Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью | Куликова Виктория Васильевна. Работа №346961

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование умений социального взаимодействия у подростков с лёгкой умственной отсталостью является важной составляющей их адаптации в обществе. Эти подростки испытывают трудности в построении межличностных отношений, что требует применения специальных методик для развития навыков общения и взаимодействия с окружающими. В статье рассматриваются основные подходы к обучению социальному взаимодействию, роль педагога в процессе формирования этих умений, а также влияние социальной среды на развитие коммуникативных навыков.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, подростки, лёгкая умственная отсталость, коммуникативные навыки, педагог, адаптация.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Куликова Виктория Васильевна, учитель КШИ

ГБОУ ЛНР "Республиканский учебно-реабилитационный центр", г. Луганск

 

Аннотация. Формирование умений социального взаимодействия у подростков с лёгкой умственной отсталостью является важной составляющей их адаптации в обществе. Эти подростки испытывают трудности в построении межличностных отношений, что требует применения специальных методик для развития навыков общения и взаимодействия с окружающими. В статье рассматриваются основные подходы к обучению социальному взаимодействию, роль педагога в процессе формирования этих умений, а также влияние социальной среды на развитие коммуникативных навыков.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, подростки, лёгкая умственная отсталость, коммуникативные навыки, педагог, адаптация.

 

Подростки с лёгкой умственной отсталостью сталкиваются с особыми трудностями в области социального взаимодействия, что связано с ограниченными познавательными возможностями и затруднениями в эмоциональной сфере. Умение взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли и эмоции, понимать окружающих — все это требует особого внимания со стороны педагогов, работающих с такими детьми. Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую часть развития личности, способствующую успешной адаптации в обществе. Поэтому задача педагогов — создавать условия для эффективного формирования этих навыков у подростков с лёгкой умственной отсталостью.

Формирование умений социального взаимодействия у подростков с лёгкой умственной отсталостью требует системного подхода. Психолого-педагогическая работа включает несколько аспектов: развитие навыков общения, эмоциональной регуляции и понимания социального контекста. Подростки часто испытывают трудности в установлении и поддержании межличностных связей, что связано с ограниченной способностью к абстрактному мышлению и анализу социальных ситуаций. Поэтому основная задача педагога — научить их основам социального взаимодействия, помочь осознать важность общения и взаимопонимания с окружающими.

Одним из эффективных методов формирования этих навыков является обучение в реальных жизненных ситуациях. Педагоги могут моделировать различные социальные ситуации, в которых подростки учатся взаимодействовать с одноклассниками, учителями и другими людьми. Например, разыгрывание диалогов или ситуаций помогает подросткам лучше понимать, как правильно выражать свои мысли, слушать собеседника и реагировать на эмоциональные сигналы. Эти практики позволяют развивать не только навыки общения, но и способности к совместной деятельности, что крайне важно для их адаптации.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка. Некоторые дети могут быть более открытыми к общению, в то время как другие испытывают значительные трудности в социальных взаимодействиях. Педагогу следует использовать дифференцированный подход, подбирая методы обучения в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков и готовности к взаимодействию.

Педагог играет ключевую роль в формировании умений социального взаимодействия у подростков с лёгкой умственной отсталостью. Он не только обучает их конкретным навыкам, но и является посредником между учеником и социальной средой. Учитель должен создавать доверительную атмосферу, в которой подростки смогут чувствовать себя уверенно и комфортно, что способствует их открытости в общении и взаимодействии.

Одним из важных аспектов работы педагога является развитие эмоциональной сферы учащихся. Подростки с лёгкой умственной отсталостью часто испытывают трудности в управлении своими эмоциями и их правильной интерпретации. Педагог помогает им научиться понимать свои эмоциональные реакции, а также выражать их в социальной приемлемой форме. Это необходимо для успешного взаимодействия в коллективе, будь то школа, семья или общественные места.

Учитель также играет роль фасилитатора, помогая подросткам преодолевать трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими. Это может включать помощь в решении конфликтных ситуаций, обучение навыкам ведения диалога и поддержание долгосрочных социальных связей. Важно, чтобы подростки чувствовали поддержку со стороны педагога и знали, что могут обратиться к нему за помощью в случае возникновения сложностей в общении.

Социальная среда, в которой растет подросток, оказывает значительное влияние на формирование его умений социального взаимодействия. Для детей с лёгкой умственной отсталостью важно, чтобы окружение было максимально благоприятным и стимулирующим. Это касается как школьного коллектива, так и семьи. Поддерживающая и принимающая среда способствует развитию уверенности в себе, открытости и готовности к взаимодействию с окружающими.

Кроме того, интеграция подростков с лёгкой умственной отсталостью в общий школьный коллектив является важным фактором их социальной адаптации. Совместное обучение с обычными сверстниками позволяет подросткам развивать навыки общения в естественных условиях, что положительно сказывается на их умении взаимодействовать с разными людьми. Однако такая интеграция требует особого подхода со стороны педагогов и школы в целом, чтобы обеспечить успешную социализацию подростков с ограниченными возможностями.

Формирование умений социального взаимодействия у подростков с лёгкой умственной отсталостью — это комплексный процесс, требующий внимания к индивидуальным особенностям каждого ученика. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу, который помогает учащимся не только осваивать базовые навыки общения, но и развивать эмоциональные и социальные компетенции. Социальная среда также играет ключевую роль в успешной адаптации подростков, создавая условия для их роста и развития. В конечном итоге, развитие коммуникативных навыков способствует более полной интеграции подростков в общество и их успешной социализации.

 

Список литературы

1. Пантелеева Н. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью / Н. В. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 63-66.

2. Поликарпова И. Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И. Э. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 127-129.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×