Формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине. | Насырова Зульфия Галимзяновна. Работа №304533
Статья посвящена актуальной проблеме формирования представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста представляет собой изменения и нововведения, которые происходят в нашем государстве в последнее время, существование проблем, связанных с воспитанием детей, предопределяют роль и место патриотического воспитания. Решение проблемы, связанной с патриотическим воспитанием детей, требует создания новых идей в воспитательной и образовательной работе.
Проблема патриотического воспитания рассматривается государством как одна из ведущих. Это подтверждается различными документами федерального значения. Так, патриотическое воспитание детей является задачей, которая определена прямо в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013): дети должны усвоить ценности и нормы, принятые в обществе, в том числе нравственные и моральные ценности; иметь развитое чувства принадлежности к своей семье, уважения к ее членам.
Формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине.
Автор: Насырова З.Г.
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста представляет собой изменения и нововведения, которые происходят в нашем государстве в последнее время, существование проблем, связанных с воспитанием детей, предопределяют роль и место патриотического воспитания. Решение проблемы, связанной с патриотическим воспитанием детей, требует создания новых идей в воспитательной и образовательной работе.
Проблема патриотического воспитания рассматривается государством как одна из ведущих. Это подтверждается различными документами федерального значения. Так, патриотическое воспитание детей является задачей, которая определена прямо в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013): дети должны усвоить ценности и нормы, принятые в обществе, в том числе нравственные и моральные ценности; иметь развитое чувства принадлежности к своей семье, уважения к ее членам [46]. В различных программах дошкольного образования, соответствующих требованиям обозначенного стандарта, в задачи патриотического воспитания входит ознакомление с родным краем. Патриотическое воспитание начинается с воспитания любви к семье, малой родине.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, социально-нравственный потенциал, нравственные ценности.
Abstract: The article is devoted to the actual problem of forming ideas about a small homeland in preschool children. It represents the changes and innovations that have been taking place in our state recently, the existence of problems related to the upbringing of children predetermine the role and place of patriotic education. Solving the problem of patriotic education of children requires the creation of new ideas in educational and educational work.
The problem of patriotic education is considered by the state as one of the leading ones. This is confirmed by various documents of federal significance. Thus, patriotic education of children is a task that is defined directly in the Federal State Educational Standard of Preschool Education (2013): children must learn the values and norms accepted in society, including moral and moral values; have a developed sense of belonging to their family, respect for its members [46]. In various pre-school education programs that meet the requirements of the designated standard, the tasks of patriotic education include familiarization with the native land. Patriotic education begins with the education of love for the family, the small homeland.
Keywords: patriotic education, social and moral potential, moral values.
Проблема формирования представлений дошкольников о малой родине связана с необходимостью преодоления кризиса патриотических и нравственных идеалов в современном обществе. В настоящее время каждый человек осознает потребность, связанную с возрождением и развитием культурных традиций отечества, которые начинаются с познания малой родины. Задачи патриотического воспитания решаются как в условиях семьи, так и в рамках воспитания и обучения детей в ДОО. Основная роль ДОО при этом заключается в создании оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию нравственного потенциала детей посредством гармоничного построения целостного педагогического процесса, в основе которого заложены патриотические начала [42, с. 40].
Проблема формирования представлений о малой родине представляла интерес для многих отечественных педагогов, к числу которых относятся Д.С. Лихачев, Н.Ф. Виноградова и др. Авторов объединяет единое мнение о том, что патриотизм является высоким и сложным чувством человека. Содержание данного чувства является весьма многогранным [11; 31].
В современных педагогических исследованиях патриотизм определен как нравственный и социально-политический принцип, который выражает любовь к родине, заботу об отечественных интересах, готовность к защите отечества [18, с. 268].
Сущность патриотизма – наличие у человека осознанной и глубокой любви к отечеству, родному краю, селу или городу [27, с. 296].
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в становлении личности. В данный период происходит заложение патриотических чувств, гражданских качеств. Хотя такие чувства и представления являются элементарными, однако они играют важную роль в дальнейшем личностном становлении и развитии.
Патриотическое воспитание детей является основой в формировании гражданина, любящего своею родину. Проявляется патриотизм в гордости за достижения отечества и малой родины, бережном отношении к национальным культурным традициям, памяти народа.
Личность не может быть патриотом при отсутствии личной связи с отечеством, которая начинается с формирования элементарных представлений о малой родине. Патриотические чувства не возникают у ребенка сами по себе. Они являются результатом целенаправленного длительного воздействия на личность, начиная с раннего возраста. Ребенок не может родиться добрым, злым, безнравственным либо нравственным, с чувством патриотизма. То, какими патриотическими и нравственными качествами будет владеть ребенок – зависит от взрослых людей, находящихся в ближайшем окружении. В дошкольном возрасте это родители и педагоги ДОО. Патриотизм у дошкольников формируется в процессе обучения и воспитания, в задачи которого входят расширение детских представлений о малой родине. Ребенок должен иметь элементарные представления о культуре, традициях, достопримечательностях, природных особенностях своего родного края, в котором он живет. Это формирует у него чувство любви и привязанности к родным местам [49, с. 26].
Список использованных источников и литературы
Аббасова
, Л.И. Воспитание основ патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Л.И.
Аббасова
, З. А. Мансурова // Научная парадигма. – Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 237-241.
Абраухова
, В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В.
Абраухова
. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
Агапова, Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 130-134.
Архарова
, Л.И. Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста / Л.И.
Архарова
// Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования. – Рязань: ИП Коняхин А.В., 2021. – С. 158-163.
Баженова, Ю.А. Психология дошкольного возраста / Ю.А. Баженова. – Оренбург: ОГПУ, 2022. – 67 с.
Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.:
Юрайт
, 2020. – 171 с.
Белкова, А.А. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям малой Родины / А.А. Белкова, О.Ф.
Капсулова
, Л.Н. Маврина // Творчество в профессиональной деятельности педагога. – Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2019. – С. 528-530.
Белоусова, С.С. О формировании ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста / С.С. Белоусова, Е.В. Коротаева // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – Коломна: ГОУ ВО МО ГСГУ, 2018. – С. 16-19.