Формирование у младших школьников общего умения решать задачи. | Татьяна Анатольевна Петушок. Работа №316557
Процесс решения задач состоит из нескольких этапов. Учащиеся должны сосредоточить свое внимание на главном - поиске способа решения. Считается, что при традиционной системе эти умения и навыки возникают у учащихся сами собой в процессе решения большого объёма задач. Я считаю, что эта позиция ошибочна. И вот почему. Когда ученик решает задачу, то его непосредственная цель - решить задачу, найти ответ. Промежутоные действия, он выполняет в процессе решения, могут им актуально не осознаваться. Поэтому, чтобы сформировать у младших школьников умение решать задачи , необходима организация специальной деятельности по постановке и решению учениками учебных задач.
Формирование у младших школьников общего умения решать задачи.
«Жить – это значит решать задачи»
Л.М. Фридман
- Что для вас, уважаемые коллеги, самое трудное на уроках математики?
- Довольны ли вы, как решают задачи ваши воспитанники?
_ Мой опыт показывает, что школьники, прорешав за годы учения сотни задач, так и не умеют решать самостоятельно сложные задачи, пугаются нестандартных задач, не могут принимать решения в ситуациях жизненных затруднений.
Проанализировав ситуацию, поняла, чтобы ученики научились самостоятельно решать сложные задачи, им необходимы знания о задачах и их решении.
Процесс решения задач состоит из ряда этапов.
Учащиеся должны сосредоточить своё внимание на главном – поиске способа решения.
Считается, что при традиционной системе обучения эти умения и навыки возникают у учащихся сами собой в процессе решения большого объёма задач.
Однако я считаю, что эта позиция ошибочна. И вот почему. Когда ученик решает задачу , то его непосредственная цель – решить задачу, найти ответ. Промежуточные действия, которые он выполняет в процессе решения, могут им актуально не осознаваться.
Поэтому, я осознала, чтобы сформировать у младших школьников умение решать задачи, необходима организация специальной деятельности по постановке и решению учениками учебных задач.
Безусловно, эта работа занимает достаточно длительный промежуток времени.
Процесс формирования деятельности состоит из нескольких этапов.
Работа с задачными ситуациями:
-введение терминов «ситуация» и «вопрос к ситуации»;
-составление модели ситуации;
-осуществление перехода от одной формы представления ситуации к другой.
2. Введение понятия «задача»
- поиск ответа на вопрос «Что такое задача?» («математическая задача»).
3. Организация освоения приёмов работы над задачей:
- знакомство с приёмом «представления жизненной ситуации, описанной в задаче»;
- знакомство с приёмом «разбиение текст задачи на смысловые части и анализ каждой части»;
- знакомство с приёмом «переформулировка текста задачи».
4. Моделирование, схематизация задачи
- организация построения схемы (модель) задачи.
5. Осуществления решения задачи (письменное или устное изложение решения)
- введение понятий «решение задачи», «ответ задачи»
6. Проверка правильности решения задачи.
7. Работа над решенной задачей.
Более подробно я остановлюсь на этапе «Работа с текстом задачи»
Назначение этого этапа – поиск способа решения задачи – понимание учащимися в целом ситуации, описанной в задаче, условия, требования, смысла всех терминов и знаков текста, выявления известных и искомых величин, отношений (зависимостей) между ними.
Задачи учителя (ученика) на этом этапе:
- (учусь) представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче;
- разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть;
- переформулировать текст задачи.
Мы используем на этом этапе тексты задач специально выбираются такими, чтобы их трудно было понять «с ходу», поэтому решать задачи и тем более записывать их решение необязательно. Тексты используются как материал для выполнения заданий, освоения приёма работы с текстом.
Для понимания некоторых сюжетных задач полезно мысленно представить себя участником или наблюдателем описанной в задаче ситуации. Этот приём помогает разобраться в задаче детям с образным мышлением и развить данный вид мышления у остальных детей.
Рассмотрим это на конкретном примере.
«Прочитайте текст: «В автобусе ехали 12 мужчин и 8 женщин. На остановке вышли 2 мужчин и вошли 3 женщины. Сколько пассажиров стало в автобусе?»
- Достаточно ли одного раза чтения, чтобы понять задачу?
(Достаточно. Нет, т.к. текст очень большой и сразу не понять.)
В том случае, если после прочтения задача непонятна, можно использовать способы работы с текстом. Начнём знакомство с ним.
- Один из приёмов, который может помочь тебе понять задачу – это «представление жизненной ситуации» или «рисование мысленной картины».
