Формирование у младших школьников «исторического мышления» | Емельянова Татьяна Анатольевна. Работа №338344
Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, наверное, единственной нравственной опорой духовной жизни людей. Знакомясь с художественно-исторической литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, добро, справедливость, совесть, честь, смелость. Этому учат нас многие герои современной литературы для детей. Но где истоки нашей богатейшей русской литературы? Конечно, в народном фольклоре.Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Емельянова Т.А.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №8
с углубленным изучением иностранных языков»
города Смоленска
учитель начальных классов
Формирование у младших школьников «исторического мышления» путем изучения былин на современных
уроках литературного чтения.
«Русский народ создал огромную изустную литературу:
Мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни,
Торжественные былины - говорившиеся нараспев,
Под звон струн - о славных подвигах богатырей,
Защитников земли Русской…»
Л.Н.Толстой
Демократические изменения в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования.
В «Концепции модернизации российского образования сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях российского народа.
Возвращение традиционной народной культуры обусловлено общим кризисом российского общества. Конкретных путей формирования исторического мышления у современных школьников немало. Одним из них, причем не столько теоретическим, сколько практическим, а значит, эффективным и плодотворным, является формирование у детей устойчивого интереса к историческим и культурным памятникам и ценностям своего народа, в том числе и народной литературе.
Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, наверное, единственной нравственной опорой духовной жизни людей. Знакомясь с художественно-исторической литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, добро, справедливость, совесть, честь, смелость. Этому учат нас многие герои современной литературы для детей. Но где истоки нашей богатейшей русской литературы? Конечно, в народном фольклоре. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Нужно ли сейчас изучать фольклор? Конечно, да! Еще академик Дмитрий Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета , достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»Таким образом, и в наши дни остается актуальным изучение фольклорных произведений на уроках литературного чтения, высшим проявлением которых являются былины..
Сам термин «былины» не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили названия «старин» или «старинушек», свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. По Владимиру Ивановичу Далю «Бывалка, бывальщина, былица, былина, быль - что было, случалось, рассказ не вымышленный, а правдивый. Старина; иногда вымысел, но сбыточный, не сказочной».
Былины - один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающих реальную историческую основу со сказочными , фантастическими вымыслами. Былины не воспроизводят точных исторических фактов. Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших Древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались -XI-XII веков: это поэтическое изображение Киева – стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко ( в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей– Владимира Святославовича и Владимира Мономаха). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими « дорожки прямоезжие
Не стоит воспринимать былину как историческую хронику: она толкует историю по - своему. Реально существующие города становятся «точками» приложения богатырской силы: пространство в былине напрямую связано с описываемыми событиями, с действием. Вместо сказочного «долго ли, коротко ли…»- быстрая смена событий, гиперболизация временных промежутков (Илья Муромец, отстояв заутреню в Муроме, почти успевает к обедне в Киев-град). Историческое время, отразившееся в былинах киевского цикла, - своеобразное «единое эпическое время», знаком которого является князь Владимир. Реальное историческое лицо становится условным персонажем – князем единой, могучей Руси, ограниченной лишь богатырской заставой в необозримой степи.
Исторические события, воспетые в былинах, с течением времени приобрели сказочный характер. То, что совершалось когда-то силами всего народа, стало приписываться какому-то одному герою - могучему, бесстрашному, великодушному, любящему родную землю богатырю, который воплотил в себе лучшие качества своего коллективного автора – народа.
Главное качество богатыря - воинская доблесть. Достоинство богатыря проверяются в сражении, в неравном бою.Основные богатыри храбры, сильны, умны, справедливы и беспощадны к врагам Русской земли, которую любят беззаветно и пламенно.
Добрыня Никитич- первый по времени герой русского эпоса. Считается, что прототипом богатыря послужил дядя князя Владимира, брат ключницы Малуши, которого летопись называет «храбр и наряден муж». В былинах о Добрыне подчеркивается его «вежество»- это самый «культурный» богатырь киевского цикла. Он прекрасно поет, аккомпанируя себе на гуслях, обучен грамоте, искусно стреляет и являет чудеса богатырской удали.
Алеша Попович - смел, молод. Порывист, умен, способен на воинскую хитрость (именно этим средством пользуется Алеша Попович в сражении с Тугариным, ловко отвлекая внимание врага).
Илья Муромец - самый «популярный» из богатырей. Почему Илью нельзя представить молодым? Почему он изображается в былинах старым казаком? Этот человек, целиком посвятивший себя защите Руси, опытный и мудрый, лишенный страха смерти. Не случайно, исцеляя Илью, странники говорят ему: «Смерть тебе в бою не писана».
Отдельным памятником русского фольклора стоят так называемые новгородские былины, одним из героев которых является Садко. Предваряя разговор об этой былине, следует упомянуть об исключительности, уникальности Новгорода в русской истории. В былине о Садке очень много «новгородского», и потому можно обсудить с детьми и промыслы новгородские. И поход кораблей Садко по историческому пути: Волхов - Ладожское озеро-Нева-море и о многом другом.
Образ антогониста героя тоже весьма показателен. Он имеет смешанные звериные и человеческие черты. Важная особенность былин в том, что враг в них (даже будучи мифическим существом) воспринимается как враг государства, которому служит богатырь. Например: Соловей- разбойник. Почему он - разбойник? Разве он грабит или убивает на большой дороге? Он сидит на дереве, и подстрелив Соловья, Илья привязывает его к седлу - так обыкновенно поступали с дичью. Освобождая прямоезжую дорогу на Киев, Илья Муромец, с одной стороны, уничтожает чужой мир, а с другой - служит делу объединения Руси . Почему Илья Муромец отказывается стать воеводой в Чернигове? Потому что его цель - не защита отдельного города, а служба всему русскому народу.
