Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у младших школьников общего умения решать задачи. | Татьяна Анатольевна Петушок. Работа №316557

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Процесс решения задач состоит из нескольких этапов. Учащиеся должны сосредоточить свое внимание на главном - поиске способа решения. Считается, что при традиционной системе эти умения и навыки возникают у учащихся сами собой в процессе решения большого объёма задач. Я считаю, что эта позиция ошибочна. И вот почему. Когда ученик решает задачу, то его непосредственная цель - решить задачу, найти ответ. Промежутоные действия, он выполняет в процессе решения, могут им актуально не осознаваться. Поэтому, чтобы  сформировать у младших школьников умение решать задачи , необходима организация специальной деятельности по постановке и решению учениками учебных задач.

 

Формирование у младших школьников общего умения решать задачи.

«Жить – это значит решать задачи»

Л.М. Фридман

 

- Что для вас, уважаемые коллеги, самое трудное на уроках математики?

- Довольны ли вы, как решают задачи ваши воспитанники?

_ Мой опыт показывает, что школьники, прорешав за годы учения сотни задач, так и не умеют решать самостоятельно сложные задачи, пугаются нестандартных задач, не могут принимать решения в ситуациях жизненных затруднений.

Проанализировав ситуацию, поняла, чтобы ученики научились самостоятельно решать сложные задачи, им необходимы знания о задачах и их решении.

Процесс решения задач состоит из ряда этапов.

Учащиеся должны сосредоточить своё внимание на главном – поиске способа решения.

Считается, что при традиционной системе обучения эти умения и навыки возникают у учащихся сами собой в процессе решения большого объёма задач.

Однако я считаю, что эта позиция ошибочна. И вот почему. Когда ученик решает задачу , то его непосредственная цель – решить задачу, найти ответ. Промежуточные действия, которые он выполняет в процессе решения, могут им актуально не осознаваться.

Поэтому, я осознала, чтобы сформировать у младших школьников умение решать задачи, необходима организация специальной деятельности по постановке и решению учениками учебных задач.

Безусловно, эта работа занимает достаточно длительный промежуток времени.

Процесс формирования деятельности состоит из нескольких этапов.

Работа с задачными ситуациями:

-введение терминов «ситуация» и «вопрос к ситуации»;

-составление модели ситуации;

-осуществление перехода от одной формы представления ситуации к другой.

2. Введение понятия «задача»

- поиск ответа на вопрос «Что такое задача?» («математическая задача»).

3. Организация освоения приёмов работы над задачей:

- знакомство с приёмом «представления жизненной ситуации, описанной в задаче»;

- знакомство с приёмом «разбиение текст задачи на смысловые части и анализ каждой части»;

- знакомство с приёмом «переформулировка текста задачи».

4. Моделирование, схематизация задачи

- организация построения схемы (модель) задачи.

5. Осуществления решения задачи (письменное или устное изложение решения)

- введение понятий «решение задачи», «ответ задачи»

6. Проверка правильности решения задачи.

7. Работа над решенной задачей.

 

Более подробно я остановлюсь на этапе «Работа с текстом задачи»

Назначение этого этапа – поиск способа решения задачи – понимание учащимися в целом ситуации, описанной в задаче, условия, требования, смысла всех терминов и знаков текста, выявления известных и искомых величин, отношений (зависимостей) между ними.

Задачи учителя (ученика) на этом этапе:

- (учусь) представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче;

- разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть;

- переформулировать текст задачи.

 

Мы используем на этом этапе тексты задач специально выбираются такими, чтобы их трудно было понять «с ходу», поэтому решать задачи и тем более записывать их решение необязательно. Тексты используются как материал для выполнения заданий, освоения приёма работы с текстом.

Для понимания некоторых сюжетных задач полезно мысленно представить себя участником или наблюдателем описанной в задаче ситуации. Этот приём помогает разобраться в задаче детям с образным мышлением и развить данный вид мышления у остальных детей.

 

Рассмотрим это на конкретном примере.

«Прочитайте текст: «В автобусе ехали 12 мужчин и 8 женщин. На остановке вышли 2 мужчин и вошли 3 женщины. Сколько пассажиров стало в автобусе?»

- Достаточно ли одного раза чтения, чтобы понять задачу?

(Достаточно. Нет, т.к. текст очень большой и сразу не понять.)

В том случае, если после прочтения задача непонятна, можно использовать способы работы с текстом. Начнём знакомство с ним.

- Один из приёмов, который может помочь тебе понять задачу – это «представление жизненной ситуации» или «рисование мысленной картины».

