Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики | Ниссен Ольга Ивановна. Работа №345445

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в процессе обучения математике. В условиях современного образования важно не только передавать детям предметные знания, но и формировать навыки, которые помогут им успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Особое внимание уделяется способам развития таких УУД, как познавательные, коммуникативные и регулятивные действия на уроках математики в начальной школе. В статье предложены методические рекомендации по внедрению этих умений в учебный процесс, а также примеры эффективных практик.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, уроки математики, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, начальная школа.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Ниссен Ольга Ивановна, учитель МБОУ "Снежинская основная общеобразовательная школа" Кемеровская область

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в процессе обучения математике. В условиях современного образования важно не только передавать детям предметные знания, но и формировать навыки, которые помогут им успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Особое внимание уделяется способам развития таких УУД, как познавательные, коммуникативные и регулятивные действия на уроках математики в начальной школе. В статье предложены методические рекомендации по внедрению этих умений в учебный процесс, а также примеры эффективных практик.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, уроки математики, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, начальная школа.

 

Современное образовательное пространство требует от школы не только передачи знаний, но и формирования у учащихся умений и навыков, которые помогут им адаптироваться в жизни, активно взаимодействовать с окружающим миром, решать проблемы и достигать целей. В этом контексте особую роль играют универсальные учебные действия (УУД) — совокупность умений, направленных на развитие познавательной, регулятивной и коммуникативной активности обучающихся. Их формирование происходит на всех этапах обучения, но особенно важно заложить основы этих умений в начальной школе, когда дети только начинают осваивать учебную деятельность.

Математика, являясь одним из базовых предметов в школьной программе, предоставляет уникальные возможности для развития УУД. На уроках математики дети учатся анализировать информацию, находить закономерности, выдвигать гипотезы и проверять их, планировать свою деятельность и работать в команде. В статье будет рассмотрено, как именно формируются универсальные учебные действия на уроках математики и какие методики могут помочь учителю в этом процессе.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных способов формирования УУД на уроках математики, необходимо уточнить, что собой представляют универсальные учебные действия и как они классифицируются.

Универсальные учебные действия — это способы действия, которые могут применяться в любой учебной и внеучебной деятельности. Они подразделяются на несколько групп:

1. Познавательные УУД — действия, направленные на поиск, анализ и использование информации. Сюда входят такие навыки, как:

- умение выделять главное;

- анализировать и систематизировать информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- классифицировать объекты;

- строить логические рассуждения.

2. Регулятивные УУД — действия, связанные с организацией своей деятельности и ее контроля. Эти умения помогают ребенку планировать свою учебную работу, ставить цели и задачи, а также оценивать свои достижения и корректировать ошибки. Основные регулятивные УУД включают:

- планирование деятельности;

- самоконтроль и коррекцию;

- прогнозирование результатов;

- оценивание выполненной работы.

3. Коммуникативные УУД — навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с другими людьми, работа в коллективе. Это способность высказывать свое мнение, слушать и понимать других, договариваться, сотрудничать. В математике это особенно актуально при решении задач в парах или группах.

Математика предоставляет богатый материал для формирования познавательных универсальных действий, так как изучение этого предмета предполагает развитие логического мышления, умения решать задачи, анализировать информацию и делать выводы.

1. Решение математических задач как способ формирования логического мышления

Одним из главных инструментов формирования познавательных УУД является решение математических задач. Учащимся необходимо не только выполнять вычислительные операции, но и анализировать условия задачи, находить способы ее решения, проверять полученные результаты. Это развивает навыки анализа, синтеза и дедукции.

Например, при решении текстовых задач дети учатся выделять главное, находить причинно-следственные связи между элементами задачи и выбирать правильные методы решения.

2. Работа с информацией

Важным элементом урока математики является умение работать с информацией, представленное в различной форме: текст, таблицы, графики, диаграммы. Учитель может предложить детям сравнить два графика или рассмотреть таблицу с данными, выделив из нее ключевую информацию. Это способствует развитию умений анализировать и систематизировать информацию.