Правильное чтение откроется перед детьми занимательностью содержания былин и даст первое представление о художественном своеобразии этого вида устной поэзии – медлительном и величавом развитии действия, различных повторениях, общих (или типических) местах, являющихся основой былинного повествования, гиперболических описаниях богатырских героев. Школьников не могут не увлекать героические сюжеты былин, их персонажи – могучие богатыри, «оберегатели» родной земли, совершающие великие подвиги. Однако особая, песенная форма повествования, сложный для неопытного читателя строй вольного стиха со своеобразным ритмическим рисунком, необычные для современного литературного языка особенности речи – все это при первом самостоятельном чтении отпугивает учеников и мешает возникновению того интереса, которого былины заслуживают.
Обязательно нужно говорить с детьми о поэтике былин, так как былина- это прежде всего песня. Именно с этим связана одна из серьезных сложностей при изучении былин. Действительно, читая былину, мы безусловно, несколько искажаем представление об этом жанре. Поэтому так важен образец чтения, а в лучшем случае прослушивание былины под сопровождение народного, но уже забытого инструмента – гусли
Читая былину, можно ли догадаться, что перед нами песня? Особая, необычная, не похожая на те фольклорные варианты, с которыми дети уже сталкивались, но все-таки песня? Какие особенности былины свидетельствуют о её стихотворном характере? Характерен стихотворный метр былины – народный эпический стих: три- четыре четких ударения в строке, интервалы между которыми 1-3 слога. Соблюдение количества ударений требуют введения дополнительных ударений, лишних слогов, восклицаний. Песенная природа жанра определяет и наличие большого количества повторяющихся слов в строке, в том числе служебных, суффиксов, частиц:
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села из Карачарова…»
Былина не стремится по быстрее передать информацию. Она медленна, размеренна и величава, потому что события, о которых она повествует, тоже нешуточные. Стих былины связан с напевной речью- речитативом, часто используется перехват, знакомый нам по народной песне:
«Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравила»
В курсе литературного чтения авторов В.Г.Горецкого и М.В. Головановой изучаются былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Садко. Главная цель всех уроков по изучению былин сводится к тому, чтобы показать учащимся, как выражает свое отношение к богатырю в слове народном, чем восхищается русский народ, а что осуждает , каково его отношение к историческим событиям. Важно, что те знания и умения, которые получат учащиеся 3 класса, расширились и углубились в процессе изучения былин в 4 классе, так как тексты к четвертому классу существенно усложняются. Поэтому возникает необходимость некоторой системы по изучению былин в начальной школе. Я предлагаю следующую систему знакомства с былинами в начальной школе.
Тип урока
Тема урока
Цель урока
3 класс
Урок 1 Вводный урок лил урок- погружение
Былина- быль или небыль?
Подготовка учащихся к изучению былины как особого жанра устного народного творчества, заинтересовать и пробудить желание читать былины.
Урок 2 Урок наблюдение
Тексты «Добрыня Никитич» и « Добрыня и змей»
« И сказались в нем ухватки богатырские»
Познакомить учащихся с тем, как в былине создается образ сильного могучего богатыря, наделенного силой немереной и неукротимым бесстрашием.
Урок 3
Урок подготовки к выразительному чтению по ролям былины «Исцеление Ильи Муромца»
«Чудеса и дива былинные»
Упражнение в восприятии былинного сказания на слух, подготовка к выразительному чтению, расширение знаний учащихся о русских богатырях и особенностях былин, в которых чудесные превращения играют немаловажную роль.
Урок 4
Проблемный урок по тексту «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Что значит для богатыря честь богатырская?
Подвести учащихся к пониманию, что значила для богатыря богатырская честь, расширить представления школьников о славнорусских богатырях и их подвигах.
4 класс
Урок 5
Урок–исследование по тексту «Ильины три поездочки»
За что любят люди русские Илью Муромца?
Вспомнить предыдущие былины, обратить внимание на песенный слог былины, подвести учащихся к пониманию того, почему Илья Муромец является любимым богатырем для русского народа.
Урок 6 урок- наблюдение по тексту «Илья Муромец выходит на свободу»
На чьей стороне русский народ?
Акцентировать внимание учащихся на том, как народ относится к богатырю Илье Муромцу, а как к хану Батыю, какие выразительные средства используются в тексте, чтобы показать различное отношение к героям былины.
Урок 7
Урок – наблюдение по былине «Садко»
«Остался Садко на синем море»
Знакомство с новгородской былиной, её особенностями
Урок 8 Викторина по былинам, конкурс «боянов» на выразительное чтение былин
Таким образом , в процессе изучения былин мы наблюдаем повышение интереса к национальной литературе, формирование у детей умения выразительного чтения, привитие любви к родной стране.Мы можем сделать вывод, что былины влияют на формирование гражданской позиции наших школьников. К сожалению, некоторые современные образовательные программы прошли мимо такого пласта национальной литературы, как былины. Поэтому , мы рекомендуем изучение былин и на уроках внеклассного чтения, и использование современных технологий на уроках , которые еще в большей мере помогут учителю в обучении и воспитании высоко нравственного поколения нашей страны.
Литература
«Родная речь» 3класс, 4 класс, с
оставители
М.В.Голованова
, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2001г
В.И. Даль Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка, Москва, ООО «Издательство АСТ» 2006г
Т.С.
Зепалова
,
Н.Я.Мещерякова
, методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса, Москва, «Просвещение»
1989 г
Е.Л.Демиденко
, лекция№8 Былины и исторические песни, Москва
Н.А.Стефаненко
, Система уроков по изучению летописей и былин в начал
ь
ной школе, Кострома , 2001г
Фролова В.Ф., Изучение народной песни и былин в курсе литературного чт
е
ния
,
Ленинград, 1948г