Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование вокально-хоровой культуры учащихся на занятиях хорового пения | Наниз Лариса Рамазановна. Работа №351734

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование вокально-хоровой культуры у учащихся является неотъемлемой частью процесса музыкального образования в детских школах искусств. Вокально-хоровая культура включает в себя не только умение правильно и выразительно петь, но и понимание основ хорового исполнительства, чувства ансамбля, внимательности к партнерам и эмоциональной отдачи в коллективной музыке. В статье рассматриваются основные аспекты формирования вокально-хоровой культуры у детей, роль педагога в этом процессе, а также методы и приемы, которые помогают ученикам развить гармоничное звучание и музыкальное восприятие.

Ключевые слова: вокально-хоровая культура, хоровое пение, музыкальное образование, исполнительство, ансамбль, коллективное исполнение, педагогические методы.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

 

Наниз Лариса Рамазановна, преподаватель хорового пения

ГБО ДО РА "ДШИ а.Понежукай"

 

Аннотация. Формирование вокально-хоровой культуры у учащихся является неотъемлемой частью процесса музыкального образования в детских школах искусств. Вокально-хоровая культура включает в себя не только умение правильно и выразительно петь, но и понимание основ хорового исполнительства, чувства ансамбля, внимательности к партнерам и эмоциональной отдачи в коллективной музыке. В статье рассматриваются основные аспекты формирования вокально-хоровой культуры у детей, роль педагога в этом процессе, а также методы и приемы, которые помогают ученикам развить гармоничное звучание и музыкальное восприятие.

Ключевые слова: вокально-хоровая культура, хоровое пение, музыкальное образование, исполнительство, ансамбль, коллективное исполнение, педагогические методы.

 

Хоровое пение в детских школах искусств играет важную роль не только в обучении музыкальной грамоте, но и в формировании вокально-хоровой культуры у учащихся. Эта культура охватывает широкий спектр навыков, необходимых для качественного и гармоничного исполнения произведений в составе хора. Вокально-хоровая культура включает в себя понимание музыкальных и технических аспектов исполнения, умение работать в коллективе, способность к художественному самовыражению и эмоциональной интерпретации произведений. Задача преподавателя хорового пения заключается в том, чтобы системно развивать эти аспекты и формировать у детей культуру совместного музыкального исполнения.

Основным элементом вокально-хоровой культуры является правильная техника пения. Безусловно, в процессе обучения хоровому пению важно научить детей правильно использовать свой голос, поддерживать хорошую дыхательную поддержку, работать над артикуляцией, интонацией и тембром. Однако гораздо важнее научить их петь не только «правильно», но и «с душой». Это требует от педагога комплексного подхода, включающего не только вокальные упражнения, но и работу над восприятием музыки как целостного произведения, которое дети должны передать слушателю через свое исполнение.

Примером такого подхода может служить работа над простыми народными песнями, которые, с одной стороны, требуют внимательного отношения к интонации и точности исполнения, а с другой — дают пространство для интерпретации. Педагог может предложить детям сначала выучить произведение в строгом соответствии с нотами, а затем совместно обсуждать, как передать в музыке эмоции, характер или образ. Дети должны научиться понимать, что хоровое исполнение — это не только техническое задание, но и способ выражения чувств через музыку.

Кроме того, педагог должен уделить особое внимание развитию ансамблевого чувства у учащихся. Хоровое пение — это не сольное исполнение, а слаженная коллективная работа, где каждый участник должен быть внимателен к звукам, которые издают другие члены хора. Важной задачей является научить детей слушать друг друга, подстраиваться под общий темп и ритм, чувствовать гармонию и работать над ансамблем.

Примером упражнений для развития ансамблевого чувства может стать использование хоровых этюдов, где каждая группа (сопрано, альты, теноры, басы) поет свою часть произведения, но все части должны быть соединены в единую музыкальную ткань. Педагог может предложить сначала пропеть отдельные голоса, а затем объединить их в совместное исполнение. Это упражнение помогает не только выработать ансамблевое чувство, но и повысить внимание к партнерам по хору, развить слуховую концентрацию.

Также важным аспектом вокально-хоровой культуры является чувство музыкального стиля и жанра. Каждое произведение требует особенного подхода в интерпретации, и этот аспект следует развивать у детей с самого раннего возраста. Например, исполнение произведений барочной эпохи потребует от детей внимательности к выразительности и ритмическим акцентам, в то время как для исполнения народных песен важнее будет живость, открытость и выразительность. Педагог должен учить детей «слышать» стиль произведения, понимать его структуру и эмоциональную окраску.

Одним из ключевых аспектов вокально-хоровой культуры является работа с эмоциями. В хоровом пении музыка не должна быть просто исполнена точно по нотам, она должна быть наполнена эмоциями, которые помогают донести до слушателя смысл произведения. Это особенно важно в школьном хоре, где дети часто могут быть скованы волнением или неопытностью. Преподаватель должен научить их, как освободиться от излишнего напряжения и передать эмоции через голос. Для этого можно использовать театрализованные элементы на занятиях, например, разыгрывать характеры и образы из песен. Таким образом, дети учатся понимать, что каждая нота и каждая фраза должны быть наполнены жизнью и смыслом.

Примером такого подхода может быть работа с произведением, например, с песней, где ученики сначала осваивают мелодию, а затем начинают работать над передачей эмоций. Если это радостная песня, то в ней важно передать легкость и веселье, а если произведение лирическое, то внимание сосредотачивается на мягкости звука, глубине интонации. Педагог может попросить детей представить себе, о чем рассказывается в песне, и воссоздать в своем исполнении тот или иной образ.

Также стоит отметить, что в процессе формирования вокально-хоровой культуры важно развивать у детей чувство ответственности за общий результат. Каждый участник хора должен понимать, что его голос — не просто технический инструмент, но и важная часть общей картины. Это требует от ученика умения работать в коллективе, принимать участие в общем процессе, чувствовать свою роль в общем ансамбле. Педагог должен создать атмосферу доверия и взаимопомощи в коллективе, где каждый ребенок будет поддерживать других и работать на общий успех.

Для этого в классе хорового пения можно организовывать репетиции, в которых дети не только учат новые произведения, но и получают возможность высказывать свои мнения и предложения по поводу исполнения. Это помогает развить у них не только музыкальные, но и социальные навыки. Важно научить их слушать мнение других, работать в группе, быть ответственными за свою роль и оценивать вклад каждого в общее звучание.

Таким образом, формирование вокально-хоровой культуры у учащихся — это многогранный процесс, который включает в себя развитие техники пения, ансамблевого чувства, понимания музыкальных стилей и эмоционального восприятия музыки. Педагог должен научить детей не только правильно петь, но и «жить» музыкой, передавая через исполнение глубокие эмоции и смысл произведений. Важно, чтобы хоровое пение стало для детей не только учебным процессом, но и настоящим творческим актом, в котором они могут раскрыть свой внутренний мир и поделиться им с окружающими.

 

Список литературы

Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М.: издательство ГНОМ, 20

2

0. 1983. -414 с.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - М.: Питер, 20

1

9. - 448 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×