3. Математические эксперименты и наблюдения

Математика — это не только абстрактная наука, но и практическая деятельность. На уроках математики можно проводить небольшие математические эксперименты, где дети могут выдвигать гипотезы и проверять их. Например, в теме "Четные и нечетные числа" можно предложить учащимся самостоятельно найти закономерности в распределении этих чисел в числовом ряде. Это стимулирует познавательный интерес и помогает формировать навыки анализа и дедукции.

Регулятивные действия — это умения, которые помогают ребенку организовать свою учебную деятельность. На уроках математики эти навыки можно формировать через использование различных методик и приемов.

1. Планирование учебной деятельности

Одним из важнейших регулятивных умений является способность планировать свою деятельность. Учителю важно научить детей не только решать задачи, но и заранее определять план действий. Например, перед решением сложной задачи можно предложить детям обсудить, какие шаги необходимо выполнить, чтобы прийти к верному решению. Постепенно учащиеся учатся строить такие планы самостоятельно, что помогает им более эффективно организовывать свою работу.

2. Самоконтроль и коррекция ошибок

Не менее важным регулятивным действием является самоконтроль. Учитель может вводить в учебный процесс задания на самопроверку, когда дети после выполнения задания сами проверяют свои ответы по ключу и, если необходимо, исправляют ошибки. Это развивает у детей навык самооценки, умение находить и исправлять свои ошибки.

3. Оценивание и рефлексия

Для развития регулятивных УУД на уроках математики полезно вводить элементы рефлексии, когда в конце урока учащиеся оценивают свою работу: что у них получилось, что вызвало трудности, что они узнали нового. Такой подход помогает детям научиться оценивать свои достижения и строить дальнейшую работу исходя из результатов.

Коммуникативные УУД: как организовать взаимодействие учеников на уроках математики

Математика не всегда ассоциируется с групповой работой, однако она предоставляет отличные возможности для развития коммуникативных навыков у младших школьников. Важно не только научить детей правильно решать задачи, но и работать в команде, слушать и принимать мнение других.

1. Парная и групповая работа

Одним из методов формирования коммуникативных УУД является организация парной или групповой работы. Например, при решении задач можно предложить детям работать в парах: один ученик объясняет решение, другой проверяет. Это помогает детям учиться сотрудничать, аргументировать свою точку зрения и корректировать действия партнера.

2. Совместное решение задач

Еще один способ формирования коммуникативных навыков — это организация совместного решения задач. Учитель может предложить классу сложную задачу, которую дети должны решить коллективно, обсуждая разные способы решения и выбирая наиболее верный. Это учит детей работать в команде, выслушивать друг друга и приходить к общему решению.

3. Ролевая игра в группе

Интересным методом может стать ролевая игра на уроке математики, когда дети выступают в роли математиков, исследователей или изобретателей. Такая игровая форма помогает развить не только математические навыки, но и коммуникативные, поскольку дети учатся взаимодействовать друг с другом в условиях конкретной ситуации.

Примеры заданий для формирования УУД на уроках математики

Для того чтобы на практике формировать универсальные учебные действия, учитель может использовать разнообразные задания, направленные на развитие конкретных УУД. Вот несколько примеров:

1. Задание на развитие познавательных УУД

"Найди закономерность": Учитель предлагает детям числовую последовательность, и их задача — выявить закономерность, по которой числа изменяются. Это задание развивает навыки анализа и логического мышления.

2. Задание на развитие регулятивных УУД

"Построй план решения задачи": Перед тем как решить задачу, дети должны составить план действий. После выполнения задания они проверяют, насколько удалось следовать плану, и вносят коррективы.

3. Задание на развитие коммуникативных УУД

"Работа в парах": Ученики получают задачу и решают ее совместно. Один ученик объясняет ход решения, а другой его проверяет. Затем они меняются ролями.

В заключение можно отметить, что формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики является важным аспектом современного образовательного процесса. Эти навыки помогают детям успешно усваивать не только предметные знания, но и развивать способности, которые будут полезны им в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Учитель, применяя разнообразные методики и подходы, может эффективно способствовать развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных умений своих учеников.

 

Список литературы

 

1. Березина, А. В.Психология в деятельности учителя начальной школы : учебное пособие для вузов / А. В. Березина, Е. А. Журавлева, И. В. Мельникова, К. И. Чижова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Нербышева, Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики / Е. Г. Нербышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 203-206.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×