Формирование умения у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением посредством дидактических игр | Ткачева Елена Витальевна. Работа №252366
Автор: Ткачева Елена Витальевна
Формирование умения у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением посредством дидактических игр
МКДОУ детский сад комбинированного вида детский сад «Полянка» г.Советск
Описание опыта педагогической деятельности «Формирование умения у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением посредством дидактических игр»
Ткачева Елена Витальевна
Воспитатель
Советск 2020
Способность к овладению обобщенными понятиями – одна из проблемных, но необходимых сторон развития речи ребенка. Без сформированных обобщенных понятий ребенку будет сложно перейти на другой, абстрактный уровень мышления, характерный для школьного периода обучения и для взрослой полноценной жизни.
Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов (А.Н.Леонтьев).
Цель исследования: Выявить возможности дидактических игр в формировании умений у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Подобрать дидактические игры, которые помогут сформировать умение у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
Выявить уровень первоначального умения употреблять существительные с обобщающим значением у детей 4-5 лет.
Выявить динамику уровня развития формирования умений у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением
Описание сути исследования:
Были выделены основные этапы работы:
-констатирующий;
-обучающий;
-контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента: исследования выявить уровень первоначального умения употреблять существительные с обобщающим значением у детей 4-5 лет.
Нами была проведена диагностика для выявления первоначального уровня употреблять существительные с обобщающим значением. Для этого дети были разделены на две группы – экспериментальная и контрольная. Численность обеих групп – по 7 человек.
Диагностика проводилась по методике Урунтаевой Т. А. и Афонакиной Ю. А. Детям было предложено по 5 картинок из разных категорий.
Транспорт: велосипед, поезд, самолёт, грузовик, мотоцикл.
Животные: лось, зубр, рысь, слон, ёж.
Школьные принадлежности
:
ручка, карандаш, кисть, пенал, букварь (книга).
Продукты
:
сыр, бутерброды, пироги, пряник, борщ (суп).
Инструменты: лопата, молоток, топор, отвертка.
Мебель: кресло, диван, шкаф, стол, кровать.
Насекомые: шмель, гусеница, муха, комар, бабочка.
Все картинки расположены изображением вверх, вразброс. Детям предлагается разложить на ряды, найдя общие признаки.
После того, как дети разложат картинки, им предлагалось назвать каждую группу, одним словом.
Полученные результаты сопоставлялись с указанными выше критериями и на основе этого делались выводы об уровне умения у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
Детей с высоким уровнем умения употреблять существительные с обобщающим значением не было выявлено ни в экспериментальной, ни в контрольной группе.
Средний уровень был диагностирован у 3 детей (43%) в экспериментальной группе. Количество детей со средним уровнем в контрольной группе составило 2 человека (28%).
Низкий уровень сформированности умения употреблять существительные с обобщающим значением характерен для 4 детей (57%) в экспериментальной группе и 5 детей (72%) в контрольной группе. Сводные таблицы находятся в Приложении 2.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ результатов диагностики показал, что умение употреблять существительные с обобщающим значением у детей ЭГ И КГ групп находится на среднем и низком уровне. То есть, уровень сформированности умения употреблять существительные с обобщающим значением у дошкольников 4–5 лет недостаточен и необходимо создание определенных организационно-педагогических условий по его повышению.
Цель обучающего эксперимента: повышение уровня умений у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
Формирующий этап эксперимента проводился в экспериментальной группе. Нами были разработаны и изготовлены комплексы дидактических игр в условиях дошкольного учреждения, которые направлены на формирование умений у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
В группе создана предметно- развивающая среда – речевой уголок, соответствующий программе дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В уголке находятся такие дидактические игры, как «Кто быстрее соберет», «Назови три предмета», «Лото», «Группировка», «Разложи картинки на две группы» и т.д. Все использованные игры и их содержание указаны в Приложении 1.
