Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы | Верлина Оксана Константиновна. Работа №350860
Аннотация. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы является одним из важнейших направлений современной педагогики. УУД помогают школьникам развивать критическое мышление, навыки самостоятельного анализа, коммуникативные и познавательные способности, необходимые для успешного обучения и дальнейшей социализации. В статье рассматриваются подходы и методы формирования УУД в процессе изучения русского языка и литературы, приводятся практические примеры, которые помогут педагогам создавать на уроках условия для активного развития УУД у учеников.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, УУД, русский язык, литература, развитие критического мышления, коммуникативные навыки, ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Верлина Оксана Константиновна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 города Армавира Краснодарского края
Аннотация. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы является одним из важнейших направлений современной педагогики. УУД помогают школьникам развивать критическое мышление, навыки самостоятельного анализа, коммуникативные и познавательные способности, необходимые для успешного обучения и дальнейшей социализации. В статье рассматриваются подходы и методы формирования УУД в процессе изучения русского языка и литературы, приводятся практические примеры, которые помогут педагогам создавать на уроках условия для активного развития УУД у учеников.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, УУД, русский язык, литература, развитие критического мышления, коммуникативные навыки, ФГОС.
Современные образовательные стандарты акцентируют внимание на формировании у школьников универсальных учебных действий, которые обеспечивают основу для развития личности и успешной социализации. Универсальные учебные действия — это совокупность навыков и умений, которые помогают учащимся не только осваивать школьные предметы, но и развиваться как личности, способные к самообучению и критическому осмыслению информации. На уроках русского языка и литературы формирование УУД происходит особенно эффективно благодаря широким возможностям предмета: работа с текстами, анализ произведений, развитие устной и письменной речи позволяют учителю создавать условия для формирования у учеников различных универсальных учебных действий.
Одним из важных компонентов УУД являются регулятивные действия, включающие умение ставить цель, планировать свои действия и оценивать их результат. На уроках русского языка и литературы учитель может предлагать задания, которые помогают учащимся развивать эти навыки. Например, при анализе текста или написании сочинения можно предложить ученикам поставить перед собой цель: «Какую мысль я хочу донести?», «Какую информацию я хочу выделить в тексте?» Это помогает ученикам осознанно подходить к процессу обучения, понимать свои задачи и выбирать пути для их достижения. Кроме того, важно развивать навык самооценки. Для этого можно предложить ученикам в конце урока оценить, насколько они достигли цели, какие трудности у них возникли и как их можно преодолеть в будущем.
Познавательные универсальные учебные действия развиваются на уроках русского языка и литературы через анализ и интерпретацию текстов, изучение художественных средств и их функций. Например, при анализе стихотворения или прозы можно предложить ученикам задание на поиск и интерпретацию метафор, эпитетов и других тропов. Педагог может задать вопросы, такие как: «Какую роль играют эти средства в раскрытии характера героя?», «Как они помогают понять идею текста?» Такие задания не только развивают внимание к деталям, но и формируют у учащихся умение анализировать текст, находить в нем скрытые смыслы и логически обосновывать свои выводы, что является важной частью познавательных УУД.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают развитие навыков взаимодействия, аргументации и умения формулировать свои мысли. Литература, с её богатым содержанием и многозначностью, предоставляет возможности для обсуждений и дискуссий. На уроке, посвящённом, например, роману или рассказу, учитель может организовать групповую работу, в ходе которой учащиеся смогут обмениваться своими мнениями о мотивах героев, их действиях и взаимоотношениях. Важно, чтобы каждый ученик чувствовал возможность высказать своё мнение и научился слушать других, анализировать их аргументы. Этот подход помогает школьникам не только глубже понимать произведение, но и развивать умение логично и аргументированно излагать свои мысли, что является важным навыком в современной жизни.
Для формирования навыков самоорганизации и самостоятельного поиска информации можно использовать задания с элементами исследовательской деятельности. Например, при изучении биографии писателя или культурного контекста эпохи можно предложить учащимся самостоятельно найти и подготовить материал, который поможет лучше понять особенности произведения. Учитель может предложить заранее продуманные вопросы или тему для исследования: «Как эпоха отразилась на творчестве писателя?», «Какие факты из биографии автора можно увидеть в его произведениях?» Этот подход помогает формировать навык работы с информацией, развивает способность анализировать и критически её осмысливать, что составляет важную часть познавательных и личностных УУД.
Метапредметный подход, связанный с формированием УУД, предполагает и использование игровых методов. Например, при изучении сложных грамматических тем учитель может применять игровые задания или даже мини-квесты, чтобы учащиеся могли повторить правила в интерактивной форме. Игра позволяет не только повысить мотивацию, но и помочь ученикам закрепить знания на практике, а также развить навыки работы в группе. Важно, чтобы игра включала элемент соревнования или командной работы — это помогает учащимся осознавать ценность сотрудничества, учиться распределять роли и задачи, договариваться, что способствует развитию регулятивных и коммуникативных УУД.
Письменные работы, такие как сочинения, эссе, анализ текстов, позволяют формировать личностные и познавательные УУД. Эти задания требуют от учеников рефлексии, способности обосновать своё мнение, а также понимать и выражать свои чувства и отношения к произведению. Например, написание эссе на тему «Почему этот герой мне близок?» развивает способность к осознанию собственных ценностей, установок и эмпатии, что способствует личностному росту. Кроме того, такие задания помогают школьникам научиться структурировать текст, следовать логике изложения, использовать языковые средства для обоснования своей мысли.
Важно отметить, что при формировании УУД необходимо учитывать и современные технологии, которые активно влияют на восприятие информации. Например, использование интерактивных приложений для создания интеллект-карт или визуализации текста может сделать процесс работы более наглядным и увлекательным. Учитель может предложить создать интеллект-карту по биографии писателя или по сюжету произведения, чтобы школьники могли наглядно видеть структуру материала и учились логически упорядочивать информацию. Этот метод позволяет развивать навык структурирования, который важен как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.
Таким образом, уроки русского языка и литературы предоставляют широкие возможности для формирования универсальных учебных действий. Систематическое развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД позволяет школьникам не только успешно осваивать учебный материал, но и становиться более самостоятельными, уверенными и активными участниками учебного процесса.
Список литературы
Андреева О. Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка / О. Ю. Андреева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 114-116. — URL:
https://moluch.ru/archive/171/45654/
Окунева
Н. Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС / Н. Ф. Окунева. —
Текст :
непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, июнь 2015 г.). —
Москва :
Буки-Веди, 2015. — С. 113-116. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8260/
Шевелёва Н. С.,
Скобенко
Л. Д. Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии проблемного диалога // Инновационная наука.
2018.
№9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-uud-u-mladshih-shkolnikov-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-na-osnove-tehnologii-problemnogo-dialoga