«Формирование учебных навыков во время образовательной деятельности в детском саду» «Формирование учебных навыков во время образовательной деятельности в детском саду» Воспитатель МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п.Уразово Валуйского района Белгородской области Абросимова Лидия Васильевна Всесторонний анализ развития ребёнка до школы на протяжении ряда лет, организация детской деятельности, наблюдение общего развития ребёнка позволяет сделать вывод, что основными задачами дошкольного образования остаются: всемерное укрепление здоровья детей, совершенствование развитие познавательных интересов, способности к анализу, к самоконтролю самооценки при выполнении работ, к формированию навыков учебной деятельности. Практика работы в детских садах показывает, что на первое место в своей работе по данной теме мы ставим общее развитие ребёнка. Современные дети много видят, слышат или читают, с ними активно занимаются. На ООД в детском саду мы даём детям не только определённый запас знаний, но и развиваем умения ими пользоваться: рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Для чего часто практикуем такие вопросы: «А что если…?», «Как ты думаешь почему?» Это позволяет проверить интеллектуальные способности, определяющие общее развитие. Вторым необходимым элементом, является развитие внимания к памяти, как необходимому компоненту обучения в школе. Осложнениями на ООД с дошкольниками часто являются – неустойчивость внимания, трудности переключения или же постоянное отвлечение, низкий объём памяти, трудности произвольного запоминания. Причиной этому иногда становятся неудовлетворительное здоровье, эмоциональное напряжение, переутомление. Для этого в саду ООД проходят в спокойной, знакомой обстановке, практикуем частое повторение пройденного материала. Задания типа «дорисуй орнамент», «придумай окончание истории», «закончи окончание фразы» позволяют увидеть не только способности ребёнка обобщать, классифицировать предметы, но и его умение к наглядно – образным, словесно – логическим действиям. С помощью заданий « определи время года», «разложи картинки по порядку» мы уточняем, каким элементарным запасом сведений и знаний об окружающем мире, быте владеет ребёнок. Использование сложных вопросов на ООД со старшими дошкольниками, таких как « Как ты думаешь, почему на крышах домов висят сосульки?» позволяют нам увидеть, способен ли ребёнок самостоятельно рассуждать. Речевое развитие – ведущий компонент развития ребёнка. Без него обучение в школе не только затруднено, но и практически невозможно. Однако, несформированность речи встречается сегодня почти у 60% старших школьников. В основном это нарушение звукопроизношения, трудности звукобуквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинкам. В нашем детском саду решением этих задач занимаемся мы в логопедической группе. Развитие движений и пространственная ориентация тоже очень важный показатель готовности к школе. Почти все движения, которые мы формируем у ребёнка произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам мы стремимся сформировать у каждого ребёнка элементарные двигательные действия (особенно бытовые). Не сформирование моторных действий – основа трудности обучения письму. Поэтому на ООД в логопедической группе мы особое внимание уделяем способности детей манипулировать мелкими предметами, умению правильно держать карандаш, ручку, и выполнять простые графические движения ( рисовать круг, квадрат, треугольник, горизонтальные и вертикальные линии). При это добиваемся чёткого штриха, ровных без разрыва линий, все задания выполняются медленно под чёткой инструкцией. Значительным для обучения в школе являются зрительно – пространственное восприятие и зрительно – моторная координация. Задания типа: « прыгни в середину круга», «пройди по линии», соедини точки и звёздочки ровными линиями», «пальчики здороваются», делаем зарядку», «дорисуй рисунки». Практика нашей работы показывает, что успешность психологической адаптации ребёнка к школе определяет его личностное развитие, как результат взаимодействия ребёнка и окружающих, как он относится к новой деятельности, умеет ли работать самостоятельно, как оценивает качество и результат своей работы, способен ли выстраивать адекватное отношение в ходе своей работы. Здоровье ребёнка – один из самых главных факторов, определяющих успехи и трудности обучения. Для детей с отклонениями в здоровье