-Закрой глаза и представь, что ты с мамой поехал на автобусе в магазин за покупками. Ты решил посчитать количество пассажиров. Оказалось. Что ехали 12 мужчин и 8 женщин. Тут автобус остановился. Вы с мамой вышли и ты увидел, что из автобуса вышли 2 мужчин и вошли 3 женщины. Автобус поехал дальше. У тебя возник вопрос : « Сколько пассажиров стало в автобусе?»
- Подумайте, какие существенные детали нужно представить?(Что обязательно нужно представить. Когда рисуешь мысленную картину?)
Дети: Важно представить автобус, пассажиров, количество мужчин и женщин, ехавших, вышедших, вошедших, оставшихся пассажиров.
-Какие несущественные детали можно опустить (не обязательно представлять)
Дети: Неважно с кем я поехал, куда поехал, сразу на первой остановке вышел или продолжил ехать и наблюдать дальше.
-Сегодня мысленную картину помогла рисовать вам я и говорила : «Закройте глаза и представьте…», а когда каждый из вас будет рисовать свою мысленную картину как лучше начать?
Дети: Я…..
Текст любой задачи можно разбить на отдельные части.
Необходимо научить детей определять границы смысловых частей в тексте печатном и звучащем. Это можно делать так: в печатном тексте ученики карандашом ставят вертикальные чёрточки; если учитель читает задачу. Дети могут показать границы частей, например, хлопками в ладоши.
В каждой смысловой части должна идти речь только об одной величине.
При анализе каждой смысловой части задачи выделяется :
О чём, о ком (о какой величине) говорится в этой части (подчеркнём одной чертой);
Каковы её особенности (подчеркнём волнистой линией);
Какова её характеристика (числовое значение или указание на то, что оно неизвестно (подчеркнём двумя чертами)
Вся лишняя, несущественная информация при этом отбрасывается, текст задачи преобразуется в форму, облегчающую поиск пути решения.
- Как мы учились помогать себе понять задачу?
Дети: Рисовали мысленную картину.
-А если это не помогло понять задачу, существуют другие приёмы работы с текстом.
Как ты поступишь, чтобы понять устройство чего-либо?
Дети: Разберу на части, изучу каждую часть.
- Как можно помочь себе, чтобы понять устройство трудной задачи?
Послушайте, как я уже разбила текст нашей задачи на части. В конце каждой части при чтении я буду делать паузу, а вы в тексте отмечайте это место вертикальной чёрточкой. «В автобусе ехали 12 мужчин/ и 8 женщин./ На остановке вышли 2 мужчин/ и вошли 3 женщины./ Сколько пассажиров стало в автобусе?/»
- Какие вопросы у вас возникли по моему чтению? Как я читала?
Дети: Почему вы сделали паузу после слова «мужчин», хотя предложение не закончилось? Почему вы голосом выделяли некоторые слова?
-Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поработаем с каждой частью. Как это делать я покажу на примере первой части. Поставьте пальчик в своём тексте на первую часть.
- Первая часть «В автобусе ехали 12 мужчин»
-0 ком говорится в этой части?
Дети: О мужчинах.
- Давайте подчеркнём слово «мужчин» в первой части одной чертой.
- Что о них говорится?
Дети: Что они ехали.
- Слово «ехали» подчеркнём волнистой линией .
- Сколько их?
Дети: 12.
- Число 12 давайте подчеркнём двумя чертами и т.д.
- Давайте попробуем понять как мы читали задачу?
Дети: Разбили текст задачи на смысловые части; в каждой части выделили и подчеркнули ответы на вопросы:
- о чём, о ком говорится
- Что говорится?
-Сколько?
- Подумайте, а как проверить, правильно ли выбраны слова для подчёркивания? ( Можно прочитать только подчёркнутые слова : если смысл задачи сохранился, значит слова выбраны верно В противном случае возможно корректировка)
-Сегодня более подробно я остановилась на одном этапе работы над задачей а для целостного представления хочу вам предложить следующую памятку.
«Памятка работы над (простой) задачей» может содержать следующие действия (возможна детализация каждого пункта, как например, пункт 2):
Формулирую (определяю) задачу (выделяю условие и вопрос).
Работаю с текстом задачи:
-представляю жизненную ситуацию (нарисую мысленную картину);
-разобью на смысловые части и поработаю с каждой частью (подчеркну главное);
-переформулирую задачу, если нужно.
3)Строю модель задачи.
4)Выбираю арифметическое действие, обосновываю его выбор и записываю решение.
5) Проверяю, правильно ли решил задачу.
6) Работаю над решённой задачей.
Для составной задачи дополняется шаг между пунктами 3 и4: «осуществляю поиск пути решения задачи и составление плана её решения»
«В автобусе ехали 12 мужчин и 8 женщин. На остановке вышли 2 мужчин и вошли 3 женщины. Сколько пассажиров стало в автобусе?»