Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у младших школьников компетентности "учись учиться" | Панкова Галина Петровна. Работа №350702

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает проблему формирования у младших школьников компетентности «учись учиться», одной из ключевых компетенций начального образования. Особое внимание уделяется важности раннего становления учебной самостоятельности и осознанного подхода к учебной деятельности, что становится основой для успешного обучения и саморазвития учащихся. Описаны основные методические подходы и педагогические приемы, которые помогают ученикам овладеть навыками самоконтроля, саморегуляции и целеполагания. Материал адресован педагогам начальной школы, стремящимся воспитать у школьников навыки эффективного и осознанного обучения.

Ключевые слова: компетентность «учись учиться», начальное образование, младшие школьники, учебная самостоятельность, саморазвитие, целеполагание, начальная школа.

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»

 

Панкова Галина Петровна, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа 64 городского округа Мариуполь"

Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. Статья рассматривает проблему формирования у младших школьников компетентности «учись учиться», одной из ключевых компетенций начального образования. Особое внимание уделяется важности раннего становления учебной самостоятельности и осознанного подхода к учебной деятельности, что становится основой для успешного обучения и саморазвития учащихся. Описаны основные методические подходы и педагогические приемы, которые помогают ученикам овладеть навыками самоконтроля, саморегуляции и целеполагания. Материал адресован педагогам начальной школы, стремящимся воспитать у школьников навыки эффективного и осознанного обучения.

Ключевые слова: компетентность «учись учиться», начальное образование, младшие школьники, учебная самостоятельность, саморазвитие, целеполагание, начальная школа.

 

Формирование у младших школьников способности учиться и стремления к саморазвитию является одной из важнейших задач начального образования. Компетентность «учись учиться» предполагает способность ученика самостоятельно и целенаправленно подходить к учебной деятельности, анализировать свои действия и контролировать их результативность. Важно, чтобы дети с первых лет обучения в школе овладевали не только предметными знаниями, но и навыками, позволяющими им самостоятельно решать задачи, проявлять инициативу и вырабатывать эффективные учебные стратегии. Эти навыки закладывают основу для успешного и осознанного обучения на протяжении всей жизни.

Развитие компетентности «учись учиться» в начальной школе требует комплексного подхода, включающего формирование у учеников внутренней мотивации к учебе, умения ставить перед собой цели и планировать пути их достижения. Младшие школьники отличаются высокой любознательностью, однако часто сталкиваются с трудностями в удержании внимания и самоконтроле. Задача учителя – помочь им направить эту любознательность на продуктивное освоение учебного материала, развить у детей способность концентрироваться и анализировать свои действия.

Для успешного формирования данной компетентности необходимо создать учебную среду, в которой дети смогут чувствовать себя уверенно и комфортно. Открытость и поддержка со стороны учителя способствуют тому, что ученики начинают меньше бояться ошибок и воспринимать их как неотъемлемую часть процесса обучения. Важно объяснять детям, что ошибки – это не преграды, а ступени к новым знаниям и достижениям. Такой подход развивает у учеников позитивное отношение к учебе, способствует укреплению уверенности в своих силах и побуждает их проявлять активность и настойчивость в выполнении заданий.

Важным компонентом компетентности «учись учиться» является развитие у учащихся навыков самоконтроля и саморефлексии. Младшие школьники часто не осознают, как происходит процесс усвоения знаний, и не всегда понимают, какие действия приводят к успеху, а какие – нет. Поэтому учителю важно научить детей анализировать свою работу, находить слабые и сильные стороны, осознавать, какие усилия необходимы для достижения целей. Постепенно вводя в учебный процесс элементы самооценки и рефлексии, педагог помогает детям осмысливать свои учебные действия и видеть их результативность.

Методы работы, направленные на формирование компетентности «учись учиться», могут включать различные упражнения на постановку целей, планирование и распределение времени. Например, на каждом уроке учитель может предложить детям осмыслить, зачем выполняется конкретное задание, что они ожидают узнать или развить в результате работы над ним. Это учит их определять учебные цели и концентрироваться на конкретных задачах. Когда ребенок понимает цель своей деятельности, он начинает более осознанно подходить к выполнению задания, анализирует, насколько ему удалось приблизиться к ожидаемому результату.

Развитию компетентности «учись учиться» способствует обучение навыкам планирования. Учитель может предложить детям планировать свои учебные действия: определять, в какой последовательности они будут выполнять задания, какие ресурсы могут понадобиться, сколько времени они готовы посвятить каждому этапу. Это учит школьников видеть процесс выполнения задачи целостно, помогает организовать свои действия и сделать учебу более структурированной. Навыки планирования становятся особенно значимыми при выполнении самостоятельных и творческих заданий, требующих внимания и системного подхода.

Осознанное отношение к учебному процессу формируется также через развитие у детей навыков самоконтроля. Младшие школьники часто нуждаются в помощи и поддержке при выполнении учебных заданий, однако важно, чтобы они постепенно учились самостоятельно оценивать свою работу и исправлять ошибки. Учителю стоит обратить внимание на то, чтобы дать детям возможность самостоятельно проверять результаты своих действий, искать и исправлять ошибки, если это необходимо. Такой подход развивает у них ответственность за результат своей работы, помогает понять, что итог учебного задания зависит прежде всего от их усилий и внимания.

Важной частью формирования компетентности «учись учиться» является обучение детей навыкам рефлексии. Умение анализировать свои действия, осмысливать достигнутые результаты и делать выводы – важные качества для успешного и осознанного обучения. На уроках рефлексия может проявляться в обсуждении пройденного материала, подведении итогов учебной деятельности, обмене мнениями о сложностях и успехах. Учитель может предложить детям задать себе вопросы о том, что они узнали нового, что было самым трудным и что они хотели бы улучшить. Постепенно развивая навыки рефлексии, педагог помогает детям формировать привычку задумываться о своем учебном процессе и оценивать его результаты.

Поддержка со стороны семьи также играет значимую роль в развитии у школьников навыков самостоятельного обучения. Учитель может организовать консультации для родителей, на которых будут обсуждаться методы поддержки ребенка, создание дома условий для комфортного выполнения домашних заданий. Педагог может предложить родителям уделять внимание не только результату, но и процессу обучения, помогая детям развивать ответственность и дисциплину. Совместная работа с родителями помогает создать для школьника единое образовательное пространство, в котором он ощущает поддержку и заинтересованность со стороны взрослых.

Таким образом, формирование компетентности «учись учиться» у младших школьников является одним из ключевых направлений начального образования. Оно включает развитие у детей навыков целеполагания, самоконтроля, планирования и рефлексии, что становится основой для успешного и осознанного обучения. Учитель, направляя учебный процесс на развитие этих умений, создает условия для формирования у школьников ответственного отношения к учебе, уверенности в своих силах и стремления к саморазвитию. Умение учиться становится для детей важным ресурсом, который поможет им не только в школе, но и в будущем, при освоении новых знаний и навыков, а также для полноценного личностного роста и успешной социализации.

 

Список литературы

 

1. Лесных А. О. Младший школьник как субъект учебной деятельности / А. О. Лесных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 509-510.

2. Маммадова Л. А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Л. А. Маммадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 429-433.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×