-Закрой глаза и представь, что ты с мамой поехал на автобусе в магазин за покупками. Ты решил посчитать количество пассажиров. Оказалось. Что ехали 12 мужчин и 8 женщин. Тут автобус остановился. Вы с мамой вышли и ты увидел, что из автобуса вышли 2 мужчин и вошли 3 женщины. Автобус поехал дальше. У тебя возник вопрос : « Сколько пассажиров стало в автобусе?»

- Подумайте, какие существенные детали нужно представить?(Что обязательно нужно представить. Когда рисуешь мысленную картину?)

Дети: Важно представить автобус, пассажиров, количество мужчин и женщин, ехавших, вышедших, вошедших, оставшихся пассажиров.

-Какие несущественные детали можно опустить (не обязательно представлять)

Дети: Неважно с кем я поехал, куда поехал, сразу на первой остановке вышел или продолжил ехать и наблюдать дальше.

-Сегодня мысленную картину помогла рисовать вам я и говорила : «Закройте глаза и представьте…», а когда каждый из вас будет рисовать свою мысленную картину как лучше начать?

Дети: Я…..

 

Текст любой задачи можно разбить на отдельные части.

Необходимо научить детей определять границы смысловых частей в тексте печатном и звучащем. Это можно делать так: в печатном тексте ученики карандашом ставят вертикальные чёрточки; если учитель читает задачу. Дети могут показать границы частей, например, хлопками в ладоши.

В каждой смысловой части должна идти речь только об одной величине.

При анализе каждой смысловой части задачи выделяется :

О чём, о ком (о какой величине) говорится в этой части (подчеркнём одной чертой);

Каковы её особенности (подчеркнём волнистой линией);

Какова её характеристика (числовое значение или указание на то, что оно неизвестно (подчеркнём двумя чертами)

Вся лишняя, несущественная информация при этом отбрасывается, текст задачи преобразуется в форму, облегчающую поиск пути решения.

- Как мы учились помогать себе понять задачу?

Дети: Рисовали мысленную картину.

-А если это не помогло понять задачу, существуют другие приёмы работы с текстом.

Как ты поступишь, чтобы понять устройство чего-либо?

Дети: Разберу на части, изучу каждую часть.

- Как можно помочь себе, чтобы понять устройство трудной задачи?

Послушайте, как я уже разбила текст нашей задачи на части. В конце каждой части при чтении я буду делать паузу, а вы в тексте отмечайте это место вертикальной чёрточкой. «В автобусе ехали 12 мужчин/ и 8 женщин./ На остановке вышли 2 мужчин/ и вошли 3 женщины./ Сколько пассажиров стало в автобусе?/»

- Какие вопросы у вас возникли по моему чтению? Как я читала?

Дети: Почему вы сделали паузу после слова «мужчин», хотя предложение не закончилось? Почему вы голосом выделяли некоторые слова?

-Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поработаем с каждой частью. Как это делать я покажу на примере первой части. Поставьте пальчик в своём тексте на первую часть.

- Первая часть «В автобусе ехали 12 мужчин»

-0 ком говорится в этой части?

Дети: О мужчинах.

- Давайте подчеркнём слово «мужчин» в первой части одной чертой.

- Что о них говорится?

Дети: Что они ехали.

- Слово «ехали» подчеркнём волнистой линией .

- Сколько их?

Дети: 12.

- Число 12 давайте подчеркнём двумя чертами и т.д.

- Давайте попробуем понять как мы читали задачу?

Дети: Разбили текст задачи на смысловые части; в каждой части выделили и подчеркнули ответы на вопросы:

- о чём, о ком говорится

- Что говорится?

-Сколько?

- Подумайте, а как проверить, правильно ли выбраны слова для подчёркивания? ( Можно прочитать только подчёркнутые слова : если смысл задачи сохранился, значит слова выбраны верно В противном случае возможно корректировка)

 

-Сегодня более подробно я остановилась на одном этапе работы над задачей а для целостного представления хочу вам предложить следующую памятку.

 

«Памятка работы над (простой) задачей» может содержать следующие действия (возможна детализация каждого пункта, как например, пункт 2):

Формулирую (определяю) задачу (выделяю условие и вопрос).

Работаю с текстом задачи:

-представляю жизненную ситуацию (нарисую мысленную картину);

-разобью на смысловые части и поработаю с каждой частью (подчеркну главное);

-переформулирую задачу, если нужно.

3)Строю модель задачи.

4)Выбираю арифметическое действие, обосновываю его выбор и записываю решение.

5) Проверяю, правильно ли решил задачу.

6) Работаю над решённой задачей.

 

Для составной задачи дополняется шаг между пунктами 3 и4: «осуществляю поиск пути решения задачи и составление плана её решения»

 

«В автобусе ехали 12 мужчин и 8 женщин. На остановке вышли 2 мужчин и вошли 3 женщины. Сколько пассажиров стало в автобусе?»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×