Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине | Немчанова Александра Сергеевна. Работа №319331

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Cтатья посвящена формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром. Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.  Интерес и актуальность данной проблемы связана с тем, что дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления о том, что их окружает. Многие сведения об окружающем мире дети приобретают практически, в быту, в игре.

 

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром

 

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Формирование ключевых компетентностей дошкольника — социальной, коммуникативной, познавательной, исследовательской — начинается уже в раннем возрасте.

На третьем году жизни ребёнка существенно меняется его отношение к окружающему миру, что обусловлено ростом возможностей малыша. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление

наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления о том, что их окружает. Многие сведения об окружающем мире дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания входят в образовательную область «Познавательное развитие» и включают в себя следующее содержание:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

- предварительный;

-базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

-художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

- когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);

-эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания:

- окружающая среда,

- художественная литература и искусство,

-фольклор,

-практическая деятельность.

Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе осуществляется с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания.

Цель работы с детьми раннего возраста по формированию интереса к малой Родине воспитание патриотических чувств и чувства сопричастности к родной семье, дому, детскому саду, родному городу, создание предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Задачи:

Расширять представления детей о семье, детском саде, родном городе.

Побуждать детей к выполнению общественно – значимых, добрых дел для семьи,

детского сада, города.

Упражнять детей в проявлении сострадания, забо

тливости, внимательности к род

ным и близким, друзьям и сверстни

кам, к тем, кто о них заботится.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу.

Привлекать родителей к совместной деятельности с ребенком

в условиях семьи и до

школьного учреждения по ознакомлению дошкольников с малой Родиной.

Основные принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста

знаний)

2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса

3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

5. Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей

своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются

к истории своего района и улицы)

6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.

7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания)

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в познании окружающего мира. Окружающий мир очень привлекателен для ребенка раннего возраста, так как он содержит много неопознанного, побуждающего к поиску и первым самостоятельным шагам и действиям.

Активное освоение окружающего мира происходит на втором году жизни, когда ребенок уже овладел основными действиями, такими как речь, ходьба и так далее. Он изучает и исследует все, что только попадает ему в руки и все до чего он может дотянуться. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений. Все окружающие ребенка предметы, представляют для него источник любопытства и познания. Поэтому взрослым следует помнить, что стремление ребёнка раннего возраста к исследованию предметов окружающего мира нужно начинать со знакомства с реальным предметом. Нужно дать ребёнку возможность обследовать предмет, как можно больше узнать о нём, иначе игра может превратиться в простое манипулирование предметом.

На первых этапах обучения, исследование носит опосредованный характер, находя свое отражение в узнавании и назывании предметов ближайшего окружения и явлений природы, тех, которые ребенок может увидеть и потрогать. Педагоги должны создать такие условия познавательной деятельности, которые давали бы возможность малышам обследовать предметы и объекты, экспериментировать с природным материалом, наблюдать за живой и неживой природой. Необходимо помнить, что любая игрушка, имитирующая объект живой природы должна иметь такие же пропорции, цвет и форму, как и изучаемый объект. Части тела человека и животного должны быть соразмерны друг другу. Например, заяц должен быть белый или серый; медведь не может быть розового и голубого цвета или меньше по размеру, чем заяц. У животных и птиц на картинках должны быть изображены все отличительные особенности. На специальных занятиях дети узнают, что многие животные, такие как медведь и ежик зимой спят, но перед этим готовят для себя норки и берлоги из опавших листьев, а заяц меняет шубку и прячется от лисы за кустами и сугробами; птички вьют гнезда и их трогать нельзя. В игровой ситуации дети учатся называть животных; находить различия в их внешнем виде (медведь большой, а зайчик маленький, у лисы хвост длинный, а у зайчика короткий, шубка у зайчика мягкая, а у ежика колючая). В процессе знакомства дети учатся заботиться о животных и птицах. Например, кормят птиц на кормушке зимой, строят берлогу и норку для ежика и медведя из листьев и снежинок или снежных хлопьев. Педагоги обращают внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняют ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Особенно хорошо, если рядом растет рябина, на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды, такие красивые и полезные для птиц. Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Взрослые рассказывают, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и так далее. Прочнее дети усваивают сведенияоб окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать.

