Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города | Акимова Татьяна Николаевна. Работа №306653
Формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних теоретических знаний оказывается недостаточно. До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители водят детей в детский сад, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
Формирование у детей навыков
безопасного поведения на улицах города
Консультация
Составитель:
Акимова Т. Н., воспитатель
Полысаево 2021
Формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей.Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних теоретических знаний оказывается недостаточно.
До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители водят детей в детский сад,в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.
Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения.
Необходимо развивать у детейумение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:
больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление
наблюдаемого
;
показывать и объяснять последовательно две "картинки": "кажущуюся безопасность" (ранняястадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).
Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:
стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;
кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;
движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.
Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Формирование навыков и предвидения опасности у детей - длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин и т.д. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы "отработать" безопасное движение на сложном для перехода месте. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом.