Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование у школьников практических навыков первой помощи: от теории к практике | Буренкова Ираида Юрьевна. Работа №349426

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования у школьников практических навыков оказания первой помощи и принципы организации образовательного процесса, направленного на развитие таких умений. Особое внимание уделяется этапам перехода от теоретического усвоения материала к его практическому применению. Описаны ключевые методики, которые позволяют эффективно преподавать навыки первой помощи в рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается роль наглядности, практических занятий и ситуационных задач в развитии у учащихся уверенности и готовности к действиям в экстренных ситуациях.

Ключевые слова: первая помощь, практические навыки, школьное образование, основа безопасности жизнедеятельности, учебный процесс, ситуационные задачи.

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

 

Буренкова Ираида Юрьевна, учитель ОБЗР

МКОУ ООШ п. Плотбище Малмыжского района Кировской области

 

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования у школьников практических навыков оказания первой помощи и принципы организации образовательного процесса, направленного на развитие таких умений. Особое внимание уделяется этапам перехода от теоретического усвоения материала к его практическому применению. Описаны ключевые методики, которые позволяют эффективно преподавать навыки первой помощи в рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается роль наглядности, практических занятий и ситуационных задач в развитии у учащихся уверенности и готовности к действиям в экстренных ситуациях.

Ключевые слова: первая помощь, практические навыки, школьное образование, основа безопасности жизнедеятельности, учебный процесс, ситуационные задачи.

 

Формирование у школьников навыков оказания первой помощи — важнейший аспект их подготовки к жизни в современном обществе, требующий системного и продуманного подхода. Переход от теории к практике, который особенно актуален в обучении основам безопасности жизнедеятельности, позволяет воспитать не только техническую грамотность, но и психологическую готовность к действиям в условиях стресса. Навыки оказания первой помощи не только помогают школьникам понять ценность человеческой жизни, но и формируют у них ответственность за свое поведение и поведение окружающих в критических ситуациях.

Теоретическая база является фундаментом, на котором строится вся структура обучения первой помощи. Знание базовых правил оказания помощи в случае травм, потери сознания или сердечно-легочной недостаточности необходимо для понимания общей концепции реагирования на чрезвычайные ситуации. Теоретические знания дают учащимся представление о том, как действовать в тех или иных ситуациях, позволяют понять суть алгоритмов первой помощи, а также физиологические процессы, происходящие в организме пострадавшего. Глубокое усвоение теоретического материала помогает создать основу для последующих практических занятий и повышает качество выполнения упражнений на практике.

Одним из ключевых компонентов успешного формирования практических навыков первой помощи является наглядность. Использование наглядных материалов, таких как схемы, видеоматериалы и манекены для отработки сердечно-легочной реанимации, позволяет учащимся наглядно увидеть, как должны выглядеть правильные действия. Практика показывает, что визуализация процессов первой помощи способствует лучшему усвоению информации, так как помогает учащимся наглядно оценить правильность своих действий, избегая при этом ошибок. Работая с манекенами, школьники получают уникальный опыт, который позволяет закрепить знания на уровне рефлекторных действий, особенно когда речь идет о таких техниках, как искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Переход от теории к практике требует пошагового подхода, где каждое действие и каждое правило закрепляется через повторение и отработку. Важным этапом этого процесса является организация практических занятий, в которых учащиеся могут в контролируемой среде отработать основные приемы. Например, для освоения навыков по остановке кровотечения, наложению повязок, выполнению сердечно-легочной реанимации школьникам предлагается практика в парах или на манекенах, что помогает повысить уровень их уверенности и автоматизировать действия. Практика позволяет школьникам прочувствовать, как именно они должны реагировать, как правильно выполнять движения и как избежать распространенных ошибок.

Наряду с практическими занятиями важным методом формирования у школьников навыков первой помощи являются ситуационные задачи. Создание условных сценариев, где учащиеся сталкиваются с моделированными травмами и опасностями, помогает развивать способность принимать решения и действовать в условиях стресса. В таких заданиях, ориентированных на симуляцию реальных ситуаций, школьники учатся быстро оценивать обстановку, принимать решения и работать в условиях ограниченного времени. Ситуационные задачи можно моделировать различными способами, от создания ролей участников до использования декораций или специального оборудования, что делает занятия не только обучающими, но и интересными для учащихся. Эти упражнения помогают вырабатывать у школьников уверенность в собственных силах и развивают способность к работе в команде, что играет важную роль при оказании помощи пострадавшим в условиях, приближенных к реальности.

Психологическая подготовка также является важным компонентом формирования практических навыков оказания первой помощи, ведь готовность к действиям в условиях стресса требует уверенности и самообладания. На занятиях школьники изучают основы психологии поведения в экстремальных ситуациях, учатся контролировать свои эмоции и правильно реагировать на стрессовые ситуации. Развитие эмоциональной устойчивости — это важный аспект обучения первой помощи, так как именно способность оставаться спокойным и собранным помогает эффективно реагировать и выполнять необходимые действия. Поддержка педагога и его пример играют ключевую роль в создании у учащихся психологической устойчивости и уверенности в своих силах.

Особую роль в обучении первой помощи играет использование современных мультимедийных технологий и специализированного оборудования. Современные мультимедийные программы и компьютерные симуляторы позволяют воспроизвести на экране ситуации, которые трудно смоделировать в учебной аудитории. Такие технологии позволяют школьникам увидеть, как должны происходить действия, а также оценить их правильность с помощью автоматизированных систем. Применение специализированного оборудования и симуляторов способствует более точной отработке навыков и пониманию, как правильно оказывать первую помощь в конкретных условиях.

Неотъемлемой частью процесса обучения первой помощи является контроль и оценка уровня усвоения навыков. Оценивание помогает педагогу понять, какие аспекты материала учащиеся освоили успешно, а над какими следует поработать дополнительно. Контрольные задания могут включать как теоретические вопросы, так и практические упражнения, в которых учащиеся демонстрируют свои умения. Педагогическая поддержка и своевременная коррекция действий учащихся позволяют им избегать типичных ошибок и развивать уверенность в своих силах.

Таким образом, процесс формирования у школьников практических навыков первой помощи представляет собой последовательный переход от теоретических знаний к практическим действиям, где значительную роль играют наглядность, моделирование ситуаций и эмоциональная подготовка. Применение современных технологий и систематический контроль уровня усвоения материала позволяют педагогам повышать качество обучения и способствовать развитию у школьников уверенности и готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Развитие этих навыков не только повышает их шансы на успешное оказание первой помощи, но и формирует важные личностные качества, необходимые для ответственного и зрелого подхода к жизни в современном обществе.

 

Список литературы

1. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М. В. Гараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 932-934.

2. Николаева Т. Н. Разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи / Т. Н. Николаева, Е. С. Булычева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 72-76.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×