Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями безопасного поведения в быту и обществе | Карюхина Ольга Владиленовна. Работа №351522

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования навыков безопасного поведения у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях коррекционной школы-интерната. Подчеркивается значимость системной работы тьютора, направленной на развитие у учащихся осознанного отношения к безопасности в бытовой и общественной сферах. Описываются основные педагогические подходы, методы и приемы, которые способствуют формированию у детей навыков распознавания опасных ситуаций, самостоятельного принятия решений и предотвращения рисков. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с семьей учащихся и созданию условий для постепенного включения ребенка в социальную жизнь. 

Ключевые слова: безопасное поведение, интеллектуальные нарушения, коррекционная педагогика, социальная адаптация, навыки безопасности, коррекционная школа-интернат. 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И ОБЩЕСТВЕ

 

Карюхина Ольга Владиленовна, тьютор

СКО школа-интернат VIII вида, Челябинская область, г. Миасс

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования навыков безопасного поведения у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях коррекционной школы-интерната. Подчеркивается значимость системной работы тьютора, направленной на развитие у учащихся осознанного отношения к безопасности в бытовой и общественной сферах. Описываются основные педагогические подходы, методы и приемы, которые способствуют формированию у детей навыков распознавания опасных ситуаций, самостоятельного принятия решений и предотвращения рисков. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с семьей учащихся и созданию условий для постепенного включения ребенка в социальную жизнь.

Ключевые слова: безопасное поведение, интеллектуальные нарушения, коррекционная педагогика, социальная адаптация, навыки безопасности, коррекционная школа-интернат.

 

Воспитание у детей с интеллектуальными нарушениями навыков безопасного поведения является одной из важнейших задач коррекционного образования. Эти дети особенно уязвимы перед опасностями, которые могут возникнуть как в повседневной жизни, так и в общественной среде. Их ограниченные возможности восприятия, анализа и прогнозирования ситуаций часто приводят к неспособности адекватно реагировать на потенциальные угрозы. В этой связи основная цель тьютора заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, минимизировать риски и помочь осознать правила поведения, которые обеспечат его безопасность.

Формирование навыков безопасного поведения в быту охватывает широкий спектр аспектов, начиная с понимания базовых правил, таких как осторожное обращение с бытовой техникой, правила использования электроприборов и избегание контакта с потенциально опасными предметами. Дети с интеллектуальными нарушениями часто нуждаются в пошаговом объяснении и многократном повторении действий, связанных с обеспечением их личной безопасности. Важным аспектом является обучение навыкам личной гигиены и ухода за своим телом, поскольку пренебрежение этими аспектами может привести не только к риску заболеваний, но и к социальной изоляции.

Одним из значительных вызовов для тьютора становится необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения в общественных местах. Здесь важно развивать способность ребенка ориентироваться в незнакомой обстановке, понимать значение общественных знаков и инструкций, а также выстраивать поведение в соответствии с социальными нормами. Например, ребенок должен знать, как безопасно переходить дорогу, распознавать опасности в транспорте, а также избегать общения с незнакомыми людьми, которые могут представлять угрозу. Для этого педагог использует игровые ситуации, моделирование жизненных сценариев и регулярное повторение, закрепляющее усвоенные навыки.

Особое место в работе тьютора занимает формирование у учащихся умения распознавать потенциально опасные ситуации. Это требует систематической и последовательной работы, направленной на развитие осознания последствий своих действий. Например, ребенок должен понимать, почему важно соблюдать осторожность при работе с горячими предметами, избегать игр на проезжей части или не употреблять найденные на улице продукты. Такой опыт формируется через практическую деятельность, повторение и поощрение успешных действий, что помогает ребенку закрепить правильные модели поведения.

Помимо этого, важно учитывать эмоциональное состояние учащихся. Дети с интеллектуальными нарушениями нередко испытывают повышенную тревожность, что может затруднить усвоение правил безопасности. Тьютор должен создать благоприятную образовательную среду, где ребенок чувствует себя уверенно и защищенно. Важную роль играют доверительные отношения между педагогом и учеником, которые способствуют открытому обсуждению сложных ситуаций и поиску оптимальных решений.

Для успешного формирования безопасного поведения необходима тесная взаимосвязь между коррекционной школой-интернатом и семьей учащегося. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, чтобы поддерживать и закреплять навыки, сформированные в школе. Регулярные консультации, совместные обсуждения проблемных ситуаций и разработка единого подхода к воспитанию безопасности позволяют добиться значительных результатов. Кроме того, необходимо учитывать особенности каждой семьи, предлагая индивидуальные рекомендации и планы действий.

Значительную роль играет также включение учащихся в коллективную деятельность. Работа в группе помогает детям осознавать правила поведения в обществе, учит их взаимодействию с другими людьми и совместному решению задач. Это особенно важно для детей, у которых отсутствует опыт самостоятельной социальной активности. Например, участие в экскурсиях, коллективных играх или посещении общественных мероприятий позволяет на практике закрепить знания, полученные в процессе обучения.

Таким образом, формирование навыков безопасного поведения у детей с интеллектуальными нарушениями представляет собой многоаспектный процесс, требующий системного подхода и высокого профессионализма со стороны тьютора. Его работа не ограничивается лишь передачей знаний и правил; она направлена на развитие осознанного и ответственного отношения ребенка к собственной безопасности. Успешное решение этой задачи возможно только в условиях тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и самого ребенка. Это создает основу для социальной адаптации учащегося, его успешной интеграции в общество и повышения качества жизни.

 

Список литературы

 

1. Грабовенко, К. В. Формирование навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития / К. В. Грабовенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 415-417.

2. Гут А. В. Психология и педагогика : учебно-методическое пособие / А. В. Гут. — Казань : Поволжский ГУФКСиТ, 2021 — Часть 2 : Педагогика — 2020. — 135 с. — ISBN 978-5-6047133-1-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198698

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×