Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы | Германн Ольга Андреевна. Работа №341414

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы. Особое внимание уделяется тому, как литературные произведения могут служить мощным инструментом для развития риторических умений, таких как аргументация, убедительное изложение мыслей, анализ и интерпретация текстов. Приводятся примеры практических методов и упражнений, направленных на развитие этих навыков, а также обсуждаются преимущества интеграции риторических задач в учебный процесс и их влияние на развитие критического мышления и коммуникативных умений у учащихся.

Ключевые слова: риторика, литературные тексты, навыки аргументации, анализ текстов, уроки литературы, критическое мышление.

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ РИТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Германн Ольга Андреевна, учитель.

МАОУ СОШ №25 с УИОП им. И.В.Грачева

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы. Особое внимание уделяется тому, как литературные произведения могут служить мощным инструментом для развития риторических умений, таких как аргументация, убедительное изложение мыслей, анализ и интерпретация текстов. Приводятся примеры практических методов и упражнений, направленных на развитие этих навыков, а также обсуждаются преимущества интеграции риторических задач в учебный процесс и их влияние на развитие критического мышления и коммуникативных умений у учащихся.

Ключевые слова: риторика, литературные тексты, навыки аргументации, анализ текстов, уроки литературы, критическое мышление.

 

Формирование у школьников навыков риторики через работу с литературными текстами на уроках литературы представляет собой важную составляющую образовательного процесса, способствующую развитию критического мышления и эффективного общения. Литература, с ее богатством языковых средств и художественных приемов, предоставляет уникальную возможность для практического освоения риторических навыков, которые включают в себя аргументацию, убеждение и структурирование мыслей.

Одним из ключевых методов формирования риторических навыков является анализ и интерпретация литературных текстов. Работая с произведениями различных жанров и эпох, учащиеся учатся выявлять и анализировать риторические приемы, используемые авторами для передачи своих идей и эмоций. Например, в процессе анализа произведений таких авторов, как Фёдор Достоевский или Лев Толстой, ученики могут изучать, как они строят свои аргументы и как их риторические стратегии влияют на восприятие текста. Это позволяет учащимся лучше понять, как использовать риторические приемы в собственных высказываниях и текстах.

Практические упражнения, направленные на развитие риторических навыков, могут включать в себя создание собственных аргументированных текстов и выступлений. Например, после чтения и анализа текста, учащиеся могут быть предложены написать эссе, в котором они должны аргументированно высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. В процессе написания эссе они учатся формулировать и структурировать свои мысли, предоставлять обоснования и использовать примеры, что развивает их навыки аргументации и убеждения.

Ролевые игры и дебаты на основе литературных произведений также являются эффективными методами для развития риторических навыков. В таких играх ученики могут выступать в роли персонажей произведения и обсуждать их действия и мотивы, используя риторические приемы для защиты своих точек зрения. Например, после прочтения романа "Анна Каренина" Льва Толстого, ученикам можно предложить организовать дебаты, в которых они будут обсуждать моральные и этические дилеммы, поднятые в произведении, и аргументированно представлять различные позиции. Такие задания способствуют развитию навыков публичного выступления и критического мышления.

Интерактивные методы, такие как групповые проекты и обсуждения, также играют важную роль в формировании риторических навыков. Работая в группах, учащиеся учатся слушать мнения других, конструктивно обсуждать идеи и строить совместные аргументы. Например, при изучении пьесы Уильяма Шекспира ученики могут быть разделены на группы и предложены создать сценарий для современной адаптации пьесы, что требует от них анализа оригинального текста и разработки убедительной аргументации для своих изменений.

Кроме того, риторические навыки можно развивать через письменные задания, такие как критические рецензии и литературные анализы. Письменные работы позволяют учащимся глубже погрузиться в текст, анализировать его элементы и выражать свои мысли в структурированной форме. Например, рецензия на произведение должна содержать обоснованные суждения и аргументы, что способствует развитию навыков аргументации и критического анализа.

Таким образом, работа с литературными текстами на уроках литературы является эффективным способом формирования риторических навыков у школьников. Анализ текстов, практические упражнения, ролевые игры, дебаты и письменные задания помогают учащимся развивать навыки аргументации, убеждения и критического мышления. Интеграция риторических задач в учебный процесс способствует не только лучшему пониманию литературных произведений, но и формированию у школьников навыков, которые будут полезны им в различных сферах жизни и учебной деятельности.

 

Список литературы

 

Бакулина Г.А. Развитие выразительности чтения

школьников в процессе изучения лирических произведений / Г.А. Бакулина // Г.А. Бакулина, И.О.

Суслопарова // Научно

-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т29. - С. 439-442.

Манашева

А. Формирование навыков выразительного чтения

/ А.

Манашева

// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII

междунар

. науч.

конф

. - 2016. -

С. 163-165.

Яворская Е.В. Современные методы формирования интонационной выразительности речи на уроках литератур

ы

/ Е.В. Яворская, А.С.

Соломкина

// Голос и коммуникации в современном мире: материалы науч.-

образоват

.

Конф

.,

посвящ

.

Междунар

. дню голоса

.(

Хабаровск, 16 апр. 2019 г.) / под ред. Н.А. Калугиной, Е.А. Лариной. – Хабаровск, 2019. - С. 111-115.

Волков А. А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св.

муч

.

Татианы

, 2001. - 480 с

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X