ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ | Панератова Ангелина Олеговна. Работа №337903
Данное исследование посвящено анализу процесса формирования творческой деятельности у детей младшего школьного возраста в контексте литературного образования. Статья рассматривает значение литературного образования как средства развития фантазии, креативности, эмпатии и критического мышления у детей. Особое внимание уделено методам, позволяющим стимулировать творческую активность школьников при изучении литературных текстов.
Ключевые слова: творческая деятельность, литературное образование, младший школьный возраст, творческие способности.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Панкратова Ангелина Олеговна,
студент гуманитарного факультета ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Ставропольский край, Российская Федерация
E–mail: aangelinaaaaa@mail.ru
Научный руководитель: Никуленкова Ольга Евгеньевна, канд. психол. наук, доцент ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»г. Невинномысск, Ставропольский край, Российская Федерация
Аннотация: Данное исследование посвящено анализу процесса формирования творческой деятельности у детей младшего школьного возраста в контексте литературного образования. Статья рассматривает значение литературного образования как средства развития фантазии, креативности, эмпатии и критического мышления у детей. Особое внимание уделено методам, позволяющим стимулировать творческую активность школьников при изучении литературных текстов.
Ключевые слова: творческая деятельность, литературное образование, младший школьный возраст, творческие способности.
FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF LITERARY EDUCATION
Pankratova Angelina Olegovna,
Student, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Stavropol region, Russian Federation
E–mail: aangelinaaaaa@mail.ru
Scientific supervisor: Nikulenkova Olga Evgenievna, PhD. Psychological Sciences, Associate Professor of the Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Stavropol Territory, Russian Federation
Annotation: This study is devoted to the analysis of the process of formation of creative activity in children of primary school age in the context of literary education. The article examines the importance of literary education as a means of developing imagination, creativity, empathy and critical thinking in children. Special attention is paid to methods that allow stimulating the creative activity of schoolchildren in the study of literary texts.
Keywords: creative activity, literary education, personality development, creative abilities.
В современном мире наблюдаются значительные изменения в социально-экономических базах общества, научных и технических достижениях. Развитие телевидения и компьютерных технологий приводит к постепенной замене чтения книг просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Однако значительное влияние на вовлечение детей младшего школьного возраста в мир печатного слова оказывают представители старшего поколения, включая педагогов. Поддержка учителя в формировании у учащихся интереса, навыков и устойчивой привычки к чтению книг имеет огромное значение для их будущего развития. Это способствует социализации детей, развитию их эрудиции, общей культуры и помогает им адаптироваться к изменяющемуся миру успешнее.
Специфика современного образования заключается в фокусировке на развитии личности учащегося, что требует выявления и установления таких качеств, воздействие на которые способствует общему развитию индивида. Одним из таких ключевых аспектов является творческая активность, которая является сущностным элементом личности и показателем стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
В современной системе образования актуальны вопросы поощрения творческой активности учащихся, поиска методов для стимулирования общего интеллектуального развития и повышения уровня знаний в определенных образовательных предметах, включая литературное чтение.
Исследования в области психологии подтверждают, что для стимулирования творческого мышления важно развивать наблюдательность, способность легко комбинировать информацию из памяти, умение обращать внимание на возникающие трудности, стремление к собственным усилиям и другие аспекты. Поэтому развитие творческой активности и формирование творческих способностей – важная задача начального образования, потому что этот процесс охватывает все стадии личностного развития учащегося, стимулирует его инициативу, способствует формированию самостоятельности в принятии решений, поощряет свободное самовыражение и укрепляет уверенность в себе.
Изучение творческих способностей – это далеко не новая тема для исследований. Человеческие способности всегда привлекали внимание людей на протяжении всей истории. Анализ проблемы формирования творческих способностей в значительной мере зависит от определения данного понятия. Довольно часто в повседневном сознании творческие способности ассоциируются со способностями к различным видам художественной деятельности, к умению создавать красивые рисунки, писать стихи и музыку.
Творчество – это процесс, включающий в себя создание чего-то нового, оригинального и ценного. Творческие способности включают в себя широкий спектр качеств и навыков, позволяющих человеку проявлять инновационное мышление, оригинальность и творческий потенциал.
В общем виде определение творческих способностей можно сформулировать следующим образом: творческие способности представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения определенной деятельности. Они выходят за пределы имеющихся знаний, умений и навыков у индивида, представляя собой способность к оригинальному мышлению, поиску новых решений и творческому подходу к задачам. Таким образом, творческие способности включают в себя как индивидуально-психологические характеристики личности, так и способность к инновациям и креативному подходу к решению задач.
Творческие задания активизируют умственные усилия учащегося, помогают ему развивать уверенность в своих силах и способностях. Кроме того, такая деятельность способствует развитию самостоятельности мышления детей младшего школьного возраста, позволяя ему формировать собственные взгляды и представления по поводу изучаемого материала. Таким образом, творческое вовлечение обучающегося в учебный процесс является одним из ключевых элементов успешного образования и развития личности.
Для успешной стимуляции творческой деятельности учащихся важно, чтобы педагог следил за эффективностью и результативностью своей работы. Он должен наблюдать за динамикой проявления творческой активности каждого учащегося. В учебной деятельности творческие элементы учащихся проявляются прежде всего в особенностях ее хода, в способности замечать проблемы, выявлять новаторские методы решения практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
При планировании творческой деятельности для обучающихся ключевым моментом является индивидуальная личность каждого ученика в целом. Важно учитывать его потребности, способности, цели, мотивацию, а также другие психологические особенности, которые могут повлиять на его творческий потенциал. Каждый ученик уникален, и эффективная творческая деятельность должна быть адаптирована под индивидуальные особенности каждого учащегося.