Комплекс дидактических игр был разработан на основе методических пособий таких авторов, как Т.Б. Анисимовой, В.В. Котелевской; А. А. Бабушкиной, О. А. Умновой; А. Ю. Павловой; Е. О. Смирновой, З. М. Богуславской.
Целью контрольного этапа исследования является оценка уровня формирования у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
Для решения поставленных задач была проведена та же методика, что и на констатирующем этапе. По результатам исследования сделан следующий вывод. Если до проведения формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы было слабо сформировано умение употреблять существительные с обобщающим значением, то после использования специально подобранного комплекса дидактических игр дети экспериментальной группы показали хорошие результаты.
Таким образом, сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп после проведения контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы высокий уровень выявлен у 3 детей (42%), средний уровень у 3 детей (42%), а низкий уровень у 1 ребенка (16%). После проведения повторной диагностики у детей контрольной группы уровень развития качественного словаря изменился незначительно. Детей с высоким уровнем не выявлено. Средний уровень у 4 детей (57%). Низкий уровень у 3 детей (43%).
Из анализа работы, проведенной с детьми экспериментальной группы, видно, что подобранный комплекс дидактических игр, направленных на формирование умений у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением, является эффективным средством обучения.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что подобранные игры и разработанная методика помогают достаточно эффективно сформировать умение у детей 4-5 лет употреблять существительные с обобщающим значением.
Приложение 1
Игра «Кто скорее соберет»
Цели:
1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;
2. Учить детей группировать овощи и фрукты;
3. Воспитывать быстроту реакции, выдержку и дисциплинированность.
Оборудование. 2 корзинки. Карточки с изображением различных овощей и фруктов.
Ход игры.
В игре могут участвовать 2 ребенка. Одному ребенку дается задание собрать в корзину овощи, другому - фрукты. По сигналу дети начинают выполнять задание. По окончании - проверяются корзины, дети должны назвать, что они положили в корзины.
Игра «Назови три предмета»
Цели:
1. Активизировать словарь детей;
2. Упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры.
В игре могут участвовать от 2 до 4 детей. Воспитатель объясняет цель игры- нужно назвать три слова по заданной теме. Тот, кто затрудняется назвать три слова - из игры выбывает. Побеждает то, кто выполнит правильно все задания.
«Кто больше увидит и назовет?» (назови игрушки в группе, назови посуду, назови одежду, назови транспорт, назови музыкальные инструменты и т.д.
Игра «Аналогии»
Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)
Ход игры.
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
Игра «Разложи картинки на две группы и назови их"
Материал: группы предметных картинок с изображением:
1 гр.: мебель - транспорт; 2 гр.: посуда - звери; 3 гр. деревья-одежда; 4 гр. птицы-насекомые
1 гр. стол, автобус, шкаф, кресло, машина, камаз
2 гр. лев, кастрюля, лиса, медведь, ложка, кружка
3 гр. береза, ель, шуба, кепка, тополь, футболка
4 гр. бабочка, шмель, воробей, ворона, гусеница, снегирь
Ход игры.
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель предлагает детям группу картинок, даёт задание: нужно разложить картинки на 2 группы, объяснить свой выбор, и назвать одним словом группу предметов. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Игра «Магазин картинок»
Материал: Ряд картинок, которые можно объединить в группы по тем или иным признакам. Все картинки относятся к словарю имен существительных.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь.
Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев,
слон, рысь, носорог, лось, зебра.
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь,
снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.
Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка,
пирамидка, коляска.
Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла,
лук, перец, редиска, репа.
Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат,
платье, варежки.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода,
кастрюля.
Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец,
милиционер, швея, пожарный.
Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула.
Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль,
грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд.
Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, руки, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь.
Ягоды: клубника, малина, смородина.
Ход игры.
Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать группу, объединенную общим названием и назвать, что он выбрал и почему.