При организации непосредственной организованной деятельности, наблюдений, игр, игровых тренингов, упражнений на моторику пальцев, на развитие физиологического и речевого дыхания необходимо создавать условия, способствующие развитию познавательной сферы и исключающие постоянные запреты, и ограничения.

Очень эффективным приемом формирования первичных представлений о малой Родине через ознакомление с окружающим социальным миром могут стать игровые модули.

Игровой модуль «Кукольный домик» — это набор игрушек и игрового оборудования для ознакомления детей с режимными моментами, такими как: сервировка стола, последовательность одевания и раздевания, уборка игрушек по местам, приготовление обеда. Для удобства организации все игровое оборудование модуля «Кукольный домик» делится на блоки с условными названиями — «Новая кукла: знакомство с игровым уголком», «Кормление кукол», «Приготовление обеда кукле», «Укладывание спать», «Кукла собирается на прогулку», «Кукла ждёт гостей». Работа в рамках данного модуля проводится в форме сюжетно — отобразительной игры, где основная роль отводится воспитателю, а дети действуют под непосредственным руководством взрослого, постепенно, по мере усвоения, перенося полученные умения и навыки в самостоятельную игру. Для строительства и обустройства комнаты можно использовать подходящие материалы: кубики, строительные наборы «Лего», большие и маленькие картонные коробки, и другие подручные материалы. В коробках можно вырезать окна и двери, мебель сделать из кубиков. По окончанию можно пригласить куклу и показать ей комнату. В играх с куклами используется приём одушевления куклы, что позволяет проникнуть сочувствием к кукле как к живому существу и обращаться с ней ласково и внимательно. Такой приём побуждает ребёнка заботиться об игровом модуле, наводить в нём порядок.

Игровой модуль «Цветочная полянка», на котором дети могут посадить цветочек на стебелёк (пристёгивание цветочков), на цветочек может прилететь бабочка или стрекоза, где могут закрепить цвет, размер, форму. Также при пристёгивании цветочков развивается мелкая моторика пальцев рук.

Использование модулей дает возможность знакомить детей с окружающим миром независимо от времени года. Модули позволяют проектировать различные ситуации максимально реалистично, они мобильны, легко трансформируются в соответствии с поставленной задачей. Использование модулей в работе позволяет на одном и том же оборудовании познакомить детей с учебным материалом по принципу «от простого, к сложному», где каждый ребенок может найти себе занятие по интересам, возможностям и потребностям, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В раннем возрасте оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Поэтому в своей работе педагоги должны большое внимание уделять работе над понятием «Семья», проводить беседы о семье, о близких родственниках; помогать детям составлять рассказы о родителях, как они вместе отдыхают, готовить подарки для родных. Так, изучая тему «Моя Семья» в процессе непосредственной образовательной деятельности, целесообразно использовать игру «Моя семья», где основной целью станет закрепление представлений детей о членах семьи, их семейных обязанностях. Кроме того, в ходе режимных моментов создаются условия для возникновения желания поиграть вместе с воспитаелем в игру «Кто что делает?», «Детский сад», «Больница», «Ждём гостей», из кубиков построить дома, дороги, улицы.

В раннем возрасте ведущими задачами по ознакомлению детей с малой Родиной являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. У каждого народа свои сказки, потешки, заклички и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе развивающее — ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей фольклорных произведений. Нужно помнить о том, что педагогическое воздействие наиболее эффективно тогда, когда взрослый вступает в индивидуальный контакт с ребёнком. При этом ребёнку легче понять и принять

предложения взрослого, когда они высказываются доброжелательно, ласково, глядя в глаза ребёнка. Следует поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы, организовывать игры по литературным произведениям, народные подвижные игры, развлечения по фольклорным мотивам. Во время взаимодействия с педагогом малыши учатся отвечать на вопросы и задавать их сами, активно включаться в процесс изучения интересующих их явлений и постепенно переносить их в свою жизнь.