В процессе творческого взаимодействия педагог выступает в роли организатора, помощника и сопровождающего деятельности обучающегося. Это означает, что учитель должен подбирать методы, формы и приемы, которые способствуют эффективной творческой работе учащихся. Педагог создает условия, в которых дети младшего школьного возраста могут развивать навыки организации индивидуальной творческой деятельности, делать выбор в методах воплощения творческих заданий, что способствует формированию качественных межличностных отношений в процессе творчества.
Описываемая проблема описания и классификации методов начального литературного образования действительно представляется сложной из-за множества факторов.
Во-первых, важно отметить, что образование, воспитание и развитие ребенка в процессе его взаимодействия с художественным произведением и собственным творчеством тесно переплетаются. Метод литературного образования выступает как средство организации взаимодействия между педагогом и учащимися, ставящее целью изучение содержания и достижение задач и целей воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Во-вторых, существенным является учет специфики объекта деятельности и направленности на характер литературно-творческой работы.
В-третьих, дидактическая система преподавания в основном ориентирована на изучение наук, не уделяя должного внимания искусству и не содержат методов, специфических для изучения искусства слова.
Наконец, инновационные программы по литературному чтению, как правило, не уделяют особых усилий классификации методов обучения, часто ограничиваясь перечислением способов деятельности [6].
Каждый метод начального литературного образования должен рассматриваться в контексте конкретных способов его реализации, отражающих проблемную сферу деятельности учеников. Анализ каждого метода во взаимодействии со способами работы позволит более глубоко понять и эффективнее применять их в педагогической практике.
Среди важных подходов, связанных с художественной составляющей начального литературного образования, заслуживает особое внимание целостный анализ текста.
Принципы анализа художественного произведения – это общепринятые утверждения, позволяющие методически правильно рассмотреть текст. Они основываются на закономерностях литературы как искусства слова, правилах восприятия читателя и особенностях восприятия литературных произведений детьми младшего школьного возраста.
Школьный анализ литературы играет важную роль в воспитании у обучающихся любви к чтению и развитию их литературных способностей. Он закладывает основу для понимания литературы, формирует начальные литературоведческие знания и развивает навыки чтения и анализа текстов.
Суть школьного анализа как педагогического феномена заключается не только в усвоении идеи изучаемого произведения, но и в формировании личности ребенка как читателя.
Часть занятий по развитию креативности проводится в игровой форме. Для этого требуются игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые, несмотря на свое разнообразие, объединены под единым названием не зря, они все без исключения исходят из общей идеи и развивают различные творческие способности.
Сказкотерапия представляет собой один из фундаментальных методов, применяемых в работе по раскрытию творческого потенциала детей и развитию их творческих способностей. Кроме того, сказкотерапия выступает в качестве терапии средой, особой волшебной обстановкой, в которой могут проявиться скрытые стороны личности, нечто нереализованное, может воплотиться мечта [1].
В процессе формирования творческих способностей учащихся педагог ни в коем случае не должен упускать из виду такой метод творческой работы, как сочинение. Сочинение является одним из мощнейших инструментов, способствующих развитию мышления обучающегося и расширению его социального взаимодействия с жизнью. Именно на уроках сочинения создается атмосфера, благоприятствующая творческому росту. Для стимулирования стремления к творчеству необходим комплексный подход к решению задач речевого развития. Требуется выполнить три условия: обеспечение правильной речевой среды, создание предпосылок для устных и письменных высказываний, активизация словарного запаса.
Развитие творческих способностей предполагает целостный подход, включающий интеграцию различных заданий, средств и видов деятельности. Этот подход направлен на формирование творческих качеств личности в сочетании с другими психическими процессами, способствуя общей познавательной динамичности.
Эффективный учебно-воспитательный процесс для развития творческих способностей должен создавать условия, в которых ученики чувствуют себя первооткрывателями, исследователями и аналитиками. Педагоги играют решающую роль в обеспечении этих условий, используя активные и интерактивные методы, которые стимулируют творческое мышление и развитие.
Таким образом, начальное образование является основой системы непрерывного обучения, а литературное чтение – фундаментальным гуманитарным предметом, который выходит за рамки узкопредметных задач и способствует общему развитию учащихся. Для эффективного обучения чтению необходимо формировать специальные читательские умения, которые станут основой для полноценного понимания и эстетического наслаждения литературой в старших классах. Педагоги начального образования играют решающую роль в воспитании творческих и самостоятельных личностей. Они должны прививать детям младшего школьного возраста навыки саморазвития и самосовершенствования, учить их решать проблемы, критически мыслить, вести дискуссии и эффективно общаться.
Список источников
Алексеев А. П. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 2009. 496 с.
Бреусова
Т. А.,
Щеняева
Д. В.
Сказкотерапия
как средство развития творческих способностей // Начальная школа. 2019. №11.С.23-27.
Ивкина Т. А.,
Щеняева
Д. В. О развитии литературно-творческих умений школьников // Начальная школа. 2019. №11.С.41-45.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПБ
.:
Питер, 2012.167 с.
Пидкасистова
П. И. Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 544 с.
Суворова Г. Ф., Владимирова Н. В., Поляков А. В. Средства обучения и методика их использования в начальной школе. М.: Просвещение, 2003. 148 с.
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>