характерны: низкая работоспособность, повышенная утомляемость, трудности в работе и на ООД. Поэтому все ООД проходят в игровой форме, обязательно включены двигательные и музыкальные моменты. Стержнем работы здесь является особый подход, оберегающий и укрепляющий психику ребёнка. Сюда мы относим не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков – потребности умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой, не забывать о водных процедурах, систематических занятиях физкультурой, но здесь речь ведём и обо всём укладе жизни дошкольного учреждения, где нами создаются комфортные условия для детской деятельности. Принцип отбора содержания, образования оберегающего здоровье ребёнка – это, прежде всего положительная направленность во всём. К примеру, давая представления о правильном питании, мы рассказываем, что полезно организму, отправляясь на экскурсию, привлекаем внимание детей к ухоженности сада, к тому, как дышится в тени деревьев. Отрицательная информация вселяет в ребёнка чувство тревоги. Процесс воспитания сегодня мы всё больше связываем с социальным развитием ребёнка, с обладанием им правилами и нормами поведения в обществе, что формируем в детском учреждении, в детском сообществе. Осознание своего «я», «своих возможностей», умение понять партнёра, его возможности и выстроить на этой основе отношения с ним, всё это происходит благодаря детскому сообществу. Кроме этого мы воспитываем в детях чувство толерантности – терпению к мнению других, умение признавать и уважать право других. Использование разнообразных форм работы, даёт определённые результаты. Анализ успеваемости наших выпускников на протяжении многих лет позволяет делать вывод, что последнее имеет тенденцию к повышению. Используемая литература: • Житникова Л.М . Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. -М., 1985 • Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1982. -№1,- С. 38-41. • "Методы развития памяти, образного мышления, воображения." И.Ю.Матюгин, И.К.Рыбникова - М.: Эйдос, 1996. • - ☼
Автор: Абросимова Лидия Васильевна
«Формирование учебных навыков во время образовательной деятельности в детском саду»
Воспитатель МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п.Уразово
Валуйского района Белгородской области
Абросимова Лидия Васильевна
Всесторонний анализ развития ребёнка до школы на протяжении ряда лет, организация детской деятельности, наблюдение общего развития ребёнка позволяет сделать вывод, что основными задачами дошкольного образования остаются: всемерное укрепление здоровья детей, совершенствование развитие познавательных интересов, способности к анализу, к самоконтролю самооценки при выполнении работ, к формированию навыков учебной деятельности.
Практика работы в детских садах показывает, что на первое место в своей работе по данной теме мы ставим общее развитие ребёнка. Современные дети много видят, слышат или читают, с ними активно занимаются. На ООД в детском саду мы даём детям не только определённый запас знаний, но и развиваем умения ими пользоваться: рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Для чего часто практикуем такие вопросы: «А что если…?», «Как ты думаешь почему?» Это позволяет проверить интеллектуальные способности, определяющие общее развитие.
Вторым необходимым элементом, является развитие внимания к памяти, как необходимому компоненту обучения в школе. Осложнениями на ООД с дошкольниками часто являются – неустойчивость внимания, трудности переключения или же постоянное отвлечение, низкий объём памяти, трудности произвольного запоминания.
Причиной этому иногда становятся неудовлетворительное здоровье, эмоциональное напряжение, переутомление. Для этого в саду ООД проходят в спокойной, знакомой обстановке, практикуем частое повторение пройденного материала.
Задания типа «дорисуй орнамент», «придумай окончание истории», «закончи окончание фразы» позволяют увидеть не только способности ребёнка обобщать, классифицировать предметы, но и его умение к наглядно – образным, словесно – логическим действиям. С помощью заданий « определи время года», «разложи картинки по порядку» мы уточняем, каким элементарным запасом сведений и знаний об окружающем мире, быте владеет ребёнок.
Использование сложных вопросов на ООД со старшими дошкольниками, таких как « Как ты думаешь, почему на крышах домов висят сосульки?» позволяют нам увидеть, способен ли ребёнок самостоятельно рассуждать.
Речевое развитие – ведущий компонент развития ребёнка. Без него обучение в школе не только затруднено, но и практически невозможно. Однако, несформированность речи встречается сегодня почти у 60% старших школьников. В основном это нарушение звукопроизношения, трудности звукобуквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинкам. В нашем детском саду решением этих задач занимаемся мы в логопедической группе.
Развитие движений и пространственная ориентация тоже очень важный показатель готовности к школе. Почти все движения, которые мы формируем у ребёнка произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам мы стремимся сформировать у каждого ребёнка элементарные двигательные действия (особенно бытовые). Не сформирование моторных действий – основа трудности обучения письму. Поэтому на ООД в логопедической группе мы особое внимание уделяем способности детей манипулировать мелкими предметами, умению правильно держать карандаш, ручку, и выполнять простые графические движения ( рисовать круг, квадрат, треугольник, горизонтальные и вертикальные линии). При это добиваемся чёткого штриха, ровных без разрыва линий, все задания выполняются медленно под чёткой инструкцией.
Значительным для обучения в школе являются зрительно – пространственное восприятие и зрительно – моторная координация. Задания типа: « прыгни в середину круга», «пройди по линии», соедини точки и звёздочки ровными линиями», «пальчики здороваются», делаем зарядку», «дорисуй рисунки».
Практика нашей работы показывает, что успешность психологической адаптации ребёнка к школе определяет его личностное развитие, как результат взаимодействия ребёнка и окружающих, как он относится к новой деятельности, умеет ли работать самостоятельно, как оценивает качество и результат своей работы, способен ли выстраивать адекватное отношение в ходе своей работы.
Здоровье ребёнка – один из самых главных факторов, определяющих успехи и трудности обучения. Для детей с отклонениями в здоровье характерны: низкая работоспособность, повышенная утомляемость, трудности в работе и на ООД. Поэтому все ООД проходят в игровой форме, обязательно включены двигательные и музыкальные моменты. Стержнем работы здесь является особый подход, оберегающий и укрепляющий психику ребёнка. Сюда мы относим не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков – потребности умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой, не забывать о водных процедурах, систематических занятиях физкультурой, но здесь речь ведём и обо всём укладе жизни дошкольного учреждения, где нами создаются комфортные условия для детской деятельности. Принцип отбора содержания, образования оберегающего здоровье ребёнка – это, прежде всего положительная направленность во всём. К примеру, давая представления о правильном питании, мы рассказываем, что полезно организму, отправляясь на экскурсию, привлекаем внимание детей к ухоженности сада, к тому, как дышится в тени деревьев. Отрицательная информация вселяет в ребёнка чувство тревоги.
Процесс воспитания сегодня мы всё больше связываем с социальным развитием ребёнка, с обладанием им правилами и нормами поведения в обществе, что формируем в детском учреждении, в детском сообществе. Осознание своего «я», «своих возможностей», умение понять партнёра, его возможности и выстроить на этой основе отношения с ним, всё это происходит благодаря детскому сообществу.
Кроме этого мы воспитываем в детях чувство толерантности – терпению к мнению других, умение признавать и уважать право других.
Использование разнообразных форм работы, даёт определённые результаты. Анализ успеваемости наших выпускников на протяжении многих лет позволяет делать вывод, что последнее имеет тенденцию к повышению.
Используемая литература:
· Житникова Л.М . Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. -М., 1985
· Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1982. -№1,- С. 38-41.
· "Методы развития памяти, образного мышления, воображения." И.Ю.Матюгин, И.К.Рыбникова - М.: Эйдос, 1996.
· - "Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей" Павлова Л.Н., Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф. , Булычева А. И., Бурлакова И. А., Варенцова Наталия Сергеевна, Денисенкова Н. С., Маврина И. В., Урадовских Г. В., Федосова Н. А. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г. - 192 c.
· - "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" Новикова В.П., Тихонова Л.И. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.