Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках истории и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС | Шуликова Елена Александровна. Работа №345274
Аннотация. В статье рассматривается формирование учебно-познавательной мотивации у школьников на уроках истории и во внеурочное время в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор акцентирует внимание на современных требованиях к образовательному процессу и роли учителя в создании условий для развития интереса к истории у обучающихся. В статье предложены примеры и методы, способствующие повышению мотивации, такие как использование активных методов обучения, проектная деятельность и внеурочные мероприятия, направленные на поддержание интереса к предмету.
Ключевые слова: учебно-познавательная мотивация, история, ФГОС, активные методы обучения, проектная деятельность, внеурочная деятельность.
Формирование учебно-познавательноЙ мотивации на уроках истории и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС
Шуликова Елена Александровна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Чикманская СОШ» Чулымского района
Аннотация. В статье рассматривается формирование учебно-познавательной мотивации у школьников на уроках истории и во внеурочное время в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор акцентирует внимание на современных требованиях к образовательному процессу и роли учителя в создании условий для развития интереса к истории у обучающихся. В статье предложены примеры и методы, способствующие повышению мотивации, такие как использование активных методов обучения, проектная деятельность и внеурочные мероприятия, направленные на поддержание интереса к предмету.
Ключевые слова: учебно-познавательная мотивация, история, ФГОС, активные методы обучения, проектная деятельность, внеурочная деятельность.
Формирование учебно-познавательной мотивации у школьников является одной из ключевых задач современного образования, особенно в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Согласно требованиям ФГОС, обучение должно не только способствовать усвоению знаний, но и развивать у обучающихся познавательные интересы, критическое мышление и способность к саморазвитию. На уроках истории эта задача стоит особенно остро, так как объём материала велик, а информация может показаться школьникам слишком абстрактной или далёкой от их повседневной жизни. В этой связи учителю необходимо создать условия, которые помогут учащимся не только освоить материал, но и сформировать устойчивую мотивацию к его изучению.
Одним из эффективных способов повышения учебно-познавательной мотивации на уроках истории является использование активных методов обучения. В рамках ФГОС учитель не должен ограничиваться только передачей информации — важно вовлечь школьников в процесс обучения, сделать их активными участниками образовательного процесса. Например, можно использовать метод дискуссий, когда ученики обсуждают исторические события, сравнивают различные точки зрения и аргументируют свои позиции. Такой подход развивает критическое мышление и позволяет ученикам почувствовать себя не пассивными потребителями знаний, а исследователями, способными самостоятельно делать выводы на основе анализа исторических фактов.
Примером успешного применения активных методов может служить проведение ролевых игр. При изучении темы «Февральская революция» учитель может предложить учащимся принять роли различных исторических личностей — от рабочих и солдат до представителей Временного правительства. В ходе игры школьники не только лучше усваивают материал, но и начинают глубже понимать мотивы и действия участников событий, что способствует развитию интереса к предмету. Важно, чтобы учитель выступал не только как источник знаний, но и как модератор, направляющий дискуссию и помогающий учащимся делать осознанные выводы.
Особое место в формировании мотивации занимает проектная деятельность. В рамках ФГОС проектная работа считается важным элементом образовательного процесса, так как она позволяет учащимся углубленно изучать интересующие их темы и развивать навыки самостоятельного исследования. На уроках истории ученикам можно предложить выполнить проекты на самые разные темы — от исследования жизни средневекового города до анализа культурного наследия эпохи Возрождения. Важно, чтобы проекты были не просто сбором информации, а содержали элементы анализа и оценки исторических событий. Например, учащиеся могут подготовить презентацию на тему «Как Великая депрессия повлияла на политическую жизнь США?», где они представят своё понимание событий и их последствий. Проектная деятельность стимулирует интерес к изучаемому материалу, так как позволяет ученикам проявлять инициативу и работать с теми аспектами темы, которые им наиболее интересны.
Кроме того, для поддержания учебно-познавательной мотивации важно использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Сегодняшние школьники активно используют цифровые технологии в повседневной жизни, и интеграция этих технологий в образовательный процесс может значительно повысить их интерес к предмету. Например, использование интерактивных карт, виртуальных экскурсий по историческим музеям или работа с онлайн-архивами позволяет ученикам почувствовать связь с реальными историческими объектами и событиями. Эти методы особенно эффективны при изучении древней истории, когда школьники могут «посетить» такие места, как Древний Рим или Египет, используя цифровые инструменты. Таким образом, использование ИКТ помогает сделать уроки истории более наглядными и увлекательными, что, безусловно, способствует повышению учебной мотивации.
Внеурочная деятельность также играет важную роль в формировании учебно-познавательной мотивации. ФГОС уделяет большое внимание внеурочным мероприятиям, которые дополняют основное обучение и способствуют развитию интереса к предмету. Экскурсии в музеи, посещение исторических мест или участие в исторических конкурсах и олимпиадах могут стать мощным мотивирующим фактором для учащихся. Например, экскурсия в местный музей, связанный с событиями Великой Отечественной войны, может оставить глубокий эмоциональный след у школьников и стимулировать их к более детальному изучению этой темы. Такие мероприятия помогают учащимся почувствовать живую связь с историей, что делает изучение предмета более личным и значимым для них.
Ещё одним эффективным методом мотивации является участие в исторических реконструкциях. Такие мероприятия позволяют школьникам буквально «окунуться» в прошлое, примерив на себя роль участников исторических событий. Например, реконструкция рыцарских турниров или быта древнерусского поселения может стать не только увлекательным занятием, но и глубоким образовательным опытом, развивающим интерес к изучению различных исторических эпох. Ученики начинают воспринимать историю не как набор сухих фактов и дат, а как живой процесс, в котором они могут участвовать.
Таким образом, формирование учебно-познавательной мотивации на уроках истории и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС требует от учителя использования разнообразных методов и подходов. Активные методы обучения, проектная деятельность, интеграция ИКТ и организация внеурочных мероприятий создают условия, при которых ученики становятся не просто пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Важно, чтобы каждый ученик мог найти в изучении истории что-то своё, что будет его вдохновлять и мотивировать на дальнейшее погружение в предмет. В этом контексте роль учителя заключается в том, чтобы не только передавать знания, но и создавать условия для пробуждения познавательного интереса и формирования устойчивой мотивации к изучению истории.
Список литературы
Дорошенко
Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2015.
— № 24 (104). — С. 937-943. — URL:
https://moluch.ru/archive/104/24375/
(дата обращения: 27.09.2024).
Кабыткина
И.Б. Познавательная активность студентов: проблемы и пути повышения // МНИЖ. 2021. №6-4 (108). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-studentov-problemy-i-puti-povysheniya
(дата обращения: 2
7
.09.2024).
Славская
И.В.
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории // Проблемы педагогики. 2020. №1 (46). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-poznavatelnoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-samorazvitiya-i-samorealizatsii-lichnosti-s-primeneniem-netraditsionnyh
(дата обращения: 27.09.2024).
Толстокорова
О.В. Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №3 (12). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-na-urokah-istorii
(дата обращения: 27.09.2024).