"Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста на прогулке" | Еленкова Людмила Вячеславовна. Работа №309370
Статья рассказывает о необходимости воспитания любви к труду с ранних лет жизни каждого ребенка.
О том, как важно правильно создать все необходимые условия для формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста.Кроме того, в статье указаны три основные формы организации коллективного труда дошкольников. В презентации идея представлена наглядно. Так же моя статья нацелена на то, чтобы привлечь внимание педагогов-дошкольников к проблеме формирования интереса детей к труду.
"Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента."
«Обучение детей дошкольного возраста трудовым действиям на прогулке»
Вступление.
Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру. Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности.
Известно, что совместный характер может проявляться в каждом виде труда дошкольника: хозяйственно-бытовом, ручном, труде в природе.
Остановим свое внимание на трудовой деятельности детей на участке детского сада во время прогулки.
Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке:
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:
§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
§ Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
По длительности труд на прогулки:
Мл. группа – 5-7 мин.
Ср. группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда
Ст. подг. группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.
Р. С. Буре выделяет следующие три основные формы организации коллективного труда дошкольников:
1. труд рядом - в нем участвуют несколько детей, каждый выполняет индивидуальное задание и независим в работе(поручения). Подобная организация труда имеет первостепенное значение для детей трехлетнего возраста, когда только начинают формироваться элементарные навыки груда;
2. труд общий - решает более сложные задачи. В небольшие группы объединяются до 5 -6 детей, им предъявляется общее задание. Результаты труда также объединяются в некоторую совокупность. Взрослый помогает освоению способов распределения общей работы и специфичных для нее норм поведения (выполнять понравившееся дело по очереди, уступать друг другу, объяснять свое право и учитывать претензии других). Такую форму труда предлагается начинать использовать в работе с детьми четырехлетнего возраста;
3. труд совместный (последовательно распределенный) - самый сложный способ объединения детей, поэтому его организация, считает Р. С. Буре, возможна в старшем дошкольном возрасте, когда дети имеют достаточно развитые навыки труда и сформированные способы согласования совместных действий. В таком труде каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а лишь отдельную операцию, многократно повторяя свои действия. Дети последовательно включены в процесс деятельности, причем каждый участник испытывает зависимость от темпа выполнения работы предыдущим партнером, одновременно являясь контролером его качества.
Р. С. Буре особо выделяет совместную форму организации труда для развития положительных взаимоотношений между детьми.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие Правила безопасности:
- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);
-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;
-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей.
-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в
одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).
Заключение
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.
Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.