Формирование творческих способностей учащихся. | Ванеева Зинаида Николаевна. Работа №309926
Целью своей работы считаю: создание образовательной среды, направленной на развитие социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, готовой к проектированию собственной образовательной деятельности.
Достижение поставленной цели возможно через реализацию проблемы: «Повышение качества знаний посредствам совершенствования урока».
Основа творческой деятельности – развитие воображения. Умение ставить цель, овладение умениями и навыками, необычными для достижения цели также способствует развитию творческого потенциала учащихся.
В своей работе стараюсь использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.
Можно ли воспитать у ребенка способность творчески мыслить, важнейшую способность, позволяющую человеку безболезненно войти в новый век? Или она – счастливый лотерейный билет, который природа вручает избранным? - такие вопросы задают многие учителя и ищут ответы на эти вопросы.
Творческую личность может воспитать только творческая личность - для меня эта истина является и девизом и руководством к действию.
Развитие и формирование творческих способностей, а в конечном итоге творчества детей - актуально.
Целью своейработы считаю:создание образовательной среды, направленной на развитие социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, готовой к проектированию собственной образовательной деятельности.
Достижение поставленной цели возможночерез реализацию проблемы: Повышение качества знаний посредствам совершенствования урока.
Ситуация нового времени (а мы оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий), стремительно меняющегося мира требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в разных обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески.Поддержка творческих, талантливых детей – важнейшая задача современной школы – является одним изпунктов президентской инициативыНаша новая школа. Поэтому развитие и формирование творческих способностей (а в конечном итоге творчества детей) сегодня приобретает особенную актуальность. Эту способность призвано формировать искусство, а оно как мы знаем, является одним из важнейших инструментов в руках учителя – мастера.
В детстве рисуют все, и если именно в этот момент не будут разбужены творческие задатки, то позже, когда человек сложится, искусство и гармония окажутся ему чужды. Про такого человека можно сказать, что он смотрит и не видит, слушает и не слышит. Каждый год в лучшую для приобщения к искусству пору вступают миллионы наших детей. Как поддержать, развить художественное чувство? Что сделать для того, чтобы не угасли искры творчества?
Основа творческой деятельности – развитие воображения. Умение ставить цель, овладение умениями и навыками, необычными для достижения цели также способствует развитию творческого потенциала учащихся.
В своей работе стараюсь использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает меня искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. В работе я всегда предлагала только те свои находки, в каких бываю совершенно уверенной, только то, что может быть интересно и полезно детям. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, мы работаем в технике акватипия, граттаж, набрызги, эстамп, кляксография, монотипия, аппликация, работаем с тканью, пуантализм, пластилиновая живопись, акварель, графика и т.д.
В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, карандашом, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности, мы расписываем доски, принимаем участие в наглядном оформлении школы.
Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам:
диалог в сотворчестве;
свобода выбора действий;
равенство всех участников;
благоустройство пространства;
право на ошибку.
Все занятия построены по схеме от простого к сложному. Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Используем нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки,уроки-викторины, уроки-праздники.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.
Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке.Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства использую следующие методы обучения:
Метод открытий.Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
Метод диалогичности.Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
Метод сравнений.Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Чаще всего я использую метод обучения в сотрудничестве Учимся вместе.
На каждом уроке сначала обучаю всех, а затем работаю индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме “консультант”.
Вся моя система работы по изучению детьми изобразительного искусстванаправленана понимание ими роли искусства и на формирование творческой личности.
Следует сказать о том, какиесредства и приемы помогают мне осуществлять творческое развитие детей на уроках изобразительного искусства –духовное общение, атмосферы увлеченности, игра.
Поэтому использую на уроке живые диалоги с учениками, музыку, зрительные образы, поэтический текст, игровые ситуации – это то, что создает увлеченность на уроке. Только тогда можно говорить о результатах художественно – творческой деятельности и только в системе :урок - внеклассные мероприятия - кружок - выставка работ, можно проследить целостную картину вхождения школьника в храм искусства.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являютсявыставки и конкурсытворческих работ учащихся –уроки-вернисажи.
Таким образом, формирование творческих отношенийна уроках черчения, ИЗО искусства – важный компонент в моей системе работы. Становясь субъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству. Это приносит результаты. Кажется, проходят времена, когда считали, что в школе учится и развивается только ученик. Учитель тоже может учиться, развиваться и расти. И не только может, но, пожалуй, и должен. Во всяком случае, творчески развить детей может только такой взрослый человек, который и сам находится в процессе творческого развития. Уже замечено: если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога.