Формирование временных представлений у младших дошкольников | Барахоева Тамара Орешевна. Работа №284812
Автор: Барахоева Тамара Орешевна
Актуальность данной статьи. Представления о времени можно отнести к одному из самых сложных и в то же время важных педагогических навыков для детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, гласит, что познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичных представлений о времени. Формирование и развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательного направления «Познавательное развитие». То, насколько ребенок сможет понять представления о времени, во многом будут зависеть его способности планировать свое время и дальнейшее усвоение образовательной программы. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Формирование временных представлений дошкольников » является актуальной. Время является достаточно сложным объектом познания. Представления о времени – это комплекс о единицах измерения времени и их соотношениях, который позволяет ориентироваться во времени. Проблема - каков комплекс заданий направленный на формирование временных представлений
Исполнитель: Барахоева Тамара Орешевна
Введение
Актуальность исследования. Представления о времени можно отнести к одному из самых сложных и в то же время важных педагогических навыков для детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, гласит, что познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичных представлений о времени. Формирование и развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательного направления Познавательное развитие. То, насколько ребенок сможет понять представления о времени, во многом будут зависеть его способности планировать свое время и дальнейшее усвоение образовательной программы. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы Формирование временных представлений дошкольников является актуальной. Время является достаточно сложным объектом познания. Представления о времени – это комплекс о единицах измерения времени и их соотношениях, который позволяет ориентироваться во времени. Проблема - каков комплекс заданий направленный на формирование временных представлений
Объект исследования - процесс формирования временных представлений у детей 2-3 лет.
Предмет исследования – комплексы заданий, направленных на формирование временных представлений.
Цель исследования – апробация комплекса заданий направленных на формирование временных представлений у детей раннего возраста 2-3 лет.
Задачи исследования:
1) раскрыть психологические восприятия времени у дошкольников;
2) изучить методические подходы к изучению времени в ДОУ
3) провести анализ современных программ ДОУ по проблеме формирования временных представлений.
4)провести опытно-практическую работу по апробации комплекса заданий направленных на формирование временных представлений у детей раннего возраста 2-3
5) составить комплекс заданий, направленный на формирование временных преставлений у детей раннего возраста.
6) проанализировать результаты опытно-практической работы по формированию временных представлений у детей раннего возраста
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: труды
Т. Д. Рихтерман, С. Л. Рубинштейн, О. А. Фунтикова, Н. И. Чуприкова, Е. И. Щербакова, С. Д. Язвинская.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
Практические:
- диагностика уровня усвоения представления о времени;
- разработка комплекса заданий по формированию временных представлений у детей раннего возраста;
- анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ детский сад "Петушок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития г.Мышкин группа раннего возраста "Одуванчик" ,количество детей 13.
Работа имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании теоретических основ обучаемых вопросов.
Практическая значимость исследования в апробации составленного комплекса упражнений.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, 6 параграфов, заключение, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются проблема и цель,определяются оъект и предмет,ставятся задачи,указываются методы, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе проанализированы основные понятия, относящиеся к данному исследованию, особенности формирования временных представлений у дошкольников.
Во второй главе проведена опытно-практическая работа по апробации комплекса заданий, направленных на формирование временных представлений у детей раннего возраста 2-3 лет.
Глава 1. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования временных представлнений у дошкольников
1.1 Психология восприятия времени дошкольниками
В процессе роста ребенка происходит также становление его характера и психики. Особую роль в череде возникающих и развивающихся психологических процессов в раннем возрасте играет восприятие ребенка. Ведь у ребенка и поведение, и осознание происходящего в первую очередь связано с его восприятием окружающего мира. Познание пространственно-временньɪх отношений неɪɪосредственно связано с отражением явлений материального мира и оɪɪределяется им. Эта закономерность достаточно ясно ɪɪроявляется в области неɪɪосредственно чувственного отражения, то есть, в области ощущений и восɪɪриятий. В какой бьɪ среде человек не находился, каким бьɪ видом деятельности не занимался, для него жизненно необходимьɪм является ɪɪравильное отражение изменений, ɪɪроисходящих в ɪɪространстве и времени. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно ориентироваться во времени и ɪɪространстве. Это необходимо ему для освоения и изучения окружаɪощего его мира. Раньше и легче дается человеку ощущение ɪɪространства. Что такое здесь и там, становится ɪɪонятньɪм довольно скоро. Здесь - это то, что достуɪɪно, что можно разглядеть, ɪɪотрогать, ɪɪоɪɪробовать на вкус. Там - неɪɪосредственно недостуɪɪно, но, если ɪɪриложить усилия, ɪɪостараться дотянуться или ɪɪереместиться, то можно ɪɪревратить “ Там в Здесь”. К году или ɪɪолутора годам ребенок начинает ɪɪонимать, что такое сейчас - оно ɪɪохоже на здесь. Чуть ɪɪозднее вьɪясняется и что такое скоро- оно ɪɪохоже на там, недалеко. К трем годам становится ясньɪм, что бьɪвает сегодня, завтра, вчера. Только к 7 - 8 годам складьɪвается наше обьɪчное интуитивное ɪɪредставление о времени: как о равномерно и ɪɪовсеместно текущем ɪɪотоке мгновений. В своем развитии ребенок, вероятно, ɪɪовторяет - в очень ускоренном темɪɪе - тот долгий и давний ɪɪуть, которьɪм человечество, развиваясь от ɪɪервобьɪтного состояния, ɪɪришло к нашему современному ɪɪонятиɪо времени. Это тоже бьɪл ɪɪуть ощущения, восɪɪриятия, исследования и освоения мира. На самьɪх ɪɪервьɪх ɪɪорах источником ощущения и ɪɪереживания времени бьɪло, наверное, стремление ɪɪревратить желаемое в достуɪɪное. У человека ориентировка во времени состоят из двух форм отражения времени. Одна из них - неɪɪосредственное ощущение длительности, обусловленное висцеральной чувствительностьɪо, на базе чего образуɪотся условньɪе рефлексьɪ. Другая - собственно восɪɪриятие времени, которая, развиваясь на органической основе, связана с обобщаɪощей функцией второй сигнальной системьɪ. Неɪɪосредственное восɪɪриятие временной длительности вьɪражается в нашей сɪɪособности чувствовать ее, неɪɪосредственно оценивать и ориентироваться во времени без всɪɪомогательньɪх средств. Эту сɪɪособность назьɪваɪот чувством времени. В разньɪх видах деятельности чувство времени вьɪстуɪɪает как чувство темɪɪа, то, как чувство ритма, то, как чувство скорости. В формировании этого чувства оɪɪределеннуɪо роль играет накоɪɪленньɪй оɪɪьɪт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так, чувство времени наряду с чувственньɪм восɪɪриятием вклɪочает и логические комɪɪонентьɪ: знание мер времени. Таким образом, чувство времени оɪɪирается на взаимодействие ɪɪервой и второй сигнальньɪх систем. В раннем возрасте чувство времени формируется на основе чувственного оɪɪьɪта без оɪɪорьɪ на знание эталонов времени. Младенец кричит, значит, настало время кормления. Ребенок сьɪт - он сɪɪокойно лежит, ульɪбается. У него нет еще обобщения чувства времени, оно остается связанньɪм только с той конкретной деятельностьɪо, в которой оно сформировалось, то есть, имеет сравнительно узкуɪо сферу ɪɪрименения. Овладение же единицами времени, и ɪɪрименение их дает возможность ɪɪользоваться чувством времени более широко. Чувство времени развивается и совершенствуется в ɪɪроцессе ɪɪрактической деятельности человека, в результате сɪɪециально организованньɪх уɪɪражнений и усвоения сɪɪособов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности. С одной стороньɪ, развиваɪощееся восɪɪриятие времени оɪɪирается на чувственнуɪо основу, а с другой - на освоение общеɪɪринятьɪх эталонов оценки времени. Чувственному восɪɪриятиɪо времени сɪɪособствуɪот все основньɪе ɪɪроцессьɪ нашей органической жизни, обладаɪощие строгой ɪɪериодичностьɪо (ритм дьɪхания, биение сердца и т. д.). Точно так же ежедневньɪй ритм жизни человека сɪɪособствует вьɪработке условньɪх рефлексов на время. Время - объект ɪɪознания. Оно является чрезвьɪчайно многогранной стороной окружаɪощей реальности. Восɪɪриятие времени - это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, ɪɪоследовательности явлений действительности (Д. Б. Эльконин). По мнениɪо Д. Б. Эльконина, для ɪɪознания различньɪх сторон времени нужна функция разньɪх корковьɪх структур мозга. Процесс восɪɪриятия и отражения времени у детей образуется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостьɪо. Восɪɪриятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости, и ɪɪериодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядньɪх форм. Сложно для детей и ɪɪонимание смьɪсла слов, обозначаɪощих временньɪе отношения в силу их относительного характера. На ранних этаɪɪах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременности, качественньɪх ɪɪризнаков. Наɪɪример, сɪɪокойной ночи говорят, когда ложатся сɪɪать, вечером уже темно и солнца нет. Дети дошкольного возраста уже относительно точно оɪɪределяɪот небольшие ɪɪромежутки времени, о содержании которьɪх имеɪот оɪɪределенное ɪɪредставление на основе личного оɪɪьɪта. Если жизнь детей строго ɪɪодчинена оɪɪределенному режиму, то есть, расɪɪределена во времени, то ребенок уверенно отмечает утро (Мьɪ еще не завтракали) или вечер. Он различает день (Скоро обед) или ночь (Все сɪɪят). Но им очень трудно вьɪделить время в давно ɪɪрошедших собьɪтиях, ɪɪредставить себе его длительность, его значение и разместить в ɪɪоследовательном ɪɪорядке давно минувшие собьɪтия. У младших школьников есть лишь знание настоящего и смутное ɪɪредставление о ɪɪрошлом времени: Это бьɪло давно. Развитиɪо сɪɪособности к более точной локализации и ɪɪониманиɪо ɪɪоследовательности собьɪтий во времени может сɪɪособствовать осознание ɪɪричинньɪх зависимостей этих собьɪтий, а также - развитие умений ɪɪользоваться различньɪми временньɪми эталонами, что ɪɪозволяет вьɪразить временньɪе отношения в качественньɪх ɪɪоказателях. В разньɪх видах ɪɪрактики у детей складьɪваɪотся более реалистические ɪɪредставления о времени и его единицах (час, день, сутки). В ɪɪроцессе обучения раскрьɪвается значение наиболее трудньɪх для детей временньɪх наречий, уточняется их ɪɪонимание. Однако тонкая дифференцировка временньɪх ɪɪредставлений зависит от общего умственного и речевого развития детей. Как уже отмечено, время не имеет наглядньɪх форм, с ним нельзя совершать действия. Для восɪɪриятия времени у человека нет сɪɪециального анализатора. Время ɪɪознается оɪɪосредованно, через движение и ритм жизненньɪх ɪɪроцессов или с ɪɪомощьɪо сɪɪециального ɪɪрибора. У взрослого человека- это результат деятельности ряда анализаторов, действуɪощих в системе. У ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет. Восɪɪриятие времени легко искажается субъективньɪми факторами: заɪɪолненностьɪо временного ɪɪромежутка, его значимостьɪо для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность). Знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, вьɪработанньɪх лɪодьми. Усвоение таких обозначений дается нелегко, так как они носят условньɪй и относительньɪй характер. То, что бьɪло завтра, становится ɪɪосле ночи сегодня, а через сутки - вчера. Эта текучесть времени, его незримость крайне затрудняет его вьɪчленение и ɪɪознание. В дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временньɪх ɪɪредставлений у детей начинается ɪɪозднее и имеет своɪо сɪɪецифику. Освоение времени осуществляется через ɪɪрактическуɪо деятельность детей. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которьɪми можно измерять и оɪɪределять длительность, ɪɪоследовательность различньɪх видов деятельности. В ходе деятельности на ребенка воздействует сложньɪй комɪɪлекс раздражителей, в котором временньɪе отношения играɪот второстеɪɪеннуɪо роль. Поэтому в ходе сɪɪециального обучения нужно организовать соответствуɪощуɪо деятельность наɪɪравленнуɪо на измерение времени ɪɪри ɪɪомощи ɪɪриборов, демонстрируɪощих те или иньɪе ɪɪромежутки времени и их взаимосвязь, то есть время должно бьɪть ɪɪредметом сɪɪециального внимания детей. В ходе такой деятельности создаɪотся условия для формирования более четких ɪɪредставлений о времени . Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временньɪх ɪɪредставлений и ɪɪонятий. Это связано с ɪɪроцессом становления речи, со сɪɪецификой словарного заɪɪаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом ɪɪроцессе отводится освоениɪо сɪɪециальной терминологии. Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которьɪе существуɪот у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). Развитие временньɪх ɪɪредставлений и ориентировка во времени связаньɪ с ɪɪовседневной жизньɪо и деятельностьɪо детей. В дошкольном учреждении основньɪми ориентирами оказьɪваɪотся режимньɪе моментьɪ, эмоционально значимьɪе собьɪтия, темɪɪ деятельности. Если не ɪɪроводить сɪɪециальнуɪо работу ɪɪо формированиɪо временньɪх ɪɪредставлений, то это ɪɪриведет к тому, что ɪɪолучаемьɪе детьми сведения об отдельньɪх временньɪх обозначениях остаɪотся на ɪɪоверхности детского сознания, не раскрьɪваɪот временньɪх отношений. Так, многие дети не могут назвать ɪɪоследовательность дней недели, не соотносят месяцьɪ с сезонами года и датами знакомьɪх им ɪɪраздников, не знаɪот ɪɪричинной зависимости времен года . Сɪɪециально организованное обучение ведет к тому, что ɪɪредставления о времени у детей бьɪстро совершенствуɪотся, становятся более систематичньɪми, осознанньɪми, развивается чувство времени. При ɪɪереходе в школу из дошкольного учреждения дети должньɪ уметь различать и назьɪвать части суток, знать их ɪɪоследовательность. Последовательно назьɪвать дни недели, назьɪвать, какой день бьɪл вчера, какой будет завтра. Дети должньɪ знать название текущего месяца и их ɪɪоследовательность. Знание эталонов времени, умение устанавливать временньɪе отношения сɪɪособствует осознаниɪо детьми ɪɪоследовательности ɪɪроисходящих собьɪтий, ɪɪричинно-следственньɪх связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть ɪɪереживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая ɪɪо-разному окрашена эмоционально, а также наблɪодениями за явлениями и собьɪтиями окружаɪощей жизни . В дошкольном возрасте ребенок ɪɪогружен в нерасчлененное время - ɪɪространство, ɪɪоскольку его социальньɪе связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимьɪм взросльɪм . Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, ɪɪоскольку на этот ɪɪроцесс влияет много факторов, имеɪощих разньɪе источники, ɪɪодчас мало связанньɪе между собой. В этом возрасте ɪɪредставления о времени носят мифологический характер: они богатьɪ ɪɪо содержаниɪо, но не структурированьɪ; глобальньɪ, но не систематизированьɪ. Представления о временньɪх характеристиках существуɪот в детском сознании фрагментарно и с разной стеɪɪеньɪо осознанности. Поскольку дошкольник еще не соотносит временньɪе ощущения с объективной временной сеткой, то мьɪ можем наблɪодать в этом возрасте наиболее ярко явление гомоморфизма временньɪх ɪɪараметров.Дети рассуждаɪот так: Время вообще есть, но без часов оно не заметно, Часьɪ не главное, часьɪ - точное время, а настоящее время в днях, сутках. Дошкольник живет в собственньɪх ɪɪредставлениях здесь и теɪɪерь, где минутка - это слово, ɪɪока не соотносимое с физической мерой времени. В этом возрасте идет интенсивное накоɪɪление знаний о ɪɪредметах и явлениях действительности, организованньɪх во времени (сегодня - завтра, сегодня - вчера; сначала - ɪɪотом), чему сɪɪособствует овладение родной речьɪо, наблɪодение за окружаɪощим миром, развиваɪощимся ɪɪо законам биологии и истории, а также осознание своей собственной жизни. Современньɪе условия труда требуɪот от человека умения следить за течением времени в ɪɪроцессе деятельности, расɪɪределять ее во времени, реагировать на разньɪе сигнальɪ с оɪɪределенной скоростьɪо и через заданньɪе временньɪе интервальɪ, ускорять или замедлять темɪɪ своей деятельности, рационально исɪɪользовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В своɪо очередь чувство времени ɪɪобуждает человека бьɪть организованньɪм, собранньɪм, ɪɪомогает беречь время, более рационально его исɪɪользовать, бьɪть точньɪм. Время является регулятором не только различньɪх видов деятельности, но и социальньɪх отношений человека. Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника начиная с первого класса. Под руководством Б. Г. Ананьева бьɪла ɪɪроведена серия ɪɪсихолого - ɪɪедагогических исследований умственного развития детей в ɪɪроцессе начального обучения. Эти исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в ɪɪроцессе обучения в школе, в котором ɪɪространственно-временная ориентировка не являлась бьɪ важньɪм условием усвоения знаний, умений и навьɪков развития мьɪшления .
Вьɪвод. Итак, дети дошкольного возраста относительно точно оɪɪределяɪот ɪɪромежутки времени, знаɪот части суток, месяцьɪ, времена года, но им очень трудно вьɪделить время в ɪɪрошедших собьɪтиях
1.2 Методические подходы к изучению времени в дошкольном образовательном учреждении
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:
-наглядные (наблюдения, демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов, часов и т.д)
-словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
-практические (игры, упражнения, опыты).
Использование этих методов в значительной степени зависит от возраста детей и выбора особенностей конкретных задач,решаемых на данном занятии.
В основном восприятие и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. В процессе работы по формированию временных представлений предпочтения необходимо отдавать практическим методам, а именно методу моделирования.
Моделирование - это метод изучения объектов познания на моделях. Модели времени отражают смену временных отрезков, помогают дошкольникам не только закреплять временные эталоны, но и показывать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме этого, модели представляют собой варианты материализации временных явлений и позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений. Метод моделирования может быть использован как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Модели делятся на плоскостные и объёмные. Ф. Н. Блюхер, Т. Д. Рихтерман подразделила плоскостные временные модели на круговые и линейные. Цель этих моделей состоит в том, чтобы показать детям непрерывность и текучесть времени. А. Фунтикова и Е. Щербакова разработали объемную модель времени. Они считают что, чем точнее модели смогут передать свойства и особенности времени, тем полнее реализовывается принцип отражения, а знание о времени ближе к объективным и достоверных, а значит и к адекватному отражению действительности. Однако эти модели рекомендуется использовать для детей старшей группы. Наблюдение - это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного восприятия окружающего мира. Наблюдения могут проводиться индивидуально или с подгруппой детей. Содержание метода может включать в себя наблюдение за окружающей средой, состоянием природы, особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время суток или года. Демонстрация (рассматривание) картин, иллюстраций, мультфильмов, презентаций - важный метод обучения дошкольников, позволяющих решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают детям наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, иллюстраций у детей формируются наглядные образы. Беседа - это метод получения информации на основе словесной коммуникации. В ходе беседы у детей формируется убеждение в необходимости и возможности рационального использования времени: сохранение его специфических свойств и характерных признаков временных отрезков, воспитывается умение ориентироваться в окружающей действительности. Проведения бесед необходимо начать с подготовительного этапа. Подготовка начинается с выбора темы. Выбрав тему для беседы, формируется цель, определяется содержание, придумываются вопросы. Беседа должна проводиться после наблюдений за явлениями природы: полученные знания в ходе наблюдения помогут детям стать активными участниками беседы. Беседы о временных эталонах начинают проводиться в детском саду начиная спервой младшей группы. Они могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам. Под чтением, рассказыванием художественных произведений - это методы, которые дают детям понять, следовательно обогатить речь детей новыми словами, т.е. дают им новые знания об окружающем мире.
Игровой метод - это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности. К игровым методам относятся дидактические и подвижные игры. Особенности формирования временных представлений в разных возрастных группах Младший дошкольный возраст. Во второй младшей группе начинается знакомство детей с частями суток. В данном возрасте необходимо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. Средний дошкольный возраст. В средней группе закрепляются название частей суток, и вводится понятие сутки. Также показывается сменяемость суток вчера, сегодня, завтра. Старший дошкольный возраст У детей старшей группы формируется понятие о единицах и особенностях времени. Дети знакомятся временами года, с месяцами, с названиями дней недели, определяют какой день, был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, т. е. происходит знакомство с календарём. Для развития временных представлений используют различные методы: наблюдение; беседа; рассказ; моделирование; чтение стихов, рассказов; демонстрация иллюстраций, презентаций, мультфильмов дидактические и подвижные игры, заостряя внимание на периодичности смены частей суток. Также у детей начинает формироваться развитие чувства времени. Основными направлениями в работе развития чувства времени: - ознакомление с единицами измерения времени; - переживание времени, т. е. понимание о продолжительности временных интервалов; - формировать у детей умение оценивать временные интервалы без часов. В подготовительной группе происходит закрепление полученных знаний о времени, продолжается знакомство с календарём, ознакомление детей с часами. Вывод. Развитие временных представлений у детей в детском саду начинается со второй младшей группы и продолжается весь период. Формирование представлений о времени должно осуществляться не только на занятиях, но и в повседневной жизни (дома и в детском саду). Для этого педагоги используют различные методы и приёмы. Для закрепления знаний о времени в детском саду кроме занятий должны создаваться уголки времени, где будут находиться модели времени, календари, приборы для измерения времени, представлены различные настольно-печатные, дидактические игры, репродукции картин, альбомы, плакаты и художественная литература. Родители также должны закреплять полученные знания о времени с детьми. Не обязательно с ребёнком сидеть и учить понятия о времени, а можно даже идя утром в детский сад или гуляя по улице поговорить с ребёнком о временных понятиях. Ещё воспитатели групп могут организовать консультации для родителей, как на собраниях, так и в индивидуальном порядке, изготовить папки – передвижки с рекомендациями Таким образом, знакомство детей с временными понятиями должно осуществляться в строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
1.3 Обзор программ ДО по проблеме формирования временных представлений у дошкольников
Время— это одно из звеньев реальности, вкоторой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь идеятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем.
Проведем обзор современных программ дошкольного образования по проблеме формирования временных представлений у дошкольников
1. Программа От рождения до школы (под ред. Н.Е. Вераксы) Анализируя программу От рождения до школы под редакцией Н.Е Веракса выяснили, что во второй младшей группе детей учат ориентироваться вконтрастных частях суток: день— ночь, утро— вечер. Всредней группе расширяют представления дошкольников характеристикой последовательности утро— день— вечер— ночь. Затем встаршем дошкольном возрасте детям дают представления отом, что утро, вечер, день иночь составляют сутки. Учат устанавливать последовательность событий, например, что было раньше, ачто потом. Иуже вподготовительной группе дают детям элементарные представления овремени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат различать длительность отдельных временных интервалов: 1 минута, 1 час. Проведя теоретический анализ литературы, выяснили, что развитие представлений овремени удетей вдетском саду осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь ина занятиях. Оба пути могут сочетаться друг сдругом. Вповседневной жизни полезно опираться на режим дня, четкий распорядок вчередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка вкачестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, атак же природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов. Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Впроцессе работы важно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры иупражнения, рассматривание, иллюстраций имоделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки) ипр. Таким образом, всовременных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений. Важно вработе сдошкольниками использовать все многообразие средств. Работу проводить не только входе образовательной деятельности, но ив течение дня ирежимных моментах
Обзор программы Детство по проблеме формирования временных представлений у дошкольников.
Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов. Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.
Четвертый год жизни.
Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).
Пятый год жизни.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знакисимволы; понимание замещения конкретных признаков моделями
Шестой год жизни.
Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временне зависимости.
3. Обзор программы Детский сад - 2100 по проблеме формирования временных представлений у дошкольников Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. —Изд. 3-е, переаб. — М. : Баласс, 2019. — 528 с.
В данный возрастной период сенсорное развитие является основной линией развития ребёнка, и все остальные линии его развития базируются на сенсорной основе. Успешность полноценного развития ребёнка в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Своевременное сенсорное развитие на данном возрастном этапе является главным условием познавательного развития, основой познания окружающего мира.
Основные направления работы
1. Создавать условия для ознакомления малышей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями.
2. Обучать обследованию предметов и объектов, выделению в них различных свойств, признаков.
3. Стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование (песок, вода, тесто и пр.).
4. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.
Ориентировка во времени
Задача:
Учить различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
Учить времена года (осень, зима, весна, лето).
Многие педагоги занимались изучением формирования представлений овремени удетей дошкольного возраста. Так, Я.А.Каменский в Великой дидактике указывал, что вк шести годам уребенка должна быть заложено ядро для многих последующих занятий. Он указывал, что обучение дошкольников необходимо пройти первые шаги хронологии.
По мнению Ф. Фребеля, первые представления овремени ребенок должен усвоить впроцессе практических игр, на играх ина занятиях собучающим материалом.
Е.И.Водовозову интересовал вопрос об объеме знаний для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как полдень, сумерки, познакомить со сторонами света. Под руководствомА.М.Леушиной были разработаны содержание иметоды формирования удошкольников временных представлений. Усвоение дошкольниками абстрактных понятий осуществлялось через усвоение практических действий и в практико-ориентированной деятельности. Содержание временных понятий, разработанныхА.М.Леушиной широко представлено вобразовательных программах. Это явилось существенным отличием от зарубежных образовательных программ. Интересны теоретические аспекты ипрактические рекомендацииМ.И.Васильевой по развитию временных представлений. Вее работах описано роль времени врегуляции поведения идеятельности ребенка. Результат работы заключается втом, что дошкольники стали более быстро выполнять определенные действия, экономно его расходовать на выполнение бытовых процессов. Р. Чуднова предлагает способы обучения ориентировки во времени. Автор рекомендует широко использовать картинки ихудожественное слово: пословицы, рассказы, стихотворения, загадки. Для совершенствования знаний овремени Р. Чуднова разработала наглядные модели Части суток, Дни недели, Времена года— символы года исезонов. При использовании данного материала, автор рекомендовала учитывать возрастные ииндивидуальные особенности воспитанников Т.Д.Рихтерман также выявляет основные специфические сторонывосприятия времени детьми, уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает знакомство счастямисуток на наглядной основе— используя картинки, отражающие деятельность детей вразличные части суток. Далее автор предлагает перейти на усвоениекартинок сизображением, где каждое время суток обозначаетсяразличным цветом. Т.Д.Рихтерман для обобщения знанийовремени предлагает знакомить старших дошкольников скалендарем как системой мер времени. Так жеЕ.И.Щербакова изучала формирование удошкольников временных представлений ипонятий (сутки, неделя, год), некоторые свойства времени (одномерность, текучесть, необратимость), атак же интересовалась первичной практической ориентировкой во времени. Она разработала объемную модель времени ввиде спирали, каждый завиток которой взависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движения изменения процессов, явлений времени. Автором так же была создана модель Дни недели, Времена года, что способствует пониманию детьми реального момента, предоставляют детям возможность заглянуть в лабораторию времени, увидеть ипонять его суть . Восприятие времени имеет свои особенности, так явления объективной действительности характеризуют определенной длительностью, поэтому восприятие времени— это прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения впределах того или иного отрезка времени. Как во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли какого-то из них. И.М.Сеченов особое значение придавал слуховым имышечным ощущениям, считая, что только звук имышечное ощущение дают человеку представления овремени, притом не всем своим содержанием, алишь одною стороною, тягучестью звука итягучестью мышечного чувства . Так можно выделить пять особенностей времени. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может восприниматься сразу, атолько всвоем последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого-либо события, акогда наступает его конец, то оначале можно лишь вспомнить. Следующая особенность— необратимость времени: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Время недоступно непосредственному созерцанию: его не видно, не слышно; оно не имеет наглядных форм. Со временем нельзя совершить какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить. Ипоследняя особенность, словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны иносят переходный характер. Чувство времени может находиться на разных ступенях развития. Враннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание временных эталонов. Так младенец кричит, если настало время его кормить. Унего нет обобщенного понятия чувства времени, оно связано только сконкретной деятельностью. Это чувство растет исовершенствуется впроцессе специально отобранных упражнений иусвоения способов оценки времени. Втаких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться кшколе. Уровень развития временных представлений удетей является одним важных показателей интеллектуальной готовности кшколе ивыявляется посредством педагогической ипсихологической диагностики. Многие положительные качества возникают иразвиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность, организованность ит.д. Вигровой, продуктивной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Но освоение временных понятий ребенком дошкольного возраста идет медленно итрудно. Причины этому различны. ТакР.Л.Непомнящая выделяет следующие, первая причина это своеобразие времени как формы проявления реальности. Вторая несформированность уребенка механизмов познания времени. Третья— особенности детского мышления ипознавательной деятельности враннем возрасте. Ичетвертая причина небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени. Поэтому при знакомстве дошкольников свременными понятиями необходимо основываться на возрастных ииндивидуальных особенностях детей. Начинать необходимо сознакомления детей сединицами его измерения. Систематическая работа вобразовательном учреждении по развитию временных представлений начинается стрехлетнего возраста. Вкаждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые вцелом составляют программу ориентирующую педагога вего деятельности.
Выводы по первой главе
1. В два-три года дети способны отражать в речи категории времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Однако они:
1) не владеют прошлыми и будущими формами;
2) путают относительные временные наречия (сначала, потом,вчера, завтра, скоро, давно);
3) временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени);
4) временные интервалы дети связывают с постоянноповторяющимися или эмоционально привлекательными событиямиили явлениями.
2. Знакомство детей с временными понятиями должно осуществляться в строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
3. Для гармоничного развития ребёнка должно быть направлено совершенствование содержания, форм, методов воспитания и обучения на последовательное, целенаправленное формирование всех творческих способностей ребёнка.
4. Процесс обучения надо организовывать так, чтобы появилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом для развития познавательных возможностей, логических форм мышления.
5. Включение упражнений в занятия и в самостоятельную познавательно-игровую деятельность детей позволяет расширить их элементарные представления о формировании времени.
Глава 2. Апробация комплекса заданий,напрвленных на формирование временных представлений у детей раннего возраста 2-3 лет
2.1 Цель,задачи,этапы опытно-практической работы
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад "Петушок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития г.Мышкин. Опытно-практическая работа проходила в группе раннего дошкольного возраста общеразвивающей направленности 2-3 лет "Одуванчик". В эксперименте принимали участие 13 дошкольников.
Цель опытно-практической работы- проверить эффективность составления комплекса заданий.
Опытно-практическая работа состояла из трех этапов:
констатирующего,
формирующего
контрольного.
Прежде чем начинать работу по формированию временных представлений у детей раннего возраста провела констатирующий этап знаний (в количестве 13 детей).
Цель констатирующего этапа – выявление уровня сформированности временных представлений у детей раннего возраста.
В качестве основного метода исследования уровня временных представлений у детей 2-3 лет использовались диагностические методики В.П. Новиковой.
Методика №1 А что делает Заяц?
Цель: выявление уровня сформированности временных представлений, а именно присущей частям суток деятельности.
Материал: Карточки, на которых изображен Заяц в разные части суток и выполняющего соответствующие этим частям суток занятия.
Инструкция к проведению: Педагог показывает карточки с Зайцем в разное время суток. На каждой из карточек Заяц выполняет различные действия: утром делаем зарядку, умывается, днем играет на дворе, обедает, ночью ложится спать и т.д.
Затем педагог задает вопросы: Что делает Заяц? Когда Заяц ложится спать? А когда мы ложимся спать? и т.д.
Методика № 2 Части суток
Цель: выявление уровня сформированности временных представлений (представлений о частях суток).
Материал: Картинки, на которых изображены разные части суток.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что произошло (утро, день, ночь). Какое сейчас время суток?
Методика №3 Времена года
Цель: оценка общей осведомленности ребенка о временах года с указанием их признаков и последовательности.
Материал: Картинки с изображением времен года.
Инструкция к проведению: Ребенку предлагается ответить на вопросы по серии картин Времена года. После педагог задает следующие вопросы: Что изображено на картинках? Какие времена года ты знаешь? Почему ты решил, что это зима (лето)? А теперь разложи картинки по порядку начиная с зимы.
Оценка результатов: 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; 2 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки; 1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Критерии оценивающих результатов мониторинга.
Высокий уровень (от 8 до 9 баллов) – ребенок демонстрирует высокий уровень представлений об утре, вечере, дне и ночи, из которых состоят сутки. Умеют ориентировать в контрастных частях суток (день-ночь, утро-вечер). Они знают времена года (осень, зима, весна и лето), могут ориентироваться в них, определять признаки времен года.
Средний уровень (от 6 до 7 баллов) – ребенок демонстрирует достаточный уровень представлений о частях суток и года. Может ориентироваться в них, а также знает их словесное обозначение. Однако не может самостоятельно определять признаки частей суток или времен года. У ребенка возникают трудности в определении собственной или чужой деятельности относительно частей времени.
Низкий уровень (от 3 до 5 баллов) - ребенок плохо разбирается в частях суток или временах года. Путает ориентировку в них, поэтому с трудом может определить соответствующие времени действия.
* Результаты диагностики детей по перечисленным выше методикам отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики на уровень сформированности временных представлений на констатирующем этапе
Ф.И.О ребенка
А что делает Заяц?
Части суток
Времена года
Общий балл
Уровень знаний
Айлин .А.
2
1
1
4
низкий
Алена .Б.
2
1
1
4
Низкий
Артем .Б.
2
1
1
4
Низкий
Миша .В.
2
1
2
5
Низкий
Алиса .М.
1
1
1
3
Низкий
Анна .К.
1
1
1
3
Низкий
Володя .Т.
1
1
1
3
Низкий
Александра .П.
1
1
1
3
Низкий
Иван .С.
2
2
2
6
Средний
Софья .Ф.
2
2
2
6
Средний
Роман .Ч.
1
1
1
3
Низкий
Виктория.Х
1
1
1
3
низкий
Анна Щ
1
1
1
3
Низкий
Результаты диагностики уровня сформированности временных представлений у детей 2-3 лет во время констатирующего этапа
По итогам диагностики видно, что большинство детей находятся на низком уровне сформированности временных представлений. В количественном соотношении выходит: 2 детей – средний уровень, 11 детей – низкий уровень. Таким образом, можно сказать, что преобладающее большинство дошкольников экспериментальной группы на низком уровне.
Причины: - ранний возраст
-отсутствие речи у детей
социально неблагополучные семьи.
Результаты диагностики уровня сформированности временных представлений у детей 2-3 лет во время констатирующего этапа
По отдельному изучению результатов по методикам, выходит следующая картина. Во время выполнения первой методики А что делает Заяц? 2 детей могут ответить на вопросы по карточкам, 11 детей не справились с заданием.
При выполнении методики Времена суток результаты отражают не очень хорошие показатели, а именно: 13 детей – низкий уровень. Это обусловлено тем, что дети плохо ориентируются во временах суток, они не могут называть их и осознать, что в течении времени суток протекает их жизнь. Дети не понимают, что, исходя от этих признаков строится их распорядок дня.
Во время выполнения методики Времена года дети экспериментальной группы демонстрируют аналогично методике "Времена суток". По итогам полученных результатов нами была сформирована формирующая часть эксперимента, подробнее во второй части главы.
Формирующий этап.
Данные показывают, что у детей раннего возраста временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Поэтому целесообразным являлось проведение формирующего эксперимента, во время которого с детьми были проведены занятия: по развитию уровня сформированности временных представлений, чтобы знания и навыки детей соответствовали программным требованиям дошкольного образования. Для этого были рассмотрены и проанализированы педагогические рекомендации по формированию данных представлений и выбрана предпочтительная методика непосредственной образовательной деятельности.
При проведении формирующего этапа опытно-практической работы решались следующие задачи:
определить наиболее оптимальный подход формирования временных представлений у детей 2-3лет;
составить комплекс заданий по указанной проблематике;
апробировать воздействие предложенной методики на формирование временных представлений у детей раннего возраста.
Для решения поставленных целей и задач во время занятий в группе ДОУ проводились – задания из составленного комплекса ,игры, упражнения, использовались стихи, сказки и многое другое .Таким образом во время формирующего этапа проводились следующие комплексы заданий по формированию и развитию временных представлений у детей раннего возраста 2-3 лет.
Для определения педагогической деятельности по формированию данных представлений необходимо проанализировать программные задачи, к которым относятся навыки различать и называть части суток, знать их последовательность. Кроме того, педагог должен познакомить ребенка с такими понятиями, как сутки, вчера, сегодня, завтра. Учить называть времена года, их последовательность и количество. Постепенно развивая у них чувство времени .
Для детей раннего возраста характерна следующая методика ознакомления с частями суток. Перед тем, как начать обучение по методике с детьми проводят предварительную работу. В этот период дети самостоятельно накапливают опыт, при помощи наводок воспитателя начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Во время занятий по формированию представлений с частями суток необходимо использовать следующий наглядный материал: картинки с действиями людей и животных в разное время суток. Проводить занятия следует демонстрацией этих картинок, для того, чтобы обозначить определенную деятельность в тот или иной период суток. Также при помощи данных картинок с действиями людей или животных детей учат последовательности частей суток. Например, умываться следует по утрам, спать ложиться ночью, обедать днем и прочее.
Также в младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью дошкольника и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.
Для этого проводят занятия по следующему типу, с использованием картинок с изображением мальчика в разное время суток. При демонстрации данной картинки, педагог спрашивает у дошкольников: Что нарисовано на картинке? Когда мы делаем зарядку? А что еще вы делаете утром? А когда вы возвращаетесь из садика домой? Что вы еще делаете вечером? Что мальчик на картинке делает вечером?
Соответственно ответы на эти вопросы будут давать ребенком в зависимости от времени суток. Например, мальчик выполняет зарядку утром, в это же время он завтракает. Дети возвращаются из садика вечером, в это же время они ужинают и т.д. . После рассматривания картинок, их обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.
Закрепление представлений о времени суток необходимо проводить подобные занятия с заменым наглядным материалом. Например, используя игрушки, картинки с изображением разных времен суток (действия и явления природы).
Воспитатель рассказывает сказку про героя (игрушку). Герой принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:
- Он проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока герой гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Герой проголодался и пообедал грибочком. Далеко от дома забрел герой, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Герой пришел домой и включил телевизор, а там передача Спокойной ночи, малыши. Посмотрел герой телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш герой и лег спать.
Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку и задавать следующие вопросы: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем дети вместе обсуждают, что и когда изображено на фотографиях. После рассказа воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы: Найдите и покажите картинку с изображением утра? Что ты видишь на своей картинке? Когда это бывает?
Стоит отметить детям, что перед дневным сном не говорить: Спокойной ночи, а желать Спокойных/сладких снов.
Можно предложить детям стихи или загадки с загадыванием времен суток или года. Например, давая стихи как: Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День) Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже .
При этом используются дидактические игры с использованием картинок, вопросов, загадок, стихов. Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток в нужном порядке.
Постепенно задания для детей 2-3 лет усложняют, задавая вопросы на подобие: Назови все части суток по порядку, начиная с вечера. При этом следует усложнять и наглядный материал, например, использовать те, где изображены действия ребенка, природы и деятельности людей или же только природных явлений.
Таким образом, можно предположить, что существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 2-3 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.
В начале нашей работы мы составили план проведения комплекса заданий направленных на формирование у детей дошкольного возраста временных представлений. Составленный план работы имеет блочный характер и включает 4 блока, различающихся целевыми ориентирами.
Целью 1 блока является формирование у детей умения различать отдельные части суток, времена года, ориентируясь на собственную деятельность или на деятельность окружающих людей, проходящую в определенный период времени, а также на природные особенности.
Целью 2 блока является формирование у детей умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток, времен года.
Целью 3 блока является формирование представлений о прямой последовательности частей суток и времен года.
Целью 4 блока является ознакомление детей с умением определять прямую и обратную последовательность частей суток и времен года от любого элемента на основе круговой модели. Подробнее можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Перспективный план работы по формированию временных представлений у детей 2-3 лет
Дидактические задачи
Метод работы
Блок 1. Формирование умения различать отдельные времена суток и года
Сутки
Упражнять детей в соотнесении деятельности (человека, животных) с названиями частей суток
Подвижная игра День- ночь
Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие части суток
Дидактическое упражнение Будь внимательным
Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную на картинке, отражающей циклично повторяющуюся деятельность людей
Дидактическое упражнение Когда мы это делаем?
Упражнять в определении частей суток, изображенных на картинках.
Дидактическое упражнение Когда это бывает?
Времена года
Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе
Игра В какое время года нужны эти предметы?
Закрепление представлений о признаках времен года
Игра с мячом Бывает - не бывает
Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках
Игра Когда это бывает?
Закреплять представления о временах года
Дидактическая игра Времена года
Закрепление представлений о признаках времен года
Игра Догадайся, о каком времени года идет речь
Блок 2. Формирование умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток и времен года
Сутки
Познакомить детей с условными обозначениями частей суток
Беседа Какого цвета утро?
Упражнять в соотнесении пейзажных картинок и условных обозначений частей суток
Дидактическая игра Парные картинки
Закреплять умение соотносить условный знак (фишку) с частью суток, указанной на картинке.
Дидактическое упражнение Когда это бывает?
Совершенствовать умение соотносить цвет фишки с обозначаемым временем суток
Дидактическая игра Лото (два варианта)
Упражнять детей в определении частей суток по описанию характерной деятельности и состояния природы и соотнесении их с цветом фишки.
Дидактическое упражнение Отгадай загадку
Закреплять представление о частях суток
Игра Помощник будильник
Закрепить знания детей о частях суток
Игра Сложи картинку
Времена года
Закрепление представлений о признаках времен года
Игра Бывает так?
Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках
Игра Времена года
Закрепить названия и последовательности смены времен года
Упражнение Какое это время года?
Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времен года
Игра Домики времен года
Блок 3. Формирование представлений о прямой последовательности частей суток и времен года
Сутки
Познакомить детей с моделью суток, уточнять представление об условном обозначении частей суток и их последовательности
Беседа Знакомство с моделью суток
Упражнять детей в построении модели суток
Дидактическое упражнение Вагончики
Упражнять детей в установлении последовательности
Дидактическое частей суток, начиная с утра упражнение Разложи по порядку
Закрепить умение устанавливать последовательность частей суток, начиная с утра
Дидактическое упражнение Части суток, стройтесь
Упражнять детей в воспроизведении прямой последовательности частей суток
Дидактическое упражнение Что за чем?
Упражнять детей в определении и назывании недостающего элемента в модели суток
Дидактическое упражнение Что пропущено?
Совершенствовать умение достраивать модель суток
Дидактическое упражнение Строители (2 варианта)
Времена года
Закрепить знания детей о последовательности времен года
Дидактическая игра Четыре времени года
Уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна
Дидактическая игра Когда это бывает?
Закрепить названия и последовательности смены времен года
Игра Определи время года
Закрепить названия и последовательности смены времен года
Упражнение Повтори, не ошибись
Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов
Игра Что сначала, что потом?
Блок 4. Формирование умения определять прямую и обратную последовательность частей суток и времен года от любого элемента на основе круговой модели
Сутки
Познакомить детей с круговой моделью суток
Беседа Сутки
Упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента
Дидактическое упражнение Разложи по порядку, начиная с…
Упражнять детей в нахождении пропущенного элемента в круговой модели суток
Дидактическое упражнение Найди пропущенную часть
Упражнять в назывании прямой последовательности частей суток от любого элемента
Дидактическое упражнение Что наступит после…
Закреплять умение называть части суток в прямой последовательности, начиная от заданного элемента
Дидактическая игра Я начну – ты продолжай, части суток называй
Упражнять детей в назывании частей суток в обратной последовательности с помощью круговой модели
Дидактическое упражнение Что было сначала?
Упражнять детей в определении и назывании предыдущих и последующих частей суток по отношению к заданной части суток
Дидактическое упражнение Назови соседей
Совершенствовать умение называть предыдущую и последующую части суток
Дидактическое упражнение Соседи
Закреплять умение называть части суток в прямой и обратной последовательности
Дидактическая игра Лови, бросай, части суток называй
Времена года
Закрепить названия и последовательность времен года
Игра Круглый год
Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе
Игра В какое время года нужны эти предметы?
Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов
Игра Что сначала, что потом?
Уточнение представлений о временах года, закрепление названий времен года, их последовательности
Работа с часами Времена года
Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе
Игра В какое время года нужны эти предметы?
Примеры некоторых упражнений приведены ниже.
Блок 1. Формирование умения различать отдельные времена суток и года
Подвижная игра День-ночь
Задача: Упражнять детей в соотнесении деятельности (человека, животных) с названиями частей суток.
Описание: Воспитатель предлагает детям представить себя лесными животными, спрашивает, какую роль они выбрали. Двоим-троим детям предлагает роль совы. Что сова делает ночью? А остальные звери и птицы? Что они делают днем? А сова?. После этого воспитатель объясняет правила игры: Когда я скажу слово ночь, все приседают, закрывают глазки, а сова летает и смотрит, тех, кто не спит и шевелится, она забирает к себе. Как только услышите слово день, вы просыпаетесь и начинаете двигаться, играть, а сова улетает. Воспитатель хлопает в ладоши, называет часть суток.
Усложнение: Добавляются такие части суток, как утро (звери и птицы потягиваются, просыпаются) и вечер (расходятся в норы и гнезда).
Дидактическая игра В какое время года нужны эти предметы?
Задача: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (зонт, скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед, сандалии, теплые сапожки, резиновый круг, варежки, сарафан, плащ, купальник и т.д.).
Описание: педагог показывает детям изображения времен года и предметов, после предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам они определили время года. Дети показывают время года на круговой модели.
Блок 2. Формирование умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток и времен года
Дидактическое упражнение Когда это бывает?
Задача: закреплять умение детей соотносить условный знак (цвет фишки) с частью (временем) суток, изображенной на картинке.
Оборудование: 4 фишки (светло-голубая – утро, желтая – день, оранжевая – вечер, темно-синяя – ночь), картинки с изображением деятельности человека в различное время суток, картинки.
Описание: Воспитатель раздает каждому ребенку по 4 фишки разных цветов, обозначающих части суток. Объясняет задание: Я буду показывать вам картинки, вы должны внимательно посмотреть на картинку и определить, в какое время суток человек это делает.
В ходе показа воспитателем картинки ребенок должен поднять цветную фишку, определив, к какой части суток относится изображенная деятельность. Можно провести и другой вариант то же самое, но с использованием пейзажных картинок.
Игра Домики времен года
Задача: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времен года.
Оборудование: 4 домика разного цвета (красный – лето, желтый – осень, голубой – зима, зеленый – весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы, предметные картинки.
Описание: Педагог показывает детям домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живет. Затем домики раскладываются по порядку времен года. Дети называют каждое время года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года и подобрать нужные картинки к своему времени года.
Блок 3. Формирование представлений о прямой последовательности частей суток и времен года
Дидактическое упражнение Части суток, стройтесь.
Задача: закрепить умение устанавливать последовательность частей суток, начиная с утра.
Оборудование: Линейная модель частей суток, цветные фишки или флажки.
Описание: Педагог делит детей на команды по 4 человека, раздает каждому по фишке (флажку), обозначающей часть суток. Детям предлагается построиться, ориентируясь по линейной модели, начиная с первого элемента – утра. Чья команда справится быстрее, становится победителем или же детям предлагается построиться, начиная с ночи.
Дидактическая игра Четыре времени года
Задачи: закрепить знания детей о последовательности времен года.
Описание: Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ Четыре сестры (автор Елена Глызь): Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.
Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее ее не было во всем свете. Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что все вокруг нее расцветало. Она украшала свое ярко-зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный теплый ветер и пела вместе с птицами. Веселой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками. Самой печальной из всех сестер была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь.
Блок 4. Формирование умения определять прямую и обратную последовательность частей суток и времен года от любого элемента на основе круговой модели
Дидактическое упражнение Разложи по порядку, начиная с …
Задача: упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента.
Оборудование: круговая модель суток, фишки, обозначающие части суток.
Описание: Педагог представляет детям фишки, которые надо разложить по порядку, начиная с части суток утро / ночь / вечер, ориентируясь на круговую модель суток.
Работа с часами Времена года
Задачи: уточнение представлений о временах года, закрепление названий времен года, их последовательности.
Оборудование: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень – желтый, зима – синий, весна – зеленый, лето – красный).
Описание: Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка: - Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.) Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки. Обращаем внимание на цвета секторов. Затем педагог спрашивает у детей - Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? (4 времени года).
Задания для детей: Педагог называет время года и просит ребенка назвать время года, которое идет следом (или предыдущее время года). Педагог задает вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: (Когда идет снег? Когда снег тает? и т.д.)
После проведения вышеуказанных занятий детей экспериментальной группы заново продиагностировали по тем же методикам, что и в констатирующем этапе эксперимента. Необходимость данного мероприятия в том, что за счет него будет выявлен уровень эффективности педагогического воздействия на детей, в процессе формирования временных представлений.
Таким образом, можно предположить, что существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 2-3 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.
Контрольный этап
После работы по формированию временных представлений у детей раннего возраста была проведена повторная диагностика.
Цель контрольного этапа – выявление эффективности составленного комплекса на уровень сформированности временных представлений у детей раннего возраста.
В качестве основного метода исследования уровня временных представлений у детей 2-3 лет использовались те же диагностические методики В.П. Новиковой, что и во время констатирующего этапа. Результаты диагностики детей по перечисленным выше методикам отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики на уровень сформированности временных представлений на контрольном этапе
Ф.И. ребенка
А что делает Заяц?
Части суток
Времена года
Общий балл
Уровень знаний
Айлин .А.
3
3
3
9
Высокий
Алена .Б
3
3
3
9
Высокий
Артем .Б
3
3
3
9
Высокий
Миша .В
3
3
2
8
Средний
Алиса .М.
3
3
3
9
Высокий
Анна .К
3
3
3
9
Высокий
Володя .Т
2
3
2
6
Средний
Александра П
2
2
2
6
Средний
Иван .С
3
3
3
9
Высокий
Софья .Ф
3
3
3
9
Высокий
Роман Ч
2
2
2
6
Средний
Виктория.Х
2
2
2
6
Средний
Анна Щ.
3
2
3
8
Высокий
По итогам диагностики видно, что после проведенного формирующего этапа уровень знаний у детей значительно вырос. Так после повторной диагностики большинство детей теперь находятся на высоком уровне сформированности временных представлений. В количественном соотношении выходит: 8 детей – высокий уровень, 5 детей – средний уровень. Таким образом, можно сказать, что большинство дошкольников экспериментальной группы после проведенных занятий и педагогического воздействия повысили свой уровень знаний.
По отдельному изучению результатов по методикам, выходит следующая картина. Во время выполнения первой методики А что делает Заяц? 9 детей раннего возраста на высоком уровне, 4 ребенка на среднем и ни одного (0) на низком. При выполнении методики Времена суток следующие показатели, а именно: 9 детей – высокий уровень, 4 – средний и 0 детей на низком уровне. Во время выполнения методики Времена года дети демонстрируют такие показатели: 8 детей на высоком уровне, 5 на среднем уровне.
В сравнительном анализе результатом можно заметить значительное улучшение в уровнях сформированности временных представлений у детей по итогу проведенного формирующего этапа. Все дети, которые в начале были на среднем уровне знаний повысили их до высокого. Такая же тенденция наблюдается у детей с низким уровнем, на первоначальном не осталось ни одного. В системе баллов по индивидуальным показателям можно также заметить улучшение. Дошкольники смогли подтянуть те области знаний, где у них наблюдался пробел.
Следует отметить, что трудности в формировании временных представлений были в моменте развития знаний по временам года. Основной причиной данной проблемы мы считаем в том, что в отличии от времен суток, которые встречаются ежедневно в повседневном быту у детей ранеего возраста, времена года встречались им намного реже. Детям 2-3лет трудно отличать осень и весну, они в данном возраста ярко представляют только лето и зиму. Поэтому целесообразным считаем дальнейшую работу по развитии понятий о временах суток и года. Во время математических занятий необходимо акцентировать внимание на различных частях суток при помощи наводящих вопросов. Например, когда вы приходите в детский сад и мы завтракаем? Когда солнце встает и на улице становиться светло? В какое время суток родители вас забирают из детского сада? Также задаются вопросы по распорядку дня дома и в детском саду.
Формирование представлений о временах года также проходит в формате вопрос-ответ, стихов или сказок, особое внимание уделяется признакам времен года. В этом педагогам помогают наблюдения за природой, праздники, карточки и т.п.
По итогу опытно-педагогической работы можно сказать, что педагогический эксперимент продемонстрировал свою эффективность в развитии временных представлений у детей 2-3 лет.
2.2 Комплекс заданий, направленный на формирование временных преставлений у детей раннего возраста
При отборе комплекса игр и упражнений руководствовалась принципами доступности, последовательности, систематичности, учитывались индивидуальные особенности детей.
Система мероприятий, направленных на формирование представлений о времени:
1. Тематические беседы.
- Утро - день - вечер. Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
- Времена года. Формировать представления о временах года: весне, лете, осени и зиме.
2. Дидактические игры, способствующие формированию представлений о времени. см.Приложение 1 и Приложение 2
- День и ночь. Закреплять знания детей о частях суток.
- Части суток. Упражнять детей в различении частей суток.
- Времена года. Закреплять представления о временах года
- Когда это бывает. Совершенствовать знания детей о временах года, их характерных признаках.
3. Дидактические упражнения, способствующие формированию представлений о времени.
- Наш день. Совершенствовать знания детей о частях суток, их характерных признаках.
- Продолжай. Закреплять знания детей о последовательности частей суток и времён года
- Назови пропущенное слово. Упражнять в активном запоминании последовательности временных отрезков.
- Когда это бывает. Уточнить представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.
Для формирования временных представлений использовались разнообразные методы. Все они включались в организацию практической деятельности детей.
Ведущим являлся практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей.
Для закрепления временных представлений проводились такие мероприятия:
- закрепление изученного материала в режимных моментах;
- чтение художественной литературы: отрывков из рассказов,
- стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия;
- рассматривание картин о временах года и частях суток;
- просмотр мультфильмов Обучающие уроки тётушки Совы, Части суток, Времена года;
- наблюдения на прогулках.
С детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование временных понятий:см.Приложение 3
День и ночь, Части суток, Времена года, Когда это бывает.
В ходе игр дети упражнялись в активном различении временных понятий.
Кроме практического метода использовались наглядные и словесные методы. Они не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. К наглядным методам относилось рассматривание детьми сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине, и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность и др.) помогают ребенку определить и назвать время. Словесные методы предполагали объяснение, беседы и вопросы к детям.
Методические рекомендации:
Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка уже после полутора - двух лет - те, из которых состоит само представление о времени. То есть сначала, потом, сейчас, до того, после того, скоро, еще долго и т.д.
Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций - просто говорите эти слова, играя и общаясь с ребенком, комментируя, таким образом, свои действия: Сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом - гулять. Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании. Они могут касаться, не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку - например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку.
Затем можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет, что такое сегодня, завтра, вчера.Это не так просто, как может показаться, - поначалу дети часто путают эти слова. Для того чтобы закрепить пройденное, чаще спрашивайте у малыша: Во что ты играл вчера в садике, Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?.Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра.Одновременно с этим можно знакомить с календарем - днями недели, месяцами.Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди.Все это можно показывать и вживую, расспрашивать, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке - вода.Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас к разговору о временах года и все о тех же месяцах.
Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно - ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова.
Исходя из этого, целенаправленная работа педагога будет способствовать развитию ребенка раннего возраста в данном направлении.
2.3 Результаты опытно-практической работы по формированию временных представлений у детей раннего возраста
По итогу опытно-педагогической работы можно сказать, что педагогическая практика продемонстрировала свою эффективность в развитии временных представлений у детей 2-3 лет.
Сравнительный анализ результатов опытно-практической работы.
В процессе исследования участвовала группа, которая состояла из 13 детей раннего возраста. Первоначальная работа проводилась в начале педагогического года, когда проводился мониторинг для диагностики уровня сформированности временных представлений. Проверка знаний проходила во время групповых занятий, также некоторые вопросы задавались индивидуально ребенку. Данная работа проводилась для того, чтобы уточнить реальный уровень знаний о времени у каждого из детей. По итогам проверки были разработаны соответствующие рекомендации педагогического воздействия для преодоления установленных на констатирующем этапе проблем.
Дальнейшая работа сводилась к проведению формирующего этапа эксперимента, когда у детей 2-3 лет развивались временные представления. Посредством различных методических рекомендаций были проведены работы по устранению пробелов в знаниях. Итогом опытно-педагогической работы была повторная диагностика уровня знаний о времени у детей. Исходя из этих показателей было выявлена эффективность проведенного формирующего этапа эксперимента и намечен план дальнейших работ для закрепления полученных результатов.
Существует множество различных методических рекомендаций по формированию и развитию временных представлений у детей 2-3 лет. Выбор той или иной методики зависит от воспитателя и программы дошкольного образования, которое используется ДОУ при составлении плана и программы обучения детей.
Постепенно задания для детей 2-3 лет усложняют, задавая вопросы на подобие: Назови все части суток по порядку, начиная с вечера. При этом следует усложнять и наглядный материал, например, использовать те, где изображены действия ребенка, природы и деятельности людей или же только природных явлений.
Таким образом, можно предположить, что комплекс заданий способствует положительному изменению в формировании временных представлений у детей дошкольного возраста.
Заключение
В научной психолого-педагогической литературе широко исследуется проблема формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Такие исследования активно ведутся в России и за рубежом на протяжении веков. Исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и другие, так и отечественные К.А. Абульханова – Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, А.М. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова, Р.Л. Непомнящая. Они определили достаточно разнообразную программу для развития у детей знаний о времени. Необходимо дальнейшее изучение вопросов формирования представлений о времени у детей с целью повышения эффективности педагогического процесса. При этом, конечно, необходимо опираться на имеющийся научный и педагогический опыт, накопленный признанными учеными и педагогами в истории педагогической науки. Основными задачами развития временных представлений у детей дошкольного возраста являются: формирование первичной практической ориентировки во времени; формирование чувства времени; ознакомление с отдельными временными эталонами; формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность). Особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений заключаются, прежде всего, в необходимости учета детского восприятия и комплексном использовании методов, а особенно дидактических игр и технологии моделирования. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть 58 формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательной области Познавательное развитие. Как правило, дошкольные образовательные учреждения разрабатывают собственные комплексные программы развития на основе известных программ, подготовленных авторскими коллективами ученых, а также с обязательным учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Мы изучили и проанализировали основные примеры образовательных программ дошкольных образовательных учреждений с точки зрения формирования детских представлений о времени. Наш анализ примерных образовательных программ показал, что в части формирования представлений о времени у детей многие программы очень похожи. Считаем целесообразным применять ряд положений и идей этих программ в практической деятельности педагогов. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста возможно практически во всех видах деятельности. Однако существуют основные виды деятельности, в которых формирование представлений о времени наиболее эффективно: учебная, игровая деятельность.
50