Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе" | Ужахова Наталья Тагировна, Садовничая Мария Ивановна. Работа №354444

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: в работе рассмотрены виды универсальных учебных действий, условия развития этих действий, функции и различные средства формирования УУД на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, начальная школа, математика, коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

В современном начальном общем образовании процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) занимает не последнее место, так как необходимый уровень сформированности данных действий позволяет избежать трудностей в процессе овладения знаниями, умениями, навыками. Потому основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [1, c.30].

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Проблему формирования универсальных учебных действий исследовали множество педагогов и психологов. Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. На основе системно-деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) была разработана концепция развития универсальных учебных действий. В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Процесс обучения даёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет «зону ближайшего развития» указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития [3, c.455].

Ужахова Н.Т.

Студентка 4 курса ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института»
(г. Ставрополь, Россия)

Садовничая М.И.

Студентка 4 курса ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института»
(г. Ставрополь, Россия)


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в работе рассмотрены виды универсальных учебных действий, условия развития этих действий, функции и различные средства формирования УУД на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, начальная школа, математика, коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

В современном начальном общем образовании процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) занимает не последнее место, так как необходимый уровень сформированности данных действий позволяет избежать трудностей в процессе овладения знаниями, умениями, навыками. Потому основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [1, c.30].

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Проблему формирования универсальных учебных действий исследовали множество педагогов и психологов. Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. На основе системно-деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) была разработана концепция развития универсальных учебных действий. В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Процесс обучения даёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет «зону ближайшего развития» указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития [3, c.455].

Условия, обеспечивающие развитие УУД:

В образовательном процессе формирование УУД выражается тремя следующими взаимодополняющими принципами:

формирование УУД как цель определяет содержание и

организацию

образовательного процесса;

формирование УУД происходит в контексте усвоения разных

предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

универсальные учебные действия могут быть сформированы

только при

выполнении обучающимися учебной работы определенного

вида

на основании использования педагогами технологий, методов и приемов

организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся

[4,

c

. 56].

На сегодня в системе образования основные виды универсальных учебных действий нужно закладывать в начальной школе с первых уроков, поэтому соответствующими ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока (УУД): 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

В рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сферы ребенка: «развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности». Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Функции универсальных учебных действий включают:

 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

 создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Для того, чтобы грамотно формировать различные виды универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе, необходимо учитывать вид универсального действия и использовать весь потенциал учебного предмета.

Так, для формирования личностных универсальных учебных действий используют все без исключения задания учебника, так как они ориентированы на достижение личностных результатов, предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Типы заданий: Задания, инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Задачи «на доказательство», текстовые задачи.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий одним из наиболее эффективных учебных заданий является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. Работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Типы заданий: Текстовые задачи. Проблемные вопросы и задачи для обсуждения. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью. Проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников.

Формирования познавательных универсальных учебных действий происходит посредством формирования моделирования как необходимого универсального учебного действия. Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Использование заданий, позволяющих научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия. Типы заданий: Задания с моделями: самостоятельное создание и их применение при решении предметных задач. Задания на классификацию, доказательство «Занимательные и нестандартные задачи».

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит посредством Задания на развитие устной научной речи. Задания на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие. Типы заданий: Задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ». Система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма) [2, c. 78].

Исходя из всего вышесказанного хочется подчеркнуть, для чего же необходимо формировать различные виды универсальных учебных действий на уроках математики:

Личностные универсальные учебные действия позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, а также осуществляется выполнение воспитательных задач;

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные универсальные учебные действия позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего;

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе) [5, c.151-155].

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов, А. Г. «Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» / А.

Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г.

Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение,

2011. – с. 30.2. Барсукова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий

на уроках математики в начальной школе / Е.В.Барсукова // журнал

«Начальная школа», 2012, №7.

3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной

школе. Курс лекций. / Белошистая А.В. – Москва: Владос, 2007. – с. 455

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г.,

Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.]. — Москва: Просвещение, 2008.

5. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных

учебных действий школьника / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. –

№5. Т.2. – с. 151-155.

 

 

Uzhakhova N.T.

4th year student of the Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia)

 

Sadovnichaya M.I.

4th year student of the Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia)

 

THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN MATHEMATICS LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Abstract: the paper considers the types of universal educational actions, the conditions for the development of these actions, the functions and various means of forming the UUD in mathematics lessons in elementary school.

Keywords: universal learning activities, elementary school, mathematics, communicative, personal, regulatory, cognitive.

 

АНКЕТА АВТОРА

 

Анкета авторов

Автор 1

Автор 2

Автор 3

Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Садовничая Мария Ивановна

Ужахова Наталья Тагировна

 

Город

Ставрополь, Россия

Ставрополь, Россия

 

Место работы или учебы (полностью)

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

 

Должность или курс с указанием
кафедры или подразделения

4 курс

Психолого-педагогический факультет

4 курс

Психолого-педагогический факультет

 

Ученая степень,
ученое звание (при наличии)

 

 

 

E-mail

madnees.29@yandex.ru

natashatagir.com@gmail.com

 

Необходим ли сертификат
и справка для автора? (да/нет)

да

да

 

Название статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Раздел (секция) публикации

Педагогика и образование

Количество страниц

6 страниц


Анкета автора подлежит обязательному заполнению и направляется вместе со статьей по электронной почте. Направляя анкету и материалы для публикации, Вы соглашаетесь с Правилами публикации статей.

 

Дополнительная информация

 

Откуда Вы узнали о нашем издательстве?

(отметьте нужное)

1) от коллег, друзей, знакомых

 

 

2) от научного руководителя

 

 

3) из Интернета

да

Ваши замечания и пожелания

Без замечаний и пожеланий

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×