Формирование у школьников гражданственности и патриотизма через учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины | Янгиров Роман Робертович. Работа №342363
Аннотация. Статья рассматривает роль учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" в формировании у школьников гражданственности и патриотизма. Подчеркивается значимость интеграции патриотического воспитания в образовательный процесс через изучение основ безопасности, истории, культуры и защиты Родины. Приводятся примеры образовательных практик и методов, которые способствуют развитию у учащихся чувства ответственности за свою страну и понимания важности защиты национальных интересов. Особое внимание уделяется проектной деятельности, интерактивным занятиям и роли учителя в воспитании гражданских и патриотических качеств.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, основы безопасности, защита Родины, патриотическое воспитание, проектная деятельность, интерактивные занятия.
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ"
Янгиров Роман Робертович, учитель
МБОУ СОШ с. Рейдово им. Ильичёва П.И.
Аннотация. Статья рассматривает роль учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" в формировании у школьников гражданственности и патриотизма. Подчеркивается значимость интеграции патриотического воспитания в образовательный процесс через изучение основ безопасности, истории, культуры и защиты Родины. Приводятся примеры образовательных практик и методов, которые способствуют развитию у учащихся чувства ответственности за свою страну и понимания важности защиты национальных интересов. Особое внимание уделяется проектной деятельности, интерактивным занятиям и роли учителя в воспитании гражданских и патриотических качеств.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, основы безопасности, защита Родины, патриотическое воспитание, проектная деятельность, интерактивные занятия.
Формирование у школьников гражданственности и патриотизма через учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины" является важнейшей задачей современного образования. В условиях глобализации и информационной открытости, когда дети и подростки подвергаются влиянию различных культурных и идеологических течений, становится особенно актуальным воспитание у них чувства принадлежности к своей стране, понимания ее исторических и культурных ценностей, а также готовности защищать свои национальные интересы.
Учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины" предоставляет уникальные возможности для интеграции патриотического воспитания в образовательный процесс. Изучение основ безопасности помогает учащимся осознать важность защиты своего дома, семьи и страны, а также формирует у них понимание того, что гражданская ответственность начинается с личной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Например, уроки, посвященные гражданской обороне или правилам поведения в экстремальных условиях, не только обучают школьников важным навыкам, но и подчеркивают значимость коллективной ответственности за общее благополучие.
Особое внимание в процессе обучения уделяется истории и культуре страны, что способствует укреплению у учащихся чувства патриотизма. Знакомство с историческими событиями, героями и подвигами предыдущих поколений помогает школьникам осознать, какую роль сыграли их предки в защите и становлении государства. Это формирует у них уважение к прошлому и гордость за свою страну. Например, уроки, посвященные Великой Отечественной войне, могут включать в себя не только изучение исторических фактов, но и встречи с ветеранами, экскурсии в музеи, а также просмотр документальных фильмов, что позволяет учащимся глубже понять и прочувствовать значимость этих событий.
Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования гражданственности и патриотизма. В рамках проектов, связанных с изучением местных традиций, истории родного края или исследованием военных памятников, учащиеся могут самостоятельно изучать материалы, проводить исследования и представлять результаты своей работы в виде презентаций, выставок или докладов. Например, проект по созданию цифровой карты памятных мест города, связанных с историей войны, может включать в себя не только сбор информации, но и организацию экскурсий, интервью с местными жителями, что способствует более глубокому осознанию значимости сохранения исторической памяти.
Интерактивные занятия и ролевые игры также играют важную роль в воспитании патриотизма и гражданственности. Такие формы работы позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе, развивать навыки сотрудничества и критического мышления. Например, проведение ролевых игр, где школьники моделируют ситуации, связанные с защитой Родины или обеспечением безопасности в чрезвычайных ситуациях, помогает им лучше понять, какие действия необходимо предпринимать в реальной жизни, и формирует у них чувство ответственности за свои решения.
Важную роль в формировании гражданственности и патриотизма играет личный пример учителя. Учитель, который сам демонстрирует приверженность патриотическим ценностям, уважение к истории и культуре своей страны, оказывает сильное влияние на своих учеников. Например, учитель, активно участвующий в общественных и патриотических мероприятиях, может вовлекать в них своих учеников, тем самым формируя у них позитивное отношение к общественно значимой деятельности.
Таким образом, учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины" является мощным инструментом формирования у школьников гражданственности и патриотизма. Через изучение истории, культуры, основ безопасности и защиты своей страны учащиеся развивают чувство ответственности за свое будущее и будущее своей Родины. Важными элементами в этом процессе являются проектная деятельность, интерактивные занятия и личный пример учителя. Воспитание гражданских и патриотических качеств у школьников способствует их осознанию своей роли в обществе и готовности к активному участию в жизни страны, что является залогом формирования сознательных и ответственных граждан.
Список литературы
Актуальные проблемы патриотического воспитания детей и молодежи: опыт, проблемы, направления развития : материалы регион. науч
.-
практ
.
конф
. с
межрегион
. участием (г. Нижневартовск, 28 апр. 2017 г.
) / отв. ред.: Р.З. Фаттахова ; под общ. ред. В. И.
Лутовинова
. – Екатеринбург, 2017. – 398 с.
Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С.349 – 52.
Гре
вцева
Г.Я,
Ипполитова
Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Г. Я.
Гравцева
, Н.В.
Ипполитова
/ Вестник
ЮУрГГПУ
. 2015. №6.