Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у младших школьников читательской компетенции и навыков работы с текстом. | Ирина Федоровна Казачкина. Работа №347760

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Важно формировать у младшего школьника читательские компетенции для успешного обучения в среднем звене. Какие ведущие идеи необходимо использовать для формирования читательской компетенции. Технология формирования типа правильной читательской деятельности. Как научить младшего школьника быстро читать. Как вызвать интерес к чтению у младших школьников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №93 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ РТ

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование у младших школьников читательской компетенции и навыков работы с текстом»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель начальных классов

Казачкина Ирина Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.КАЗАНЬ – 2024

«Формирование у младших школьников читательской компетенции и навыков работы с текстом»

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся.

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

По формированию читательской компетенции учащихся  необходимо использовать ведущие идеи:

-деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);

идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);

-теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев);

-теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников

(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

-методологические и теоретические  исследования  процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);

-технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

И именно в начальных классах теряется 60-70 процентов учащихся – они не могут учиться успешно, так как при переходе в пятый класс, увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

Возникает вопрос: реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным – 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима данная скорость чтения. Но большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%), а флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями.

Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок — будь то чтение, русский язык, изобразительное искусство, математика — начинается с того, что дети открывают книгу, 5 мин читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Я заимствовала из системы И. Т.Федоренко и И. Г.Пальченко три упражнения, которые оказались наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т. е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко.

Для улучшения техники чтения в классе постоянно ведѐтся работа и по развитию у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов). Мною использовались упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные А. Т. Степанищевым в его книге «Читать можно быстрее».

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 леткогда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста:

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской  прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения:

коллективное обсуждение   прочитанного,  дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие  задания,  опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Технология групповой работы.

Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему  мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

Формы и виды работы с литературным произведением.

На уроках литературного чтения создаю  проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

Беседы-дискуссии научат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает  детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  устного  словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают  прочитанное и как бы видят  его наяву, усматривают  за словами картины и образы, без труда не только называют  тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяю  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую  элементы драматизации. Предпринимаю попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

 

Использую создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрируют умения следить за ходом событий произведения, пересказывать текст по рисункам.

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Нельзя не согласиться с  великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся  мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

 

Используемая литература:

1.Горецкий В.В.,Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011

2.Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения» - М; 1996

3. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями

«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.

4.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×