Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у младших школьников навыков сотрудничества и социального взаимодействия через групповые задания | Люлина Светлана Викторовна. Работа №350611

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость формирования навыков сотрудничества и социального взаимодействия у младших школьников. Описываются методические подходы к организации групповых заданий, способствующих развитию у детей коммуникативных и социальных компетенций. Акцентируется внимание на создании педагогических условий, способствующих активному взаимодействию между учащимися, формированию у них навыков взаимопомощи и ответственности в коллективе. Статья ориентирована на учителей начальных классов, стремящихся интегрировать групповые формы работы в образовательный процесс.

Ключевые слова: навыки сотрудничества, социальное взаимодействие, младшие школьники, групповые задания, коллективная работа, социальные компетенции.

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Люлина Светлана Викторовна, учитель начальных классов

МКОУ Боевская СОШ, с. Боево

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость формирования навыков сотрудничества и социального взаимодействия у младших школьников. Описываются методические подходы к организации групповых заданий, способствующих развитию у детей коммуникативных и социальных компетенций. Акцентируется внимание на создании педагогических условий, способствующих активному взаимодействию между учащимися, формированию у них навыков взаимопомощи и ответственности в коллективе. Статья ориентирована на учителей начальных классов, стремящихся интегрировать групповые формы работы в образовательный процесс.

Ключевые слова: навыки сотрудничества, социальное взаимодействие, младшие школьники, групповые задания, коллективная работа, социальные компетенции.

 

Формирование у младших школьников навыков сотрудничества и социального взаимодействия является одной из приоритетных задач начального образования. В начальной школе дети активно осваивают навыки взаимодействия, учатся слушать, понимать других и делиться своими мыслями и идеями. Период младшего школьного возраста является особенно важным для развития этих способностей, поскольку в это время у детей формируется понимание своей роли в коллективе и закладываются основы будущих социальных навыков. В связи с этим групповая работа становится эффективным инструментом, позволяющим развивать у детей навыки сотрудничества, коллективной ответственности и эмпатии.

Навыки сотрудничества включают в себя способность к уважительному взаимодействию, умение слышать и учитывать мнения других, проявлять терпимость и адаптироваться к различным ситуациям. Умение взаимодействовать в команде и достигать общих целей важно для гармоничного развития личности и успешной социальной адаптации. Групповые задания способствуют выстраиванию отношений доверия и взаимной поддержки, развивают чувство ответственности за коллективный результат и умение распределять роли в команде. Важно, чтобы уже с первых лет обучения дети осознавали ценность совместного труда, учились делиться обязанностями и поддерживать друг друга в достижении целей.

Одним из ключевых факторов успешного формирования навыков сотрудничества является создание педагогом благоприятной атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя значимым участником коллектива. Учителю важно с самого начала обучения прививать детям навыки взаимодействия, обучая их слушать, уважать и поддерживать друг друга. Для этого можно использовать различные формы групповых заданий, которые развивают у детей готовность к сотрудничеству и способность работать над общими задачами. Примерами таких заданий могут быть проектные работы, коллективные игры, исследовательские задания, требующие участия всех членов группы. Каждый из этих видов деятельности позволяет детям практиковать навыки распределения ролей, формулировать общие цели и согласовывать действия для их достижения.

Групповые задания также способствуют развитию у детей навыков коммуникации. В процессе выполнения таких заданий школьники учатся ясно и точно выражать свои мысли, объяснять свои идеи и понимать других. Это особенно важно в начальной школе, где многие дети еще только осваивают основные формы речевого общения. Взаимодействие в группе позволяет детям постепенно преодолевать страх перед публичными высказываниями, вырабатывая у них уверенность и смелость в общении. Учитель может предлагать задания, которые требуют обсуждения, обмена идеями и коллективного принятия решений. Таким образом, дети учатся учитывать точку зрения каждого, разрабатывать общую позицию и искать компромисс.

Педагогическая поддержка играет важную роль в развитии навыков сотрудничества. Учитель, организующий групповую работу, выступает в роли фасилитатора, направляющего процесс взаимодействия и создающего условия для активного участия каждого ученика. Важно, чтобы учитель способствовал развитию взаимного уважения, подчеркивая ценность каждого мнения и создавая доверительную атмосферу в коллективе. В процессе совместной деятельности учащиеся сталкиваются с различными точками зрения, что учит их учитывать различия, развивает гибкость мышления и формирует способность к конструктивному разрешению конфликтов. Педагог также может проводить рефлексию после завершения групповых заданий, обсуждая с детьми, что получилось хорошо и над чем стоит поработать, чтобы в следующий раз достигнуть еще большего успеха.

Особое внимание в процессе организации групповой работы следует уделить распределению ролей. Каждому ученику важно чувствовать, что его вклад в общее дело значим, поэтому учитель может предложить детям выбрать роли, соответствующие их интересам и способностям. Например, в проектной работе один ребенок может отвечать за сбор информации, другой — за представление результатов, а третий — за оформление итогового материала. Такое распределение не только способствует эффективной работе группы, но и позволяет каждому ребенку развивать свои сильные стороны, осознавать свою ценность в команде и чувствовать ответственность за общее дело. Важно также учить детей гибкости и готовности сменить роль, если это необходимо для достижения лучшего результата, что является важным аспектом социальной адаптации.

Групповая работа также предоставляет детям возможность осознать значимость взаимопомощи и поддержки. Учитель может акцентировать внимание на том, что успех команды зависит от усилий каждого участника, и поощрять детей поддерживать друг друга в случае возникновения трудностей. Важно, чтобы дети понимали: совместная работа — это не только распределение задач, но и взаимное обучение, помощь и поддержка. Такие уроки помогают развивать у детей эмпатию, учат их оказывать поддержку сверстникам и формируют чувство единства, что является важным компонентом в построении гармоничного коллектива.

Таким образом, формирование у младших школьников навыков сотрудничества и социального взаимодействия через групповые задания — это важный этап их личностного и социального развития. Групповая работа помогает детям научиться сотрудничать, принимать участие в коллективной деятельности, уважать мнения других и формировать собственную позицию. Учитель, создавая благоприятные условия для групповой работы, способствует развитию у детей важнейших социальных навыков, которые становятся основой для успешного обучения и социализации.

 

Список литературы

1. Черкезян М. А. Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста / М. А. Черкезян, В. А. Визнюк, С. Г. Лущенкова, Н. С. Стрюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 158-161.

2. Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников / Т. Е. Бабурина, И. Б. Котельникова, Е. А. Сухина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 231-234.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×