Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии | Тараскина Евгения Михайловна. Работа №345401

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии. Подчеркивается важность развития у учащихся способности эффективно использовать карты для анализа, интерпретации и визуализации географической информации. Приведены примеры практических заданий и упражнений, направленных на развитие картографической грамотности и пространственного мышления. Особое внимание уделено интеграции современных цифровых картографических ресурсов в учебный процесс, что способствует повышению интереса к предмету и улучшению качества обучения.

Ключевые слова: картографический материал, география, картографическая грамотность, пространственное мышление, цифровые карты, анализ данных.

Формирование умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии

 

Тараскина Евгения Михайловна, учитель географии

МБОУ Лицей №103 «Гармония»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии. Подчеркивается важность развития у учащихся способности эффективно использовать карты для анализа, интерпретации и визуализации географической информации. Приведены примеры практических заданий и упражнений, направленных на развитие картографической грамотности и пространственного мышления. Особое внимание уделено интеграции современных цифровых картографических ресурсов в учебный процесс, что способствует повышению интереса к предмету и улучшению качества обучения.

Ключевые слова: картографический материал, география, картографическая грамотность, пространственное мышление, цифровые карты, анализ данных.

 

Формирование умений и навыков работы с картографическим материалом является одной из ключевых задач на уроках географии. Карты не только являются основным инструментом для визуализации пространственной информации, но и способствуют развитию у учащихся навыков анализа и интерпретации географических данных. Важно, чтобы учащиеся могли не только находить на карте города, реки и горы, но и понимать сложные взаимосвязи между географическими объектами и процессами. Это требует систематической работы по развитию картографической грамотности, начиная с младших классов и продолжая в старших.

Одним из базовых умений, которое формируется на уроках географии, является умение читать карту, то есть понимать условные знаки, масштаб, направление и расположение объектов. Преподавателю важно с самого начала обратить внимание на правильное восприятие этих элементов. Например, изучая тему «Физическая карта мира», учащиеся должны не только уметь распознавать горы, реки и равнины, но и понимать, как высота над уровнем моря отображается на карте с помощью цветовых градаций и контурных линий. Это требует тренировок в чтении и интерпретации карт, а также анализа географических особенностей той или иной местности.

Практическое задание, которое можно предложить на уроках для развития навыков работы с физической картой, — это сопоставление карт различных регионов мира с реальными фотографиями или описаниями местности. Учащиеся могут, например, исследовать, как карта Гималаев отображает высотные пояса, и сравнить её с фотографиями или видео, сделанными с этих горных вершин. Такой подход помогает учащимся не только лучше понимать структуру карты, но и связывать её с реальными географическими объектами.

Одной из важных составляющих картографической грамотности является умение пользоваться масштабом карты. Умение вычислять реальные расстояния между объектами и понимать соотношение масштаба к действительным размерам территории — это основа для работы с любым картографическим материалом. Преподаватель может предложить учащимся практические задачи на измерение расстояний на карте с последующим переводом их в километры. Например, при изучении политической карты мира можно попросить учащихся рассчитать расстояние между столицами двух стран с помощью линейки и данных масштаба карты.

Также большое значение имеет работа с тематическими картами, такими как климатические, геологические или демографические карты. Тематические карты позволяют учащимся анализировать различные аспекты географической информации и выявлять закономерности, связанные с распределением природных ресурсов, населения или климатических зон. Например, при изучении климатических зон Земли учащиеся могут работать с картой, на которой показаны климатические пояса и их границы, и исследовать, как климатические условия влияют на распределение растительности и животных в разных регионах.

Одним из примеров задания с тематической картой может быть исследование демографических показателей различных стран. Учащимся можно предложить проанализировать демографическую карту, на которой показана плотность населения разных регионов мира, и сделать выводы о том, как природные и социальные факторы влияют на распределение населения. В результате учащиеся смогут увидеть связь между географическим положением стран, их климатическими особенностями и уровнем плотности населения.

В современных условиях всё большее значение приобретает использование цифровых картографических ресурсов, таких как Google Maps, OpenStreetMap и другие онлайн-платформы. Эти ресурсы не только предоставляют доступ к огромному количеству картографической информации, но и позволяют учащимся активно взаимодействовать с картами: увеличивать и уменьшать масштаб, прокладывать маршруты, искать географические объекты по координатам. Использование таких цифровых инструментов помогает учащимся развивать навыки работы с картами в современном цифровом мире, где большинство картографических материалов представлены в электронном виде.

Примером практического задания с использованием цифровых карт может быть задание на прокладывание маршрута между двумя точками на карте. Учащиеся могут выбрать два города, находящиеся в разных частях света, и с помощью цифровых карт рассчитать расстояние, время в пути и определить оптимальный маршрут, учитывая различные факторы, такие как климатические условия или географические препятствия. Это развивает не только навыки работы с картами, но и пространственное мышление, так как учащиеся учатся оценивать территорию и принимать решения на основе анализа данных.

Для более глубокого изучения темы можно предложить учащимся задания по созданию собственных карт. Например, учащиеся могут разработать карту своего района или города, используя условные знаки и обозначения, которые они изучили на уроках. Это задание помогает не только закрепить полученные знания, но и развивает творческие способности и умение визуализировать информацию.

Кроме того, важно учить учащихся анализировать карты с точки зрения критического мышления. Например, работая с политическими картами, учащиеся могут рассматривать не только границы стран, но и исследовать, как политические или экономические события могут изменять карты. Этот подход развивает умение анализировать карты не только как статические изображения, но и как динамичные источники информации, которые могут изменяться под воздействием различных факторов.

Таким образом, формирование умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии — это многоэтапный и систематический процесс, который включает в себя как освоение базовых понятий и терминов, так и развитие аналитических способностей и критического мышления. Преподавателям важно использовать разнообразные подходы к работе с картами, включая практические задания, работу с цифровыми ресурсами и создание собственных карт учащимися. Такой комплексный подход помогает не только повысить уровень картографической грамотности, но и развить у учащихся навыки пространственного мышления, которые необходимы для успешного освоения географических знаний и применения их в реальной жизни.

 

 

Список литературы

Амвросьева

Л.В.

Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный жу

рнал «Калининградский вестник образования». 2020. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-obucheniya-geografii-v-shkole

(дата обращения: 30.09.2024).

Гакаев

Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы / Р. А.

Гакаев

, М. А.

Иразова

. — Текст

:

непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 4-7. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/9/181/

(дата обращения: 30.09.2024).

Давлетмирзаева

Ф. А. Особенности применения картографической наглядности на уроках географии / Ф. А.

Давлетмирзаева

. — Текст

:

непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 32-35. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/25/654/

(дата обращения: 30.09.2024).

Хайдарова

С

.

А. Ф

ормирование практических компетенций школьников по географии

// JGNR. 2022. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prakticheskih-kompetentsiy-shkolnikov-po-geografii

(дата обращения: 30.09.2024).

Халилов Х.Б., Хамидов А.А. М

етодология развития картографических компетенций учеников на курсах экономической и социальной географии в средней школе

// Экономика и социум. 2021. №12-2 (91). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-razvitiya-kartograficheskih-kompetentsiy-uchenikov-na-kursah-ekonomicheskoy-i-sotsialnoy-geografii-v-sredney-shkole

(дата обращения: 30.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×