Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Мой кабинет. Работа №354346

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В  статье рассматривается актуальная проблема формирования у школьников с ОВЗ здорового образа жизни.В статье рассматривается актуальная проблема формирования здорового образа жизни школьников  с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации. Приводятся примеры оздоровительных технологий, используемых в  коррекционной школе. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования здорового образа жизни школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации. Приводятся примеры оздоровительных технологий, используемых в коррекционной школе. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности.

На современном этапе развития общества как никогда актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка с самого раннего детства. Ребенок — это барометр, реагирующий на любые изменения во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.
В этой связи приоритетной задачей, стоящей перед учителями, работаюших с детьми с ОВЗ, являются: оценка актуального состояния и резервов здоровья детей в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей. Это требует модернизации содержания учебных программ, разработки и апробации оздоровительных технологий обучения, оздоровления образовательной среды и общего образования в целом. Значимость такой работы определяется, во-первых, массовым ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения: до 99% выпускников общеобразовательной школы хронически больные люди; во-вторых, здоровьезатратностью самого общего образования; с момента поступления ребенка в школу и до ее окончания нагрузки на ученика возрастают от 300 до 450%, а процент здоровых школьников уменьшается с 16-25% (в зависимости от региона) до 1—10%, в-третьих, возможности учебных дисциплин в формировании у подрастающего поколения здорового образа жизни как условия безопасной жизнедеятельности не только не используются в полной мере на практике. Выбор педагогических средств, обеспечивающих создание в школе здоровьесберегающей образовательной среды, оздоровление субъектов образования, приобщение младших школьников к здоровому и безопасному образу жизни. Проведенная в данном аспекте работа позволила сделать вывод: уровень сформированности у младших школьников осознанного отношения к здоровому образу жизни довольно низкий.
Предметные уроки в школе могут стать одним из мощнейших факторов формирования у школьников осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни. В этой связи предпочтительно использование следующих оздоровительных технологий.

Энергия цвета. При оформлении учебных кабинетов необходимо правильно подбирать цветную гамму, так как каждый цвет воздействует на обучаемого сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом, психологическом, гармонизирует, витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.

Музыкальные паузы. Для уменьшения напряженности применяются музыкальные произведения: Кантата № 2 Баха, «Лунная соната» Бетховена, Соната ре-минор Прокофьева и другие. Для общего успокоения — прелюдии Шопена, мелодии Рубинштейна.

 

Динамические паузы:

В нашей школе проводятся на 2 и 3 перемене. Такие паузы помогают снять эмоциональное напряжение и настроиться на работу.

Фитоэргономика. Не менее важно и использование на уроках эфирных масел лекарственных растений. Во флоре Челябинской области около 250 видов лекарственных растений, многие их них являются адаптогенными, способными повышать защитные функции организма (пихта, сосна, ель). Эфирное масло лимонника возбуждает, повышает производительность учебного труда, снимает напряжение, действуя на гипофиз и гипоталамус. Мята перечная восстанавливает силы, устраняет нервозность.

Физминутки. Они необходимы для повышения умственной работоспособности и эмоционального тонуса, уменьшения статической нагрузки на позвоночник и предупреждения нарушения осанки. Оздоровительные физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Дыхательная гимнастика является важным восстановительно-профилактическим средством. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию: дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

На уроках во время валеологической паузы можно использовать такое упражнение: вдох левой ноздрей — выдох правой и наоборот; выдох толчками; глубокий вдох — на выдохе произносим «а-о-у-и-ы-э» (следим за артикуляциеи); глубокий вдох — на выдохе проговаривание скороговорки.

Массаж биологически активных точек и рефлексогенных зон. Упражнения включают самомассаж ушных раковин, массаж пальцев, упражнения для снятия напряжения с внутренних и наружных мышц глаз. Примеры таких упражнений: «Кнопки мозга», «Точка — компьютер» и др.

Гимнастика для мозга. Во многом творческие способности мозга зависят от того, насколько хорошо взаимодействуют между собой его отделы. Для этого можно использовать упражнения: «Перекрестные шаги», «Ленивые восьмерки», «Двойной рисунок» и другие.

Ролевые игры — один из наиболее эффективных приемов обучения. Применение на уроках игровых технологий («Снежный ком», «Покупки», «Животные», «Найди лишнее слово» и др.) в комплексе с другими приемами н методами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучеиие предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть нндивидуальность детей.

Рисование способствует не только отдыху, но и запоминанию сказанного, так как при этом происходит соединение образного и понятийного в познавательной деятельности. К примеру, предложив ученикам задание нарисовать то, о чем шла речь в тексте, который они до этого прослушали, можно проконтролировать у них навыки аудирования.


Положительный эмоциональный настрой учителя и класса заключается в создании благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений, а также эмоционального тонуса, поддержанию которого способствуют традиционные ритуалы.

Таким образом, любое целенаправленное воздействие на школьника с ОВЗ имеет общую цель — сохранение и укрепление его здоровья, становление здорового образа жизни как необходимого условия безопасной жизнедеятельности. При этом учителю необходимо в полной мере использовать комплексный подход в формировании благополучия младшего школьника, сопряженного с благополучием социально-природной среды .

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×