Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся | Носкова Светлана Евгеньевна. Работа №338165
В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека. Изменился образ современного школьника и, как следствие, его запросы на обучение. Если еще совсем недавно актуальными для выпускников были знания и умения, которыми они овладевали на уроках, то сейчас их больше волнует, как получать эти знания самостоятельно.
Следовательно, должна меняется направленность обучения: учитель должен не только преподнести информацию в понятной и доступной форме, но и дать в руки ученику тот инструментарий, с помощью которого он сам, без помощи учителя смог бы эти знания добывать.
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Внаше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека. Изменился образ современного школьника и, как следствие, его запросы на обучение. Если еще совсем недавно актуальными для выпускников были знания и умения, которыми они овладевали на уроках, то сейчас их больше волнует, как получать эти знания самостоятельно.
Следовательно, должна меняется направленность обучения: учитель должен не только преподнести информацию в понятной и доступной форме, но и дать в руки ученику тот инструментарий, с помощью которого он сам, без помощи учителя смог бы эти знания добывать.
Существенной поддержкой в этом могут быть современные педагогические технологии, направленные на овладение способами передачи и обработки информации.
Одной из них является технология«Развитие критического мышления».
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями XXI века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Сущность применения элементов технологииразвития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Данная технология может использоваться в условиях обучения учащихся по УМК «Школа России» и соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия.
Приемы, используемые на уроках:
«Дерево предсказаний».Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работыс данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Круги по воде».Опорное слово-это изучаемоепонятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
«Чтение с остановками».Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможностьпофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
«Бортовой журнал».Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?
«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.
«Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, котороепоможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложенияфиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
«Отсроченная догадка».Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока, в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, русского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.