формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности | Банькина Раиса Ивановна. Работа №342467
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из основных задач дошкольного образования. Организуя образовательный процесс, мы, в-первую очередь создаём ряд определённых условий, направленных на то, чтобы ребёнок рос и развивался в условиях заботы, комфорта и безопасности.
Наша задача, как дошкольного учреждения, не только оберегать детей от опасностей, а ввести детей в реальный мир, подготовить их к встрече с возможными трудностями, сформировать представления о наиболее опасных ситуациях, привить навыки безопасного поведения.
Безопасное поведение - набор стереотипов поведения и сознательных действий, позволяющих сохранить индивидуальную ценность личности ребёнка, предупредить физический и психический травматизм, создать оптимальные условия взаимоотношений в детском коллективе и окружающими. Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка» х. Малоорловский Ростовской области.
Семинар-практикум на тему:
«Формирование основ безопасности дошкольников»
Воспитатель;
Банькина А.П.
Семинар-практикум на тему:
«Формирование основ безопасности дошкольников»
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из основных задач дошкольного образования. Организуя образовательный процесс, мы, в-первую очередь создаём ряд определённых условий, направленных на то, чтобы ребёнок рос и развивался в условиях заботы, комфорта и безопасности.
Наша задача, как дошкольного учреждения, не только оберегать детей от опасностей, а ввести детей в реальный мир, подготовить их к встрече с возможными трудностями, сформировать представления о наиболее опасных ситуациях, привить навыки безопасного поведения.
Безопасное поведение - набор стереотипов поведения и сознательных действий, позволяющих сохранить индивидуальную ценность личности ребёнка, предупредить физический и психический травматизм, создать оптимальные условия взаимоотношений в детском коллективе и окружающими. Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.
Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Т.Г. Хромцова
По программе «От рождения до школы» в каждой возрастной группе выделяют три направления:
- Безопасное поведение в природе;
- Безопасность на дорогах;
- Безопасность собственной жизнедеятельности.
По программе «От рождения до школы» используются методические пособия следующих авторов:
- Ксения Юрьевна Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
- Тамара Филиповна Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
- Николай Васильевич Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет
- Татьяна Геннадьевна Хромцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице».
Все эти книги вы можете взять у нас в методическом кабинете, чтобы планировать работу по основам безопасности у дошкольников. В них представлены разнообразные игры, рифмованные правила, стихотворения, примеры из детской литературы, примерные сценарии занятий и мероприятий, тематические беседы, викторины и многое другое для планирования работы по безопасности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях нужно создавать «Центр безопасности», в котором дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно- печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц. Можно изготовить разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности; альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка- невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» это (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка). Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в группе отвести место, где разложить разные дидактические и настольно – печатные игры «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «У светофора», «Предметы- источники пожара», «Опасно- не опасно», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей», «Осторожность», «Вежливость», «Внимание- дорога», «Азбука дорожных знаков», «Угадай какой знак» и др.
Расположить макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, различные виды транспорта, маленькие куклы (пешеходы). Атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь», «Мы- пожарные».
Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Для формирования основ безопасности у дошкольников можно использовать следующие формы работы:
- занятия, экскурсии, развлечения, проблемная ситуация, чтение литературы, тренинги, беседы, заучивание правил, совместная деятельность, игра, работа с родителями, консультации, использование развивающей среды, конструктивная деятельность.
Детский сад должен создавать безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.
Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, и даже стойким неврозам.
Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.
Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.
Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
Проведение тренингов. Тренинги - групповая форма взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно их выбирать, эффективно решать проблемные ситуации. Н-р: Тренинг «чужой человек». Инструкция: « Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду...позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми индивидуально и хором. Тренинг « Если Чужой пытается приникнуть в дом» . Инструкция : «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?»
Самое главное в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
А сейчас я предлагаю закрепить ваши знания игрой.
1 задание:
Назовите, какие формы используются в работе с детьми по формированию основ безопасности?
Работу с детьми необходимо проводить через следующие формы организации:
- занятия, экскурсии, развлечения, проблемная ситуация, чтение литературы, тренинги, беседы, заучивание правил, совместная деятельность, игра, работа с родителями, консультации, использование развивающей среды, конструктивная деятельность.
2 задание:
Нужно ответить, из каких сказок взяты эти отрывки.
Море пламенем горит,
выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные , бегите
Помогите, помогите!»
(К. Чуковский «Путаница)
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасаем дом.
(С. Михалков «Дядя Степа»)
Словечко за словечком –
И снова разговор,
А дома перед печкой
огонь прожег ковер…
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
(С. Маршак «Кошкин дом»).
3 задание:
- вспомните сказки, в которых персонажи нарушили правила безопасности и попали в проблемные ситуации! Расскажите, какое правило безопасности они нарушили. («Колобок», «Снежная королева», «Волк и семеро козлят», Кот, петух и лиса», «Приключения Буратино» и т.д.)
4 задание:
В конце теперь давайте порассуждаем, и попытаемся ответить на вопросы:
Какую вы ведете работу по основе безопасности жизнедеятельности в своих группах?
Достаточно ли эффективна эта работа?
Какая развивающая среда создана в ваших группах по данному направлению?
Какие мероприятия с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения вы используете?
Подведя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности является актуальным. Воспитание безопасности это непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте.
Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Все, что ребенок усвоил в детском саду прочно останется у него навсегда и будет закрепляться так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.