Приобщение детей к культуре своего народа происходит и через народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Рассказывая детям, что у каждого народа есть свои праздники, взрослые знакомят с тем, как отмечается Масленица (проводы зимы), когда пекут блины, поют частушки и танцуют. Отмечая Пасху, готовят пасхальные куличи, красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной игрой для ребёнка, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию патриотических чувств. Вместе с музыкальным руководителем малыши разучивают и исполняют народные песни и танцы.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях социального и природного мира. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и так далее. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для Ульяновской области. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и

свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям раннего возраста трудно еще представить себе - что такое город, но их необходимо знакомить с этим понятием. Дети впервые знакомятся с названием своего города (поселка). Формируя интерес к малой родине в, дальнейшем следует побуждать к рассказыванию о том, какие впечатления дети получают от пребывания в парке, сквере и других объектах городской инфроструктуры. Формируя знания о улицах города, мы расширяем и углубляем знания о малой родине. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому проводятся наблюдения непосредственно возле дошкольного учреждения. Знакомство с городом начинается с близ лежащих улиц и домов, наблюдением за движением транспорта. Вместе с детьми педагог рассматривает дома, обращая внимание детей на то, что домов много, они разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома и каждой квартиры есть свой номер. Машины, проезжающие за воротами, все разные: грузовые, легковые, маршрутные автобусы. Каждая машина выполняет свою работу. Надо показать ребенку, что родной город живёт своей жизнью и имеет свою историю, традиции, достопримечательности, памятники, лучших людей.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через прогулки, наблюдения детям прививается любовь к родной природе, закрепляются знания о растениях, о разных породах деревьев, произрастающие в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение родного края. Во второй половине учебного года дети могут принять посильное участие в посеве семян на «Мини-огороде». Организация такого вида деятельности имеет огромную практическую пользу и значительно расширяет границы ручной умелости у детей. Ведь это совсем не просто, выкопать ямку и точно положить в него семечко, закопать и аккуратно полить водой из лейки. Или, посадить каждую луковичку в свой «домик» в лотке. Так дети узнают, как появляются растения, наблюдают за ними, радуются.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных моментов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия является специально организуемая воспитателем дидактически направленная деятельность, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо, поэтому для развития игры важно знакомить малышей с окружающим миром обогащать жизненный опыт детей. Нужно знакомить детей с предметами рукотворного мира, предметами неживой природы (снежинки, веточки, камушки). Знакомить с отличительными особенностями внешнего облика и поведения зверей и птиц. Читать малышам соответствующие книжки, рассматривать иллюстрации. Учить детей имитации

голосов животных. Получив представление о персонаже, ребёнок будет с удовольствием играть с животными

Удовлетворяя свою любознательность в процессе игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой — начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно — следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину окружающего мира. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и другое. Особая роль родителей заключается в том, что они могут. знакомить детей с окружающим миром в свободном общении — во время прогулок, экскурсий, игр, походах в магазин и на рынок. Многократно повторяющиеся наблюдения за социальными явлениями, отношениями людей, животными, растениями, объектами и явлениями с включением элементарной опытно-экспериментальной деятельности способствует накоплению, обогащению и активизации словаря, формированию базовых представлений о мире людей и мире природы малой Родины.

Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой дошкольного учреждения по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. От того, с какой ответственностью подойдут к развитию ребенка раннего возраста окружающие его взрослые, зависит успешность его дальнейшего воспитания, обучения и развития. Кроме того, в раннем возрасте происходит закладка фундамента личности человека. Важно, чтобы в период раннего детства рядом с ребенком находился взрослый, помогающий ему осваивать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского и его последователей, только в системе «ребенок-взрослый» ребенок будет действительно развиваться, и формироваться как индивидуальная личность.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×