Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 09.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у детей навыков личной безопасности | Решетило Наталья Николаевна. Работа №301766

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в  воспитательно-образовательной работе современные методы и приемы.

В своей работе использую самые различные методы и приёмы: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы

Решетило Н. Н.

Январь 2022 г.

 

 

 

 

 

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательно-образовательной работе современные методы и приемы.

Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

В своей работе использую самые различные методы и приёмы: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Особое место в моей работе занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Я считаю, что наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Так на прогулке или экскурсии дети наблюдают за пешеходами, животными, движением транспорта на дороге, улицей, пешеходным переходом, перекрёстком.

Использую метод иллюстрацийрассматриваем с детьми картины, картинки, карты-планшеты, плоские модели, зарисовки, показ образца, карточки-схемы, алгоритмы действий, игровые персонажи, игровые пособия, показ имитация действий с опасными предметами, личный пример, помощь. Использую игры: лото осторожностей, правило личной безопасности, опасные предметы, дорожная азбука, вредные и полезные продукты, огонь - друг, огонь – враг и др.

Рассматриваем плакаты: «Один дома», «Если ты потерялся на улице», «Правила безопасности в квартире», «Службы спасения».

Фотоальбомы: «Моя улица», «Мой дом», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход» и др.

Макеты - пожарный шит, улицы города. Просматриваем мультфильмы «Уроки тётушки совы», «Пешеходный переход», «Азбука безопасности» и мультимедийные презентации и др.

Иллюстрации и плакаты знакомят с правильным и неправильным поведением. При показе иллюстраций надо выделить главное, продумать пояснение. Наглядность должна быть согласована с содержанием материала.

Наиболее эффективным методом формирования основ безопасности жизнедеятельности является - метод проектов. Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.

Необходимо отметить, что данная работа предполагает обязательное участие родителей. Миссия педагогов - познакомить родителей с задачами формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей, а также привлечь к практической деятельности по достижению намеченных целей проекта. Родители являются активными участниками групповых проектов. Темы проектов разрабатываются совместно с родителями: «Природа и мы», «Встреча с незнакомым человеком», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Азбука здоровья», «Познай себя», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Секреты хорошего зрения», «Береги зубы смолоду», «В мире электроприборов», «Осторожно, огонь», «Мой безопасный мир», «Чтобы не было беды» и т.д.

Завершающим этапом работы стали итоговые мероприятия в группах и спортивные развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.

Используя метод сравнения, вместе с детьми сравниваем: огонь это хорошо или огонь это плохо……………. Метод сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Например, предлагаю детям изображения на картинках, даю задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят, действия при пожаре, алгоритм эвакуации из группы, потуши небольшой огонь на балконе.

Применяю метод моделирования ситуаций. Например, моделирование таких ситуаций: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми, дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Я считаю что, моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно учиться составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.

Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений.

Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций. Кейс-технология направлена на обучение детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности.

Виды кейс – технологии:

Фото – кейс;

Кейс – иллюстрации;

Анализ конкретных ситуаций;

Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

кейс, представленный в форме видеоматериала (видео-просмотр)

кейсы-наоборот др.

Задание (фото-кейс)

- Рассмотрите фотографию.

- Сформулируйте проблему, исходя из данной фотографии.

Проблема: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения.

- Какие последствия могут быть?

- Рассмотрите еще одну фотографию.

Вопрос для проведения «мозгового штурма»

- Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте?

- Как найти выход из данной проблемной ситуации?

Воспитатели проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

- Представьте, что это вы. Постарайтесь выбрать самое оптимальное правильное решение.

- Как бы вы поступили на его месте?

(примеряют поступок мальчика на себя,

выбирают самое оптимальное правильное решение)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: переходить дорогу надо только по пешеходному переходу - «зебре».

В данном случае, я применила кейс-технологию, а именно технологию «Фото-кейс». Она актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.

Вид кейса необычный, позвольте привести пример его использования:

«Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил:

«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

- Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?

- Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?

- К чему приводит такое поведение на дорогах?

- Как любой воспитанный человек переходит дорогу?

- Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги».

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.

1 этап – то этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»

2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

Один из главных методов в моей работе - метод повторения. Без этого метода нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятиях я применяю его как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Эффективно воздействует на детей художественное слово. Оно активизирует память, внимание, представления. Дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. В своей работе использую: стихи Придумывание сказок и историй на разные темы, загадки, поговорки, пословицы, сказки – где иллюстрируются потенциально опасные ситуации (И.М. Чистякова «Пожар», Е. Хоринский «Спичка невеличка», Б.Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», юмористические сказки – это «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Айболит» и «Телефон», Е. Тамбовцева «Находчивый Дима», загадки: «Чему на свете нет ни меры, ни цены, ни веса?»

Опыты,позволяют заинтересовать дошкольников деятельностью, носят продуктивно-творческий, поисковый характер, дети получают практические знания.С детьми выполняли опыты: горит, не горит, со снегом, со спичками, с бумагой.

Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Этот метод я использую как на занятиях так и в течении всего рабочего дня. Именно через игру дети познают мир и осваиваются в нем. Например: «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома», или «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, их я включаю в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке концерта, или придумаем сказку «Как я был светофором на перекрестке…», и др. Досуговые мероприятия: «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД», «Ребенок главный пассажир», «Очень важно детям знать правила дорожные», «Убережем дом от пожара», «Когда остаешься дома один»

В группе создала такое предметное окружение, где дети знакомятся с разным материалом по основам безопасности: разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, видеофильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные» и т. д. Проводя системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно сказать, что дети демонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появляется стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации.

Работа с родителями. В информационных уголках размещаются консультации, памятки и буклеты, папки – передвижки. Проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации по вопросам безопасности.  

Наша цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

    Систематическая работа с детьми по формированию навыков личной безопасности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей всегда даёт положительный результат.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×