Игра «Группировка»
Цель: Формировать способность детей классифицировать предметы, обобщать их по определенным признакам. Учить детей называть слова одной группы.
Материал: предметные картинки по темам: игрушки (конструктор, солдатик, лото, пупс, кубики), одежда (пальто, платье, шорты, брюки, футболка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, балетки), мебель (стул, комод, стол, кровать, диван), посуда (кружка, чайник, сковорода, тарелка, вилка), транспорт (вертолет, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (коза, тигр, волк, лось, кошка).
Условные модели, обозначающие игрушки, одежду, обувь, мебель, посуду, транспорт, животные.
Ход игры.
В игре могут участвовать от 2 до 5 детей. Дети выбирают себе условную модель, обозначающую группу предметов. Затем, по сигналу, из общего числа карточек выбирают себе те, которые подходят для выбранной группы предметов. Необходимо отобрать 5 карточек. Выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно справился с заданием. Дети должны назвать то, что они выбрали.
Игра «Найди себе пару»
Цель: активизировать словарь существительных. Формировать у детей обобщающие понятия.
Содержание: Воспитатель предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра: "Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например, Сережа, скажет слово, а кто-то из вас отзовется похожим словом. Похожее слово - это слово, которое можно связать с названным словом по смыслу. Например, я говорю слово лук, похожим может быть слово- морковь или картофель, или огурец. А почему эти слова похожи? Да потому что и лук, и морковь, и картофель, и огурец- это овощи. Или я говорю слово барабан…Похожим словом может быть- балалайка, дудочка, гармошка. Все эти слова похожи потому что все они- музыкальные инструменты. Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть". Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.
Игра «Четвертый лишний»
Цель:
обогащение словарного запаса, закрепление обобщающих понятий.
Оборудование: кубик, карточки (на каждой изображены 4 предмета, три из которых относятся к одной классификационной категории).
Ход игры.
Ребенок находит лишний предмет и объясняет, почему он лишний.
Игра «Мяч бросай и животных называй»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какую-то группу животных, например, домашние животные. Ребенок должен назвать не менее трех слов- кошка, собака, корова.
Примеры групп:
-мебель
-ягоды
-животные Африки
-животные Севера
-строительные профессии и т.д.
Игра «Лото».
Цель: развивать словарь существительных и умение подбирать к ним обобщающие существительные.
Материал: 23 карточки на лексические темы (игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, продукты, транспорт, строительные инструменты, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, мебель, деревья, ягоды, цветы, грибы, насекомые, домашние животные, дикие животные, рыбы, головные уборы, профессии); 138 изображений на фишках, соответствующих изображениям на карточках (по 6 на каждой) на определенную лексическую тему.
Ход игры: Ребенку предлагается поиграть в игру, раздаются карточки и фишки. Ребенку необходимо вытянуть из мешочка фишку, назвать изображение на ней, найти такую же картинку на карточке. При закрытии всех картинок фишками на карточке ребенку нужно назвать обобщающее слово, подходящее к этим изображениям.
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в очень интересную игру: ты должен вытянуть фишку из мешочка, назвать, что на ней изображено и найти такую же картинку на карточке. Когда ты закроешь фишками всю карточки, скажи, как можно назвать все эти предметы одним словом».
Приложение 2
Результаты констатирующего этапа исследования уровня сформированности умения у детей 4–5 лет употреблять существительные с обобщающим значением
Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента (ЭГ)
Имя ребенка
Кол-во баллов
Уровень
Ника В.
2
С
Лиза Р.
1
Н
Илья П.
2
С
Дима А.
1
Н
Ксюша Ш.
1
Н
Люба Ш.
1
Н
Маша Е.
2
С
Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента (КГ)
Имя ребенка
Кол-во баллов
Уровень
Лиза Ш.
1
Н
Вероника К.
2
С
Артём Ф.
1
Н
Даша К.
1
Н
Кристина Ш.
2
С
Никита П.
1
Н
Максим С.
1
Н