Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности на уроках труда (технологии) | Стахеева Татьяна Анатольевна. Работа №347276

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности на уроках труда (технологии). Описаны подходы и методы, которые способствуют развитию у школьников навыков самостоятельного планирования, исследования и выполнения проектов. Подчёркивается значимость проектно-исследовательской деятельности для формирования практических навыков, критического мышления и творческого подхода.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, труд, технология, самостоятельная работа, критическое мышление, практические навыки.

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

 

Стахеева Татьяна Анатольевна, учитель труда (технологии)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Корзуновский детский дом-школа»

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности на уроках труда (технологии). Описаны подходы и методы, которые способствуют развитию у школьников навыков самостоятельного планирования, исследования и выполнения проектов. Подчёркивается значимость проектно-исследовательской деятельности для формирования практических навыков, критического мышления и творческого подхода.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, труд, технология, самостоятельная работа, критическое мышление, практические навыки.

 

Проектно-исследовательская деятельность на уроках труда (технологии) играет важную роль в образовательном процессе, так как она позволяет школьникам развивать навыки самостоятельного исследования, критического мышления и решения практических задач. Формирование этих компетенций способствует не только освоению учебного материала, но и развитию умения применять знания на практике, что является необходимым элементом в подготовке учащихся к жизни в современном обществе.

Основной задачей учителя в формировании опыта проектно-исследовательской деятельности является создание условий, при которых учащиеся смогут самостоятельно разрабатывать и выполнять проекты, начиная с этапа планирования и заканчивая презентацией готового продукта. Этот процесс включает несколько этапов, каждый из которых требует от учеников активного участия и самостоятельности.

Первым этапом проектно-исследовательской деятельности является выбор темы проекта. Важно, чтобы тема была интересна учащимся и соответствовала их уровню подготовки. Учитель может предложить список тем, связанных с различными аспектами труда и технологий, таких как создание моделей, разработка изделий из дерева или металла, а также проекты по автоматизации или цифровому производству. Например, ученики могут выбрать проект на тему "Изготовление деревянного стула" или "Создание электронного устройства для управления освещением". Выбор темы должен стимулировать творческое мышление учащихся и мотивировать их к активной работе.

Следующим важным этапом является планирование проекта. Ученики должны научиться самостоятельно разрабатывать план выполнения проекта, распределять этапы работы и определять необходимые ресурсы. Учитель на этом этапе выполняет роль наставника, помогая ученикам структурировать их идеи и предложить реалистичные решения. Например, при проектировании мебели школьники могут разбить проект на несколько этапов: разработка чертежа, выбор материалов, подготовка инструментов и выполнение сборки. Это учит детей организованности и ответственности за выполнение каждого этапа работы.

Исследовательская часть проекта включает в себя поиск информации, анализ материалов и методов работы. Ученики должны самостоятельно находить необходимую информацию о технологиях производства, изучать свойства материалов и выбирать оптимальные решения для выполнения задания. Например, если проект связан с конструированием, учащиеся могут изучать различные конструкционные материалы, оценивать их прочность, гибкость и другие характеристики. Этот процесс помогает развивать у школьников навыки исследования и критического мышления.

Одним из ключевых этапов проектно-исследовательской деятельности является выполнение проекта на практике. Здесь учащиеся применяют свои знания и навыки для создания конечного продукта. Это может быть изготовление мебели, создание электрического устройства или работа с цифровыми технологиями. Важно, чтобы школьники не только выполняли задания, но и понимали принципы работы с инструментами, материалами и технологическими процессами. Учитель на этом этапе контролирует процесс и поддерживает учеников в случае возникновения трудностей, но основной акцент делается на самостоятельную работу учащихся.

Завершающим этапом проектной деятельности является презентация результатов. Учащиеся должны представить свой проект, объяснить процесс его выполнения и обосновать свои решения. Презентация может включать в себя демонстрацию готового изделия, отчет о проделанной работе и ответы на вопросы одноклассников и учителя. Этот этап помогает школьникам развивать навыки публичных выступлений, анализа результатов своей работы и умение аргументировать свои решения.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках труда (технологии) также способствует формированию у школьников навыков работы в команде. Многие проекты могут выполняться коллективно, что учит детей взаимодействовать друг с другом, делегировать задачи и находить компромиссы при выполнении общей задачи. Например, при работе над проектом по созданию мебели одна группа может отвечать за разработку чертежей, другая — за выбор материалов, а третья — за сборку изделия. Это развивает у школьников умение работать в команде и принимать совместные решения.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность на уроках труда (технологии) является важным инструментом для развития у школьников навыков самостоятельного планирования, критического мышления и творческого подхода. Учитель играет ключевую роль в создании условий для успешной работы учащихся, помогая им на каждом этапе проекта и стимулируя их к самостоятельности и ответственности. Эти навыки будут полезны учащимся не только в рамках школьного обучения, но и в их дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1. Байбородова, Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – № 2. – С. 94 –117.

2. Сидоров, О. В. Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии / О. В. Сидоров, С. А. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 93-97.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×