Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование трудовых умений в ходе поручений на прогулке у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО. | Соловьёва Наталья Васильевна. Работа №360077

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   Труд в жизни  человека имеет огромное значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе  организованных прогулок – трудовой деятельности.

Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость.  Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

 

Формирование трудовых умений в ходе поручений на прогулке у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО. 

Труд в жизни человека имеет огромное значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе  организованных прогулок – трудовой деятельности.

           Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

* Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

* Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

* Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

* Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

*  Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

* Развитие сенсорного восприятия;

*  Наблюдательность;

* Уважение к людям труда;

*  Удовлетворение эстетических потребностей.

Педагогические и гигиенические  требования к организации труда в природе на прогулке

           Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

* Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

*   Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

*  Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

* Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.

* Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

*  Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Длительность труда на прогулке: младшие дошкольники – 5-7 мин.

средние  – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда, старшие дошкольники – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда.

            На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно  формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. 
      На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех. 

     Труд на прогулке способствует расширению кругозора детей , выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

           Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость.  Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.        

Формы организации труда: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах, коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младших  группах дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор каштанов для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

             Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах.

Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.

Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.

            Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.      Детей  следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

          При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

          Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

          При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

-  летом рекомендуется работать  с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

 -материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

Итог. Формирование трудовых умений у детей дошкольного возраста в ходе выполнения поручений на прогулке в рамках реализации ФОП ДО предполагает следующее:

Разнообразие содержания труда

. Уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде вызывают у детей интерес и желание участвовать в нём. 

Осознанность труда

. Перед ребёнком нужно раскрыть цель, результат и способы его достижения. 

Выбор оптимальной нагрузки

 

для каждого ребёнка

 

в зависимости от его возможностей

. Виды труда нужно чередовать с учётом его характера.

Эмоциональное отношение к делу

.  Воспитатель должен задать его ещё до начала работы. 

Создание правильной мотивации

.  Нужно объяснить, почему необходимо сделать работу именно сегодня и именно таким способом. 

Правильный подбор инвентаря

.  Грабли, лопатки, совки, ведёрки должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. 

В младших группах дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций.. В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятки для детей, воспитателей и родителей
Как научить ребёнка трудиться?
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×