"Формирование туалетных навыков у ребенка с РАС" | Бархаткина Юлия Вячеславовна. Работа №337962
Семья, в которой растет ребенок с расстройством аутистического спектра, очень часто сталкивается с проблемой приучения ребенка к туалету. И порой нуждается в совете специалиста. Родителям необходимо помочь найти пути решения данной проблемы: определить причины ее возникновения, определить признаки физической и эмоциональной зрелости ребенка, определить поведение, которому необходимо научить. Дабы помочь развить у ребенка данный самостоятельный навык и улучшить, таким образом, качество жизни семьи.
Консультация для родителей «Формирование туалетных навыков у ребенка с расстройством аутистического спектра»
Появление в семье ребенка с нарушением развития – всегда неожиданное и травмирующее событие, которое нарушает привычный ход вещей. После первого стресса, вызванного постановкой диагноза, переживания родителей приобретают яркую специфику, характерную именно для родителей аутичных детей, что связано с неопределенностью будущего. Родители не знают, будет ли их ребенок признан обучаемым, какую школу ему лучше выбрать, не будет ли их ребенок изгоем в коллективе сверстников. Самый значительный стресс семьи испытывают от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении. Семья аутичного ребенка часто лишена моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей, что связано с низким уровнем информированности общества. Окружающие, в большинстве случаев, ничего не знают о проблеме детского аутизма. Семьи сталкиваются с непониманием болезни в обществе, невежеством людей и несовершенством правовых, экономических, производственных структур, а также коммуникативных, психологических аспектов окружающей действительности. Следовательно, многие окружающие аутичного ребенка люди, прежде всего его близкие, нуждаются в информировании на доступном уровне, а зачастую, и в психологической либо медицинской помощи. Основная задача при коррекционной работе с аутичным ребенком – его успешная социализация. Но это возможно лишь при благополучном социальном окружении. Помочь аутичному ребенку можно, лишь одновременно помогая его близким людям.
Среди проблем семьи аутичного ребенка следует отметить: медицинские, экономические и социально-профессиональные. Это всевозможные трудности для родителей: и получение информации о заболевании ребенка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях, овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций. И повышение своего образовательного уровня, отказ от реализации профессиональных планов, вынужденные перерывы в работе, смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка. Психологические проблемы, прежде всего, связаны с переживаниями семьи, напряжением во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения вопросов по уходу, лечению и обучению ребенка, с трудностями в общении с ребенком и болезненное восприятие со стороны окружающих.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются родители аутичного ребенка – проблемы с туалетом. Прежде всего, следует постараться определить причину ее возникновения и в случае необходимости проконсультироваться с врачом. Определить признаки физической и эмоциональной зрелости, т.е. готов ли ребенок к этому процессу, возможно, он еще не может терпеть. А возможно, ребенок уже начинает проявлять интерес – снимает мокрый памперс. И вот в этот момент следует постепенно начинать приучать аутичного ребенка к туалету.
Взрослым необходимо создать наилучшие условия для того, чтобы ребенок сходил в туалет не без результата. Если следовать определенным правилам, то можно повысить шансы на успех. Так, необходимо быть постоянными, придерживаться своего расписания как можно строже, т.к. непрерывность и постоянство при обучении пользоваться туалетом, важнее, чем при обучении любым другим навыкам. Случайный сбой не повлечет за собой провала, но несоблюдение принципа непрерывности вообще может свести на нет все усилия по достижению успеха. Для того, чтобы весь процесс был как можно более предсказуемым, водить ребенка (по возможности) в один и тот же туалет и пользоваться при этом одними и теми же словами. Желательно, водить ребенка в обычный туалет с самого начала и избегать отвлекающих игрушек, людей и отвлекающих разговоров. Важно, чтобы ребенок понимал, что туалет – это не игровая комната и приходит он туда только по одной причине.
Поэтапное приучение. На первом этапе снимаем подгузник раз и навсегда! Это очень важно, т.к. ребенок должен заметить, что что-то изменилось, должен почувствовать, что ему мокро. В этом вопросе родители должны быть последовательны, делать это всегда, пока не приучат ребенка. И одевать подгузник ребенку только во время сна (дневного или ночного).
На втором этапе обучения необходимо помочь ребенку научиться терпеть и не мочиться в штанишки. Следует малыша водить каждые 1ч - 1ч15мин. И если хоть раз получилось у него сходить в туалет, то обязательно поощряем ребенка, например, даем самое любимое его лакомство. Через час проверяем – если малышу удалось сохранить одежду сухой, то обязательно его опять поощряем и ведем в туалет. Таким образом, ребенок получает специальное поощрение, если его штанишки остаются сухими определенный промежуток времени. Важно помнить, что после того, как ребенок освоит тот или иной шаг, хвалить его за этот шаг, если он сделан правильно, все равно нужно.
На третьем этапе наша задача научить ребенка проявлять инициативу. Способами проявления инициативы будут: желание малыша попроситься в туалет и сходить в туалет самому. Следует отметить, что подсказки убираем постепенно. Сначала водим ребенка в туалет через час, затем через 2ч, 3ч. И если через три часа у ребенка одежда сухая – то его за это следует обязательно поощрить. И ребенок сделает вывод о том, что необходимо терпеть. Критерием успеха можно считать проявление инициативы ребенком как минимум три раза в день и воздержанием. А также, постепенное прекращение использования «специального поощрения». Дальнейшее обучение ребенка навыку пользования туалетом, возможно только после того, как ребенок заметно продвинулся в процессе обучения мочиться в туалете.
Таким образом, получив такой важный в жизни ребенка с расстройством аутистического спектра навык, у взрослых появляется возможность работать и над развитием других навыков самостоятельности и социализации.
Семья, в которой растет ребенок с расстройством аутистического спектра, очень часто сталкивается с проблемой приучения ребенка к туалету. И часто нуждается в совете специалиста. Родителям необходимо помочь найти пути решения этой проблемы, дабы развить у ребенка данный самостоятельный навык и улучшить таким образом качество жизни семьи.