Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения | Нужонкова Галина Ивановна. Работа №354140
Статья посвящена формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения. Рассматриваются педагогические методы и подходы, используемые в воспитательном процессе, для создания у дошкольников устойчивого понимания основ безопасности дорожного движения. Представлены примеры практических занятий и игр, которые способствуют эффективному усвоению информации и формированию у детей поведенческих навыков, обеспечивающих их безопасность на дороге.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Нужонкова Галина Ивановна, воспитатель
МБДОУ № 276 «Антошка»
Аннотация. Статья посвящена формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения. Рассматриваются педагогические методы и подходы, используемые в воспитательном процессе, для создания у дошкольников устойчивого понимания основ безопасности дорожного движения. Представлены примеры практических занятий и игр, которые способствуют эффективному усвоению информации и формированию у детей поведенческих навыков, обеспечивающих их безопасность на дороге.
Ключевые слова: дошкольный возраст, правила дорожного движения, безопасность, дорожное движение, воспитание, игры, навыки поведения.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Этот период жизни характеризуется высокой восприимчивостью и активным стремлением ребенка к познанию окружающего мира, включая его социальные и технические аспекты. Последовательное обучение основам дорожной грамотности не только укрепляет безопасность ребенка, но и формирует у него устойчивую модель сознательного поведения, что становится основой его будущей ответственности как пешехода и участника дорожного движения.
Системный подход к формированию навыков безопасности на дороге включает разнообразные формы образовательной деятельности. Игровые занятия занимают особое место в этой работе, поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника. Например, сюжетно-ролевая игра «Светофор» позволяет детям освоить основные сигналы светофора и понять их значение. В этой игре они выступают в разных ролях: пешеходов, водителей, инспекторов дорожного движения. Такие занятия не только закрепляют знания, но и развивают у детей умение принимать решения в условиях моделируемых дорожных ситуаций. Аналогичным образом можно организовать игру «Дорожное путешествие», где дети проходят игровое поле, встречаясь с различными ситуациями, требующими знания правил дорожного движения.
Практические занятия на улице играют важнейшую роль в закреплении теоретических знаний. Воспитатель организует экскурсии к пешеходным переходам, где дети наблюдают за реальным движением транспорта и учатся переходить дорогу. Во время таких занятий дети обращают внимание на важность соблюдения правил безопасности, понимают, как правильно вести себя вблизи проезжей части, и осознают значение дорожных знаков. В некоторых детских садах используются миниатюрные городки с разметкой, светофорами и знаками, где дети могут отрабатывать действия в условиях, приближенных к реальным.
Творческие методы обучения, такие как театрализация, интерактивные игры и мультимедийные технологии, также являются важной составляющей воспитательной работы. Постановка спектаклей, например, «Незнайка на дороге» или «Как Буратино учился правилам дорожного движения», помогает детям не только усваивать правила, но и развивать эмоциональную память. Дети активно переживают за персонажей, помогая им исправить ошибки, что делает обучение более результативным. Использование интерактивных образовательных программ позволяет моделировать сложные дорожные ситуации, анализировать их и находить правильные решения, что развивает у детей аналитическое мышление.
Мероприятия, направленные на пропаганду дорожной безопасности, должны охватывать все уровни взаимодействия: детей, воспитателей и родителей. В рамках недели безопасности можно проводить викторины, конкурсы рисунков, музыкально-спортивные мероприятия и мастер-классы с сотрудниками ГИБДД. Такие активности сплачивают коллектив, создают атмосферу заинтересованности и закрепляют знания детей через положительный эмоциональный опыт.
Особое внимание уделяется работе с родителями, поскольку именно они являются первыми и главными наставниками для своих детей. Воспитатели организуют собрания, беседы, где рассказывают о важности личного примера. Например, родителям предлагается обращать внимание детей на собственное поведение: правильный переход дороги, соблюдение сигналов светофора, использование ремней безопасности в автомобиле. Также важно вовлекать родителей в совместные занятия и мероприятия, например, в семейные конкурсы или прогулки, где взрослые и дети могут обсудить дорожные ситуации.
Особо стоит отметить значение материально-технической базы для обучения. Современные детские сады оснащают интерактивными обучающими комплексами, дорожными мини-площадками, где дети в безопасной среде изучают основы дорожного движения. Создание уголков безопасности, где размещаются наглядные пособия, макеты и тематические игры, позволяет включать тему безопасности в повседневную деятельность.
Таким образом, формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге — это длительный, системный и многогранный процесс, который требует участия всех сторон: воспитателей, детей и их родителей. Комплексный подход, включающий игровые, практические, творческие методы, использование современных технологий и привлечение родителей, позволяет не только обучить детей правилам дорожного движения, но и сделать их соблюдение естественной частью их поведения. Благодаря этому закладываются основы ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих, что является важным шагом в подготовке ребенка к самостоятельной жизни.
Список литературы
Басова Т. Б., Ольхова Е. В., Семенова Т. А. Ф
ормирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожной-транспортной среде: проблемы и перспективы
// Современная наука. 2022. №3.
Усачева Н. А., Позднякова С. А. Формирование навыков безопасности и безопасного поведения на дороге старшими дошкольниками // Интерактивная наука. 2023. №10 (86).
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста: сборник трудов конференции. / О. А.
Скоробогатых
, Н. Е. Проскурина, Т. Е. Гребенщикова, С. В. Галкина // Воспитание и обучение: теория, методика и
практика :
материалы XI
Междунар
. науч.–
практ
.
конф
. (Чебоксары, 25
нояб
. 2017 г.) /
редкол
.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 232-235. – ISBN 978-5-6040208-8-3.