Формирование универсальных учебных действий в процессе выполнения домашних заданий на уроках физической культуры | Шуваев Дмитрий Сергеевич. Работа №342825. Номер работы: №342825
Аннотация. Статья посвящена процессу формирования универсальных учебных действий (УУД) у школьников через выполнение домашних заданий на уроках физической культуры. Рассматривается роль домашних заданий в развитии личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, а также предлагаются методы и приемы, которые помогают учителю интегрировать эти задания в учебный процесс. Описаны основные принципы формирования УУД в контексте физического воспитания, а также приведены примеры заданий, способствующих развитию навыков самоорганизации, самостоятельного планирования и ответственности.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, физическая культура, домашние задания, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД, самоорганизация.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Шуваев Дмитрий Сергеевич, учитель физической культуры
ГБОУ школа № 475 Выборгского района Санкт – Петербурга
Аннотация. Статья посвящена процессу формирования универсальных учебных действий (УУД) у школьников через выполнение домашних заданий на уроках физической культуры. Рассматривается роль домашних заданий в развитии личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, а также предлагаются методы и приемы, которые помогают учителю интегрировать эти задания в учебный процесс. Описаны основные принципы формирования УУД в контексте физического воспитания, а также приведены примеры заданий, способствующих развитию навыков самоорганизации, самостоятельного планирования и ответственности.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, физическая культура, домашние задания, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД, самоорганизация.
В современном образовательном процессе особое значение придается формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой для их успешного обучения и развития личности. Универсальные учебные действия включают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки, которые необходимы не только для освоения учебного материала, но и для успешной социализации в обществе. Физическая культура, как предмет, предоставляет уникальные возможности для развития этих навыков, особенно через выполнение домашних заданий, которые помогают школьникам самостоятельно организовывать свою деятельность, анализировать результаты и коммуницировать с другими.
Личностные универсальные учебные действия формируют у школьников такие качества, как ответственность, самооценка, самодисциплина и способность к самостоятельной работе. Домашние задания по физической культуре способствуют развитию этих качеств, так как требуют от учащихся выполнения физических упражнений вне рамок урока, что подразумевает способность к самоконтролю и самоорганизации. Например, задания на выполнение утренней зарядки или ведение дневника физической активности помогают школьникам осознавать важность физической активности для поддержания здоровья и развивают навык регулярного выполнения физических упражнений.
Регулятивные УУД включают умение планировать свою деятельность, ставить цели и контролировать их выполнение. Выполнение домашних заданий требует от учащихся умения распределять время, самостоятельно организовывать процесс тренировки и оценивать достигнутые результаты. Например, учитель может задать ученикам задание на неделю — вести учет своей физической активности и по итогам недели оценить собственные успехи. Это поможет школьникам развивать навыки саморегуляции и ответственности за выполнение задания в установленный срок.
Примером эффективного регулятивного задания может быть составление плана самостоятельной тренировки, где учащиеся определяют последовательность упражнений, их интенсивность и продолжительность. Такой подход помогает развивать умение планировать и корректировать свои действия в зависимости от результатов.
Познавательные УУД включают навыки поиска, анализа и обработки информации, а также способность применять полученные знания на практике. На уроках физической культуры эти навыки могут развиваться через задания, требующие от учеников изучения теоретического материала, анализа информации о технике выполнения упражнений или правилах игры в спортивные виды. Например, учитель может задать учащимся изучить основы правильного дыхания во время физических нагрузок и применить их во время выполнения заданий. Это способствует не только развитию теоретических знаний, но и их практическому применению в физической деятельности.
Другим примером задания на развитие познавательных УУД может быть проектная работа, где ученики исследуют влияние определенного вида физической активности на здоровье человека и представляют результаты в виде презентации. Это помогает школьникам развивать навыки анализа, систематизации и представления информации.
Коммуникативные УУД направлены на развитие навыков взаимодействия с другими людьми, ведения диалога, а также умения аргументировать свою точку зрения и воспринимать чужие аргументы. Домашние задания по физической культуре могут включать групповые проекты или задания, требующие взаимодействия с членами семьи или сверстниками. Например, выполнение физического задания вместе с родителями или друзьями развивает навыки взаимодействия, помогает формировать позитивное отношение к коллективной работе и содействует улучшению коммуникативных навыков.
Примером задания на развитие коммуникативных УУД может быть организация и проведение спортивного мероприятия или игры среди одноклассников, где ученики должны договориться о правилах, распределить роли и вместе достичь результата.
Примеры домашних заданий на уроках физической культуры для формирования УУД:
Задание на личностное развитие
.
Учащимся предлагается в течение недели каждый день вести дневник физической активности, фиксируя все виды спортивных и физических занятий (утренняя зарядка, прогулка на свежем воздухе, занятия в спортивной секции). В конце недели ученики анализируют свои записи и оценивают, насколько они были активны, какие упражнения им больше всего понравились и что они могут изменить для улучшения своей физической формы.
Задание на регулятивные УУД
Учитель задает учащимся составить план индивидуальной тренировки, включающий разминку, основную часть и заминку. Учащиеся должны определить, какие упражнения будут выполнять, сколько повторений и подходов будет в каждом упражнении, а также контролировать свое состояние до и после тренировки. Это помогает развивать навыки планирования и контроля за собственными действиями.
Задание на познавательные УУД
Учащимся предлагается изучить основы правильного питания для спортсменов и представить свои рекомендации по здоровому питанию для их одноклассников, занимающихся спортом. Это задание развивает навыки анализа информации и применения знаний на практике.
Задание на коммуникативные УУД
Организация школьного спортивного мероприятия, в котором учащиеся должны коллективно выбрать вид спорта, распределить обязанности (судьи, игроки, организаторы), согласовать правила и провести мероприятие. Это задание способствует развитию коммуникативных навыков и учит учеников работать в команде.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий через выполнение домашних заданий на уроках физической культуры является важной задачей, которая способствует развитию личности учащихся, их ответственности и способности к самоорганизации. Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки, формируемые в ходе выполнения этих заданий, помогают школьникам не только улучшить свою физическую подготовку, но и стать более успешными в учебе и жизни в целом. Применение инновационных и творческих подходов к организации домашних заданий делает процесс обучения более интересным и эффективным, способствуя развитию навыков, необходимых для современного общества.
Список литературы
Выдрин К. Д. Формирование универсальных учебных действий в процессе выполнения домашних заданий на уроках физической культуры [Текст] / К. Д. Выдрин, А. В. Поспелов, М. Н. Кадочникова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки – 2015. – № 2. – С. 151 – 159.
Сираковская
Я. В. Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе / Я. В.
Сираковская
, Ю. Р.
Зайнуллина
// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2014. – №4. – С. 147 – 150.
Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С. А. Тюрикова // Интернет – журнал Науковедение – 2014. – № 3. – С. 1 – 9.
Фирсин
С. А. Факторы, влияющие на отношение школьников к урокам физкультуры / С. А.
Фирсин
// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта – 2015. – № 1. – С. 182 – 184.