«Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги» | Мочалина Ольга Валерьевна. Работа №299268
Автор: Мочалина Ольга Валерьевна
Книга служит людям на протяжении веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Однако следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребенка, способствует поиску нового и интересного в окружающем мире. В своей работе для обогащения познавательного интереса использую "тактильные книги". Данный мастер- класс позволит повысить уровень педагогогов в использовании "тактильной книги", что позволит развить любознательных, творческих дошкольников.
Мастер-класс с педагогами «Формирование у детей целостной картины мира посредством тактильной книги»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
обучение участников изготовлению «тактильной книги»;
развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов применению «тактильной книги» в работе с детьми в детском саду.
Ожидаемый результат:
создание «тактильной книги» с изображением предметов из разных материалов на горизонтальной поверхности;
применение участниками мастер-класса «тактильной книги» в работе с детьми;
повышение уровня профессиональной компетентности.
Материалы и оборудование для педагогов:
лист с тканевой основой;
ножницы;
помиран, фетр, вельвет, кожзам;
шаблоны героев.
Книга служит людям на протяжении веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик, став электронной. Не умаляя ее достоинств, однако следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребенка, способствует поиску нового и интересного в окружающем мире.
В соответствии с ФГОС ДО, содержание реализуемой в дошкольной образовательной организации образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Более подробно остановимся на познавательном развитии, которое предполагает развитие интересов воспитанников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира.
Я между тем именно благодаря взаимосвязи образовательных областей обеспечивается формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
В настоящее время существует большое количество различных источников информации, помогающих узнавать что-то новое. Перед нами педагогами стоит задача выбора наиболее приемлемых источников новых знаний для детей с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей.
Как известно, книга издавна является источником знаний, однако сегодня, в условиях информатизации, дети мало интересуются ею. С учетом этого очевидна актуальность проблемы воспитания у дошкольников любви к книге как одному из источников формирования целостной картины мира.
Способом приобщения воспитанников к использованию книг в самостоятельной и непосредственно образовательной деятельности мною стало создание «тактильных книг».
- Что такое «тактильные книги», как вы думаете?
Данные книги подходят для работы с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, помогающие решать образовательные и развивающие задачи.
Тактильные книги я условно разделила на два вида:
дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые);
и ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Сначала с детьми 3-4 лет применяла предметные плоскостные картинки, затем для детей 4-5 лет предлагала «живые картинки», где дети могли манипулировать фигурками, предметами, затем стала с детьми и родителями создавать макеты и коллажи, изображая сюжет знакомых сказок. А сейчас в работе с детьми использую тактильные книги, где дети могут манипулировать объемными фигурами и предметами.
Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.
Главная функция тактильной книги – помочь ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира через тактильно - двигательное восприятие. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка.
Тактильные книги позволяют мне решать следующие задачи, которые вы видите на слайде:
Развитие у воспитанников познавательного интереса к миру природы;
Привлечение внимания к книге как источнику знаний;
Развитие психических процессов, коррекция речи.
По сравнению с традиционными книгами, которые педагоги ДОУ широко используют в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками, у тактильных книг есть характерные особенности и преимущества:
Соответствие дидактическим принципам: Слайд 8.
- развивающего образования ;
- научной обоснованности и практической применимости;
- полноты, необходимости и достаточности (информация подобрана с учетом возраста детей);
- интеграция образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
Наглядность – дают возможность ощутить структуру различных материалов;
Эффективное усвоение новых знаний;
Возможность долго удерживать внимание и интерес дошкольников;
Подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей.
Страницы тактильных книг представляют собой объемные картинки- конструкции, для создания которых используются различные материалы. С фигурками главных героев, можно осуществлять всевозможные действия, т.к. они объемные и на них есть липучки.
Книги созданы мною это произведения детской литературы: «Три поросенка», «Мешок яблок», Сутеева В.Г. Так же можно в своих книгах отражать лексические темы ( про насекомых, животных, морских обитателях), что повышает их доступность для дошкольников. Из книг похожих на мини-энциклопедии, дети узнают об особенностях поведения живых организмов в окружающей природе. Ведь не всегда есть возможность понаблюдать за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, чтобы увидеть например, подводное царство. Книги полны сюрпризов, получились яркими и привлекающими детское внимание и носят развивающий характер. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают.
Главная и конечная цель создания и использования тактильных книг состоит в приобщении детей к миру книжной культуры. Тактильные книги способствуют, развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, развитию его абстрактного мышления, что весьма ценно для познания окружающего мира. Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к книге.
Также следует познакомить детей как пользоваться книгой:
• Рассматривать и перелистывать чистыми руками.
• Не дотрагиваться до книги ртом.
• Обращаться с книгой осторожно.
• Не рисовать на книге.
Используя эти простые рекомендации можно помочь ребенку узнавать окружающий мир , развить интерес к художественной литературе, повысить его самооценку.
Предлагаю вам распределиться на подгруппы для практической работы.
Мы будем изготавливать тактильную книгу по произведения В.Г. Сутеева «Под грибом».
Вам необходимо оформить страничку (травинки, дождинки и т.д., подготовить героев вашего сюжета), придумать вопросы познавательного, развивающего характера, например: что находится слева (справа), сколько героев на страничке и т.д.
Представлять будите свою работу подгруппе, по цепочке.
Рефлексия.
ОСТРОВА
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его, высказаться педагогам.
Подведение итогов мастер- класса.