях, семейных ролях, уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим. Это концерты для родителей, совместные чаепития, участие родителей в социальных проектах. Подготовка, организация - всё это требует сотрудничества, более тесного общения, также сближает учителя, детей и родителей.
* Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – дружная семья», «Спортивные забавы », совместные походы в лес на День здоровья.
* В спортивных мероприятиях: соревнованиях, семейных праздниках активное участие принимают как дети, так и родители и учатся вместе преодолевать все трудности и испытания.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству).
Созданную и реализуемую систему работы по формированию семейных ценностей можно считать эффективной, т. к. довольно успешно проходит взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребенка как личности.
Как никогда актуальны слова В.А. Сухомлинского
«Только вместе с родителями,
Общими усилиями, педагоги могут дать детям
Большое человеческое счастье»
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, закрепленная нормативными документами.
В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители.
И закончить свое выступление я хочу словами Макаренко:
«Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы, любите и цените свою семью!»
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО СОВМЕСТНОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ!