Формирование визуального мышления школьников при обучении математике | Протасова Оксана Михайловна. Работа №350241. Номер работы: №350241
Аннотация. В данной статье рассматривается роль визуального мышления в обучении математике. Поскольку математика требует не только усвоения формул и методов, но и понимания абстрактных понятий, визуальные средства могут существенно облегчить процесс обучения. Статья описывает методы, инструменты и подходы, способствующие развитию визуального восприятия и мышления у школьников, предлагает практические рекомендации для учителей и делится примерами успешного применения визуальных технологий на уроках математики.
Ключевые слова: визуальное мышление, математика, обучение, школьники, визуальные средства, инструменты, методы.
ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Протасова Оксана Михайловна, учитель математики
МБОУ “СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №62 имени А.Я. Опарина”, Кировская область г. Киров
Аннотация. В данной статье рассматривается роль визуального мышления в обучении математике. Поскольку математика требует не только усвоения формул и методов, но и понимания абстрактных понятий, визуальные средства могут существенно облегчить процесс обучения. Статья описывает методы, инструменты и подходы, способствующие развитию визуального восприятия и мышления у школьников, предлагает практические рекомендации для учителей и делится примерами успешного применения визуальных технологий на уроках математики.
Ключевые слова: визуальное мышление, математика, обучение, школьники, визуальные средства, инструменты, методы.
Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к уровню математической подготовки обучающихся. В условиях информационного прогресса и быстрого изменения технологий возникает необходимость в использовании инновационных методов и подходов для формирования у школьников необходимых математических навыков. Одним из таких подходов является развитие визуального мышления, которое можно рассматривать как способность представлять, обрабатывать и интерпретировать информацию в визуальной форме.
Визуальное мышление охватывает широкий спектр когнитивных процессов, включая восприятие графиков, диаграмм, чертежей и других визуальных элементов. В контексте изучения математики это направление становится особенно актуальным, поскольку помогает учащимся лучше усваивать абстрактные концепции, осуществлять анализ и синтез информации.
Значение визуального мышления в обучении математике
1. Понимание концепций
Визуальные представления позволяют учащимся легче усвоить сложные математические концепции, такие как геометрические фигуры, функции, графики и системы уравнений. Например, при изучении свойств треугольников графическое представление позволяет учащимся более четко воспринимать взаимосвязи между сторонами и углами. Это особенно важно для детей, которые могут испытывать трудности с абстрактным мышлением.
2. Развитие критического мышления
Использование визуальных средств способствует развитию критического мышления у школьников. Наблюдая за графиками и диаграммами, ученики учатся анализировать данные, выстраивать логические связи и делать выводы на основе полученной информации. Это не только улучшает понимание математики, но и развивает общие аналитические навыки.
3. Повышение мотивации
Визуальные инструменты, такие как интерактивные доски, компьютерные программы для создания графиков и математические игры, делают обучение более увлекательным и доступным. Это помогает повысить мотивацию учащихся к изучению математики и желание углублять свои знания.
Методы и подходы к формированию визуального мышления
1. Использование графических организаторов
Графические организаторы, такие как концептуальные карты, схемы и диаграммы, помогают организовать информацию визуально. Например, при изучении дробей учитель может использовать круговые диаграммы, чтобы наглядно продемонстрировать, как составные части образуют целое.
2. Интерактивные технологии
Использование современных технологий, таких как обучающие приложения и программное обеспечение для создания графиков, дает возможность учащимся взаимодействовать с математическими концепциями. Данные технологии обеспечивают интерактивный и наглядный подход к обучению, позволяя учащимся самостоятельно исследовать и открывать для себя новые математические идеи.
3. Настенные графики и постеры
Создание настенных графиков с математическими формулами, типами чисел или свойствами фигур помогает создать стимулирующую образовательную среду. Ученики могут активно взаимодействовать с этими материалами, проходя мимо них, и могут быть вовлечены в обсуждение во время уроков.
4. Работы с примерами из реальной жизни
Систематическая работа с примерами из реальной жизни, таких как расчеты бюджета, планирование времени или использование геометрии в архитектуре, позволяет ученикам увидеть, как математика применяется в повседневной жизни. Это способствует не только развитию визуального мышления, но и повышает значимость и актуальность изучаемых тем.
Практическое применение
Пример урока: "Геометрические фигуры"
На уроке, посвященном геометрическим фигурам, можно использовать следующие подходы:
Визуальные материалы: Учитель демонстрирует изображения различных геометрических фигур и объясняет их свойства. На доске или интерактивной панели можно выводить диаграммы с подписями.
Групповая работа: Ученики работают в группах, создавая свои диаграммы для отображения свойств различных фигур. Например, группа может создать мобиль из бумаги с фигурами, подписанными их свойствами.
Использование технологий: Учитель может предложить ученикам использовать приложения для моделирования геометрических фигур и их измерений. Ученики могут исследовать, как изменение одного параметра влияет на другие свойства фигуры.
Применение в жизни: В завершение урока учитель может показывать видео о том, как геометрия применяется в архитектуре или дизайне интерьеров, что помогает удостовериться в важности изучаемого материала.
Формирование визуального мышления у школьников — это ключевой компонент эффективного обучения математике. Применение визуальных средств, интерактивных технологий и реальных примеров делает этот процесс более увлекательным и продуктивным. Важно, чтобы учителя применяли разнообразные методы и подходы, учитывающие индивидуальные особенности учеников, чтобы каждый ребенок смог реализовать свой потенциал в изучении математики. В конечном счете, грамотное развитие визуального мышления будет способствовать не только успешному усвоению математических концепций, но и формированию устойчивых навыков для решения практических задач в будущем.
Список литературы
Балашов, Ю. В. Когнитивно-визуальный подход к обучению математ
ике как эффективное средство математического развития учащихся / Ю. В. Балашов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 62-65. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6562/
Кашицына Юлия Николаевна, Алексеева Елена Евгеньевна Методика развития критического мышления при обучении математике в школе // Проблемы современного педаг
огического образования.
2020. №66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-pri-obuchenii-matematike-v-shkole
Царькова Д. А., Демченкова Н. А. Формирование логического мышления учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения
математике // Ученый XXI века. 2015. №5-6 (6-7).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-logicheskogo-myshleniya-uchaschih
sya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-v-protsesse-obucheniya-matematike