Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование учебных навыков у детей с ЗПР: эффективные методики и технологии | Грищенко Виктория Викторовна. Работа №338564

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования учебных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и подчеркивается необходимость применения индивидуального подхода в образовательном процессе. Автор анализирует  ключевые  аспекты индивидуализации обучения, такие как дифференцированное обучение, использование адаптивных технологий, а также применение разнообразных методик и игр, способствующих развитию учебных навыков.  Особое внимание уделяется роли педагогов в  индивидуализации  образовательного  процесса, подчеркивая  важность  профессиональной  компетенции  и  готовности  к  работе  с  разными  учениками. 

Ключевые слова: Задержка психического развития (ЗПР), индивидуализация обучения, адаптивные технологии, учебные навыки.

 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

 

Грищенко Виктория Викторовна, учитель-дефектолог

ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования учебных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и подчеркивается необходимость применения индивидуального подхода в образовательном процессе. Автор анализирует ключевые аспекты индивидуализации обучения, такие как дифференцированное обучение, использование адаптивных технологий, а также применение разнообразных методик и игр, способствующих развитию учебных навыков. Особое внимание уделяется роли педагогов в индивидуализации образовательного процесса, подчеркивая важность профессиональной компетенции и готовности к работе с разными учениками.

Ключевые слова: Задержка психического развития (ЗПР), индивидуализация обучения, адаптивные технологии, учебные навыки.

 

В современном обществе все больше внимания уделяется вопросам обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Формирование учебных навыков у детей с ЗПР требует особого подхода и специальных методик. Отличительные особенности психического развития этих детей, такие как ограниченные возможности восприятия информации, затруднения в усвоении знаний и навыков, требуют применения эффективных методик и технологий.

Одной из основных задач в формировании учебных навыков у детей с ЗПР является создание специально адаптированных программ, учитывающих их индивидуальные особенности. Важно разрабатывать методики, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, моторики и других когнитивных процессов.

Одним из эффективных методов является индивидуализация образовательного процесса.

Индивидуализация образовательного процесса - это персонализированный подход, который учитывает особенности каждого ребенка и создает условия для его успешного обучения. Она основывается на принципе равенства возможностей, учитывает индивидуальные потребности и способности каждого ученика.

Один из подходов к индивидуализации образовательного процесса - это дифференцированное обучение. Оно предполагает разделение учебной группы на подгруппы в зависимости от уровня усвоения материала и способностей каждого ребенка. Такой подход позволяет более гибко адаптировать образовательную программу к потребностям каждого ребенка и позволяет им достигать лучших результатов в обучении.

Другой метод индивидуализации образовательного процесса - это использование адаптивных технологий. С их помощью можно применять различные обучающие материалы и программы, которые визуально и интерактивно представляют учебный материал, развивают способности детей и помогают им учиться более эффективно.

Кроме того, важным элементом индивидуализации образовательного процесса является использование разнообразных методик и игр, которые способствуют развитию учебных навыков. Например, такие игры, как "Угадай слово", "Раскрась по цифрам" и другие, помогают детям учиться буквам, цифрам, формам и расширяют их словарный запас.

Важно отметить, что индивидуализация образовательного процесса требует профессиональной компетенции педагогов. Они должны быть готовы к работе с разными учениками, уметь адаптировать материал и методики обучения в соответствии с потребностями каждого ребенка.

Формирование учебных навыков у детей с ЗПР требует особого внимания и применения специальных методик, учитывающих их индивидуальные особенности и уровень развития. Основные направления работы:

1. Развитие познавательной сферы:

Игры на развитие внимания и памяти: Дидактические игры, игры с правилами, игры на запоминание последовательностей, пазлы, лото.

Игры на развитие логического мышления: Сортировка по признакам, классификация, решение логических задач, игры с блоками (Кубики Никитина, LEGO).

Развитие речи: Артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игры на развитие словарного запаса, чтение сказок с элементами драматизации, рассказывание по картинкам.

Развитие мелкой моторики: Лепка, рисование, конструирование, игры с мелкими предметами, мозаика, пазлы.

2. Создание благоприятной образовательной среды:

Использование ярких, интересных и доступных дидактических материалов: Картинки, модели, муляжи, игры.

Создание комфортной атмосферы успеха: Похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

Сотрудничество с родителями: Информирование родителей о прогрессе ребенка, подача конкретных рекомендаций по организации домашнего обучения.

Важно помнить:

- Индивидуальный подход к каждому ребенку является ключевым условием успешного формирования учебных навыков.

- Обучение должно быть интересным и занимательным для ребенка, использование игровых техник повышает мотивацию к обучению.

- Необходимо учитывать темп развития ребенка и не торопиться с предоставлением новой информации.

- Создайте благоприятную атмосферу успеха и поддерживайте ребенка в его учебных стремлениях.

Дополнительные рекомендации:

- Используйте разнообразные методики и техники, сочетайте индивидуальную работу с групповыми занятиями.

- Привлекайте родителей к процессу обучения, создайте единый подход к развитию ребенка.

- Проводите регулярную диагностику учебных навыков ребенка и корректируйте программу обучения в соответствии с его потребностями.

 

Список литературы

1. Смирнова, Е.О. Развитие познавательной сферы детей с ЗПР. М.: Академия, 2008.

2. Волошина, Е.В. Формирование учебных навыков у детей с ЗПР: опыт и перспективы. Современные проблемы науки и образования, № 1, 2017, с. 27-32.

3. Кузнецова, М.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР: индивидуальный подход к обучению и развитию. Вестник Московского городского педагогического университета, № 3, 2019, с. 95-102.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×