Формирование умения задавать вопросы у учащихся начальной школы | Воронцова Лариса Петровна. Работа №321269
В статье я описываю приемы технологии развития критического мышления, которые формируют у детей умение задавать вопросы. Особенно эффективными приемами являются: прием " Вопросительные слова", знакомство с Ромашкой Блума, прием 6 W, прием "Автобусная остановка". Со всеми этими приемами я знакомлю детей на уроках окружающего мира и литературного чтения. Затем мы применяем эти знания и учимся формулировать вопросы на уроках по разным темам. В последствии дети без труда задают вопросы в любой жизненной ситуации.
Тема: Формирование умения задавать вопросы у учащихся начальной школы.
Воронцова Лариса Петровна
Учитель начальных классов
БОУ УР «Столичный лицей» г. Ижевска
Существуют педагогические проблемы, которые волнуют человечество уже давно. Осознать эти проблемы очень важно, но важнее найти способ их решения в реальных условиях сегодняшнего обучения. Такой острой во все времена была проблема вопросов. Они играют большую роль и в познании, и в обучении. Не возникать вопросы не могут: мир велик и многое в нем непонятно. Проникнуть же в тайны мироздания можно лишь в поиске на возникшие вопросы. Казалось бы, человечество с каждым днем все больше узнает о себе и окружающем мире, но количество вопросов не уменьшается – на смену одним приходят другие.
Первый шаг к пониманию – это прежде всего выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Вопрос или цепочка вопросов – это и старт движения к пониманию, и форма этого движения.
В своей практике я столкнулась с проблемой, что дети не умеют задавать вопросы. Тогда я стала изучать эту проблему. Меня заинтересовала технология развития критического мышления, в которой существует много приемов по формированию умения задавать вопросы. Представляю приемы, которые я использовала в работе с детьми.
Прием
«Вопросительные слова»
Этот прием используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».
Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левой части таблицы записаны разные вопросительные слова. После этого детям предлагается в течение 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как в парах, так и в группах. Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!
Вопросительные слова
Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Откуда?
Какой?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Затем – я прошу учащихся озвучить свои вопросы в группах и выбрать 2 - 3 наиболее интересных вопроса, их мы записываем на доске.
Эту работу я провожу в начале урока, перед изучением материала, по ней может быть организована работа с информацией – поиск ответов на вопросы по теме урока. Часто я использую этот прием на уроках окружающего мира.
Избыток вопросов, на которые я не готова (или не планировала) отвечать на данном занятии, мы используем для работы дома или возвращаемся к ним по ходу изучения темы.
Вариантом может стать прием, когда дети сначала записывают ключевые слова на листочке, а затем формулируют вопросы по теме, на которые хотели бы узнать ответы. Самые интересные вопросы записываются на доске и на уроке дети ищут ответы на поставленные вопросы. Если дети записывают ключевые слова, далекие от смысла темы, то я предлагаю им сама несколько ключевых слов, в частности, при использовании этого приема на уроке окружающего мира по теме «Как удаляются ненужные вещества», я предложила детям слова: почки, органы выделения.
Разновидностью этого приема может быть таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), где дети формулируют вопрос, о чем они хотят узнать на уроке. Это прием я использовала на уроке окружающего мира по теме «Как живые организмы запасают энергию солнца», большинство детей взяли название темы и поставили знак вопроса в конце, получился вопрос, на который потом они искали ответ на уроке, заполняя колонку «Узнал».
Прием «
Ромашка Блума» (Ромашка вопросов)
Эта систематика вопросов основана на таксономии американского психолога и педагога Бенджамина Блума и связана с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В ходе практической работы у российского педагога И.О. Загашева появилась своя модификация этой систематики, получившийся цветок и назвали «Ромашкой Блума».
Ознакомление с такой «Ромашкой» я провела на классном часе в 4 классе. Опыт использования этого приема показывает, что учащиеся понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры) и формулируют их в учебном процессе.
Чаще такую «Ромашку» я использую на уроках литературного чтения, на обобщающих уроках после изучения больших произведений «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, «Черная курица…» А. Погорельского, «Слон» А. Куприна и тд.
Дети быстро формулируют простые вопросы, интерпретационные, творческие, практические, но вызывает затруднение формулировка уточняющих вопросов и оценочных. Используя «Ромашку Блума» в младших классах, важно, чтобы сама «Ромашка» с вопросами была перед детьми и записывать вопросы им интересно на лепестках «Ромашки».
Вариантом этой стратегии является прием «Шесть шляп» Эдварда де Боно, в котором цвет каждой шляпы означает с какой точки зрения дети будут анализировать произведение для составления целостного мнения о нем.
Прием «6
W
»
Помните детскую игру «Рассказать тебе сказку про белого бычка?» Эта коммуникация может длится бесконечно. Помимо выдержки и терпения она, развивает умение найти такую словесную конструкцию, чтобы выйти успешно из сложной ситуации. Чем-то на эту игру похож прием «6 W». «W» - это первая буква вопросительного слова «Why», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и тд.
Использовать этот прием можно на стадии систематизации и обобщения ранее изученного материала. Я использовала этот прием на уроке окружающего мира по теме «Как человек использует свойства воздуха»
- Для чего мы изучаем свойства воздуха? Ответ: Чтобы их знать.
- Для чего нам нужно знать эти свойства? Ответ: Чтобы использовать их в жизни.
- Для чего нужно использовать их? Ответ: Чтобы человек использовал их для своих целей.
- Для каких целей ? Ответ: Летать на воздушном шаре.
Задавать вопросы до тех пор, пока не наступит ситуация: Почему? Почему? Да потому… Для подобных случаев есть особая рубрика «Потому!», куда записываются вопросы, вызывающие желание ответить резко. Вроде бы мелочь, но с ее введением общение будет проходить в более доброжелательной атмосфере, а графа «Потому» редко когда будет заполняться.
Сначала этот разговор должен напоминать игру, но в дальнейшем ученики убедятся, что идет урок. В процессе такого диалога можно повторить и систематизировать все понятия темы. Диалог начинает учитель, постепенно учащиеся включаются не только в процессе ответа на вопросы, но и сами задают вопросы друг другу, общение «учитель- ученик» превращается в коллективный диалог и сопровождается коллективным поиском решений на совместно поставленные вопросы. Ответы на вопросы не должны повторяться.
Прием «6 W» позволяет научиться так сформулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках изученной темы.
Прием «Автобусная остановка»
Часто ученики стесняются или боятся задавать учителю или одноклассникам вопросы, которые возникают у них в процессе урока. Здесь приходит на помощь этот прием. В начале урока дети берут у учителя клеящийся листок бумаги и в процессе урока записывают на нем возникающий вопрос и приклеивают листок в углу доски. Учитель время от времени прочитывает вопросы и либо сам на них отвечает, либо кто-то из учащихся. Бывает так, что в процессе урока учащийся сам находит ответ на свой вопрос, тогда он подходит к доске и снимает листок с вопросом. Этот прием можно применить на уроке математики, когда идет знакомство с алгоритмом деления столбиком, тема для детей трудная и непонятная.
В ходе применения различных приемов по формированию умения задавать вопросы, я пришла к выводу, что дети научились задавать вопросы и задают их в самых разных жизненных ситуациях.