Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения и правил дорожного движения | Тараканова Татьяна Викторовна. Работа №342532
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения и правил дорожного движения. Особое внимание уделено значимости раннего обучения, методам и подходам к воспитанию детей в области безопасности на дороге. Приведены примеры эффективных педагогических приемов и игровых методов, направленных на усвоение детьми ключевых правил дорожного движения, а также рассмотрены основные этапы формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Ключевые слова: безопасность, правила дорожного движения, дошкольники, обучение, игровая деятельность, безопасность на дороге, формирование навыков.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Тараканова Татьяна Викторовна, воспитатель
МАДОУ Детский сад № 56 "Колибри"
г. Балашиха
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения и правил дорожного движения. Особое внимание уделено значимости раннего обучения, методам и подходам к воспитанию детей в области безопасности на дороге. Приведены примеры эффективных педагогических приемов и игровых методов, направленных на усвоение детьми ключевых правил дорожного движения, а также рассмотрены основные этапы формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Ключевые слова: безопасность, правила дорожного движения, дошкольники, обучение, игровая деятельность, безопасность на дороге, формирование навыков.
Безопасное поведение на дороге — один из важнейших аспектов воспитания детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети активно познают окружающий мир, и задача взрослых — научить их безопасно ориентироваться в городской среде, где движение транспорта является неотъемлемой частью повседневной жизни. Чем раньше дети начнут усваивать правила дорожного движения, тем увереннее и безопаснее они будут вести себя на дороге в будущем. Формирование таких навыков у дошкольников требует системного подхода, учитывающего возрастные особенности и игровые формы обучения.
Дошкольный возраст — это период активного познания окружающего мира, когда дети осваивают базовые навыки и модели поведения. На этом этапе важно заложить основы безопасного поведения, которые помогут детям чувствовать себя уверенно на улице и вблизи дороги. Основные цели обучения детей правилам дорожного движения включают формирование навыков безопасности, развитие внимания и наблюдательности, привитие ответственности.
Обучение дошкольников основам безопасного поведения и правилам дорожного движения должно проводиться в игровой и доступной форме. Для этого используются разнообразные методы и подходы, которые помогают детям легко усваивать информацию и применять её на практике.
Игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому использование игровых форм — один из наиболее эффективных способов обучения. Играя в водителей, пешеходов или полицейских, дети учатся действовать в соответствии с правилами дорожного движения. Например, можно создать «игровую улицу» с нарисованной разметкой, дорожными знаками и светофором, где дети будут играть роли пешеходов и автомобилистов. Настольные игры с изображениями дорожных знаков и ситуаций на дороге также помогают детям в игровой форме запомнить правила поведения. Например, игра "Угадай знак" учит дошкольников распознавать основные дорожные знаки.
Интерактивные занятия способствуют вовлечению детей в процесс обучения. Использование мультимедийных материалов, видеоуроков и мультфильмов на тему дорожного движения позволяет наглядно продемонстрировать опасные ситуации и правила их предотвращения. Такие занятия можно проводить как в группах, так и индивидуально, в зависимости от потребностей воспитанников.
Практические упражнения, такие как прогулки по улице с анализом дорожных ситуаций, помогают детям лучше усвоить правила. Учитель может проводить экскурсии, в ходе которых дошкольники будут наблюдать за движением транспорта, светофорами и пешеходами, обсуждая различные ситуации и правила поведения.
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников проходит в несколько этапов
Во время первичного знакомства с ПДД детям предоставляется базовая информация о дорожных знаках, светофорах и правилах поведения на дороге. Этот этап предполагает использование простых объяснений и демонстраций, например, с помощью картинок, книг или мультфильмов.
После того как дети знакомятся с основными правилами, важно организовать игровые занятия, где они смогут на практике применить полученные знания. Например, ролевые игры или прогулки по учебной «улице» с использованием разметки и знаков.
Следующий этап предполагает практическое применение знаний в реальных условиях. Взрослые могут обсуждать с детьми повседневные дорожные ситуации, учить их правильному поведению на пешеходных переходах, возле дорог и во дворах. Важно, чтобы ребенок осознавал значимость соблюдения правил на улице и умел оценивать окружающую обстановку.
Педагоги и родители играют ключевую роль в формировании навыков безопасного поведения у дошкольников. Учитель должен организовать занятия, на которых дети могут безопасно практиковать усвоенные навыки. А родители могут закреплять правила поведения на дороге, обсуждая с ними их действия во время прогулок или поездок на автомобиле.
Таким образом, формирование у дошкольников основ безопасного поведения и правил дорожного движения — это важный и ответственный процесс, который требует внимания со стороны как педагогов, так и родителей. Использование игровых форм, практических занятий и наглядных методов обучения позволяет детям в доступной форме освоить основные правила дорожного движения и применить их на практике. Важно начинать обучение с раннего возраста, чтобы дети могли безопасно и уверенно ориентироваться в окружающей среде.
Список литературы
Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б.
Стеркина
. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014 – 96 с.
Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение [Текст] / К.В. Агафонова. - М.: Просвещение. 2014 – 54 с.
Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2017 - №3. – С. 29-34.